Игорь Волошин: «Нельзя сделать фильм без художественного вымысла»

Режиссер фильма про Льва Яшина — о cъемках картины и реакции вдовы легендарного вратаря на возможное приглашение Сергея Безрукова.
Вопрос о создании художественного фильма, посвященного легендарному вратарю Льву Яшину, еще в 2013 году поручил рассмотреть президент РФ Владимир Путин. 
Фото: ИЗВЕСТИЯ/Анна Исакова

И вот, спустя 2 года, стало известно, что сценарий практически готов, кастинг прошел, а съемки начнутся в ближайшее время. Ожидается, что картина будет показана в 2017 году на открытии нового стадиона столичного «Динамо», за которое выступал Яшин. 

О своем отношении к личности культового советского спортсмена, последнем сценарии Владимира Валуцкого, автора «Приключений Шерлока Холмса и доктора Ватсона», а также желании привлечь к фильму Сергея Безрукова «Известиям» рассказал режиссер фильма Игорь Волошин.

— Как вы, будучи артхаусным режиссером, пришли к такому глобальному проекту?

— Я с давних пор привлекался к разным коммерческим проектам. Меня зовут, зная, что я снимаю артхаус. Люди из индустрии понимают, что я могу сделать мейнстрим. И в то же время я берусь только за то, что мне нравится. Мы давно общаемся с продюсером фильма Олегом Капанцом. Именно от него я впервые услышал о фильме про Яшина. Когда ты слышишь такую фамилию, — а это, если позволите, фундаментальный и эпохальный бренд, — то отказаться невозможно. На мне висит очень большая ответственность в первую очередь перед зрителем, потому что фильмы с большим бюджетом должны собирать публику. Поэтому это не может быть какая-то локальная история, должен быть эпос: необходимо передать характер героя и эпоху.

— Чем вас привлекает личность Льва Яшина?

— В людях меня всегда удивляла совокупность разных черт: красота, гений, талант, работоспособность, мастерство. Когда я сталкиваюсь со своим героем, то начинаю рассматривать его фотографии, хронику, пытаюсь понять его личность. Отсматривая тонны материала, которые мне передали продюсеры, я осознал, что в Яшине отразилось всё это: красота игры, души и голливудская внешность, которая ставила СССР в конкурентоспособное положение с западными странами через визуализацию образа. За границей ему дали прозвище Черный Паук. А ведь это мог быть абсолютно наш герой комиксов. Так вот мы собираемся сделать из него Паука.

— Будет ли в картине отражен внутренний мир героя?

— Определенно. Это был человек с большим сердцем. Он расстроился после поражения от Чили на чемпионате мира, но не осуждал людей, которые изменили к нему отношение. В одну секунду он превратился из короля, иконы футбола в изгоя. Моя задача привести эту историю на площадку. Поэтому скрупулезно работаю над материалом и прошу продюсеров не спешить.

— Какому периоду жизни Яшина будет посвящен фильм?

— Три десятилетия. Всё будет сбалансированно. Главное, это судьба величайшего человека. Все привыкли, что есть такой вратарь, которого не пробить. Его все любили, а потом стали ненавидеть после двух пропущенных мячей. Это бред.

— Каково ваше отношение непосредственно к футболу?

— Я люблю футбол и всегда знал большие имена, но не мог представить, что смогу прикоснуться к этому так близко. В детстве я занимался дзюдо. Но отношение к футболу — как у всех. Если сейчас бросить передо мной мяч, я сразу начну играть. Прямо чувствую, как мяч ложится на ногу. Ощущение твердости и звук от удара — непередаваемы.

— Вас критиковали за слабые сценарии. В этом плане работать с готовым материалом будет проще?

— Думаю, да. Таких мастеров, как Владимир Валуцкий, не так много. Автор, который написал сценарий не только к «Приключениям Шерлока Холмса и доктора Ватсона», но и к тому же «Шпиону», без сомнения, заслуживает уважения. К сожалению, мне не удалось с ним пообщаться. Я прочитал сценарий — и это мощно. Нам осталось только его немного докрутить.

— Глава Счетной палаты РФ Сергей Степашин, возглавляющий рабочую группу по съемкам фильма, сказал, что картина призвана изменить отношение к России в мире. Это так?

— Скажу честно, многие вещи, которые я услышал по поводу фильма, для меня были откровением. Я вообще не знал, что всё настолько серьезно. Для меня это большой сюрприз. Мне очень нравится Яшин, и фильм будет о нем. Там нет никакого идеологического подтекста. Иначе мне было бы неинтересно работать. Я как был независимым кинематографистом, так им и остаюсь. Этот фильм также снимается на коммерческие деньги. С господдержкой у меня отношения складываются непросто.

— Главным цензором картины выступает вдова Яшина — Валентина Тимофеевна. Она говорила, что до этого момента забраковала шесть или семь сценариев.

— Пообщавшись с ней и посмотрев проморолик, я пережил катарсис. Однажды я встретился с Йоко Оно, женой Джона Леннона. Когда я взял ее за руку, меня посетило странное чувство, как будто через меня прошла какая-то история. И вот когда я встретился с Валентиной Тимофеевной, меня буквально накрыло такое же чувство.

— Тем не менее пока она не представляет, как можно снять художественный фильм о ее муже. Какой процент художественного вымысла закладывается в картину?

— Нельзя сделать фильм без художественного вымысла. Если так сделать, то получится «Википедия». Мы будем максимально точны в датах. Сценарий подразумевает, что будут отступления, которых не было, но которые могли быть в характере Яшина. В плане байопика все будет предельно корректно — и личная жизнь, и взаимоотношения с коллегами.

— Капанец назвал трех претендентов на главную роль — Григорий Добрыгин, Игорь Петренко и Евгений Цыганов. На ком вы остановитесь?

— Когда я прочитал сценарий, то понял, что Лев Иванович обладал чертами князя Мышкина, героя известного произведения Федора Достоевского. Важно отразить характер Яшина, его жизненную философию. У нас в стране есть выдающиеся актеры. Мы не могли остановить пробы, потому что все приготовились к ним, как к самому большому экзамену в своей жизни. Рассматриваем все варианты, в том числе любителей. Окончательно планируем определиться в октябре-ноябре. Будем искать человека без шлейфа «селебрити», который понравится Валентине Тимофеевне и только потом всем нам.

— Вас удивила реакция Яшиной, которая наотрез отказалась от приглашения Сергея Безрукова?

— Я начинал работать над фильмом «Высоцкий. Спасибо, что живой». Безрукова на картину, кстати, подтянул именно я. У меня было ощущение, что его игра даст фильму больше жизни. Также я думал и в этом случае. Мне кажется, что критика в адрес Сергея — это «заслуга» СМИ. Я не думаю, что Валентина Тимофеевна погружалась в актерскую природу Безрукова, которая, бесспорно, велика. Другое дело, что всех актеров преследует шлейф предыдущих ролей.

— Вспоминая фильм про Высоцкого, допускаете ли вы пластический грим?

— Есть несколько путей: найти похожего и талантливого, найти непохожего и талантливого, и третий вариант – звезда первого порядка. Сегодня технологии позволяют нам приблизить сходство актера к персонажу с помощью пластических эффектов и компьютерной графики. Мы вообще можем сделать двойника. Оливер Стоун хотел сделать из Джоша Бролина двойника Джорда Буша-младшего. Он получился, но зачем тогда сам Бролин? В таком случае уходит что-то живое. В итоге режиссер не стал делать копию, а привнес элементы Буша, и все остались довольны. Мой предыдущий опыт подсказывает то же самое.

— Если с главной мужской ролью вы пока не определились, то, может быть, определились с женской?

— Актрису однозначно будет утверждать Валентина Тимофеевна. Но ее будут подбирать под актера. Как сказала Яшина, она хотела бы видеть «курносенькую» девушку. Сейчас мы ведем переговоры с актрисой, которая готова на пластику. Это шутка, конечно (смеется).

— Какие визуальные решения увидит зритель?

— Раньше футбол снимался по-другому. Это не были те рекламные ролики от первого лица в стиле Гая Ричи, которые мы видим сегодня, — необходимо это учитывать. Мы будем совмещать всё: и GoPro, и скоростные тележки. Мы не закрываемся и не уходим от зрителя в ретро. Мы пытаемся всё совместить и показать мир глазами Яшина и людей его эпохи. Но при этом, не побоюсь этого слова, это будет модный фильм в смысле технологий, потому что сегодня без этого, к сожалению, кино смотреть никто не будет. Сегодня изменились лица, люди, повадки, поэтому непросто найти человека, который бы соответствовал той эпохе. Для того чтобы сесть в машину времени и перенестись туда, нужно проделать огромный препродакшн.

— Вы будете использовать в картине документальную хронику?

— Я еще не уверен. Возможно, художественное будет взаимосвязано с документальным. С одной стороны, это никогда не помешает, но с другой — может быть лишним. Что касается пленки, то сегодня в мире есть всего три режиссера, которые продолжают с ней работать: Стивен Спилберг, Кристофер Нолан и Стоун. Дело в том, что снимать на пленку абсолютно невыгодно. Сегодня все спецэффекты можно сделать на пульте. Но если художественная задача потребует пленки, мы уделим этому внимание.
Автор
Эдвард Сержан
Поделиться
Комментировать

Популярное в разделе