Кадры для кинокадров

Сегодня российское кино испытывает серьезный дефицит специалистов. Где можно научиться снимать фильмы, кроме ВГИКа? Раньше, если человек хотел работать в кино, было понятно, куда идти учиться: во ВГИК. Теперь так однозначно сказать нельзя. Меняется кино, меняются и требования к работающим там специалистам. Проблема кадров стала обостряться с появлением цифровых технологий и из-за увеличения объемов телепроизводства. На телевидении, для которого кадры зачастую готовятся в тех же кинематографических вузах, высокий спрос на создателей документальных фильмов, на сценаристов, редакторов. Вопрос подготовки кадров для кино обсуждался даже на правительственном Совете по развитию отечественной кинематографии в феврале прошлого года. Проблемы образования в кино были обозначены и в докладе, подготовленном Фондом кино совместно с компанией Movie Research.
Лето 2012 года ознаменовалось появлением целого ряда образовательных проектов в области кино. В июне—августе работала летняя школа сценарного мастерства — первый проект Ассоциации продюсеров кино и телевидения совместно с Южно-Калифорнийским университетом (USC) и ВГИКом. Прошли первые собеседования в Московской школе кино, это новый совместный проект Scream School и Британской высшей школы дизайна. В конце июня заработала Московская школа кино продюсера Геннадия Кострова и режиссера Дмитрия Мамулии. А в июле в подмосковном доме отдыха «Ершово» кипела работа молодых сценаристов в рамках первой Лаборатории короткометражного кино («Культбюро», Generation Campus, «Главкино»). Отличительной особенностью всех этих проектов является то, что их создают сами кинопроизводители для подготовки собственных кадров.
Сейчас в кинопроизводстве одной из самых востребованных профессий является сценарист, и качество подготовки этих специалистов вызывает много нареканий. В исследовании компании Movie Research говорится, что сегодня большинство молодых сценаристов игнорируют специфику кино. Продюсеры упрекают их в излишней литературности, непонимании целевой аудитории и негибкости. Студентам некоторых вузов буквально прививается отвращение к фильмам для массового зрителя. В результате все снимают авторское кино без учета реалий кинорынка. «После того как прошли времена перестроечного, а затем кооперативного кино, мы остро ощутили нехватку кадров, — рассказывает Рауф Атамалибеков, продюсер и генеральный директор кинокомпании United Multimedia Projects (UMP). — В первую очередь не хватает хороших сценаристов, то есть специалистов, которые играют самую важную роль в создании фильмов. Это связано с тем, что сейчас опытных мастеров-преподавателей старой школы становится все меньше, а новые не приходят».
Следующей проблемной профессией первого звена является продюсер. По словам советника исполнительного директора Фонда кино Анны Шаровой, выпускники российских вузов не могут сразу начать работать продюсерами. «Никакое учебное заведение не может дать молодому специалисту такой набор компетенций, чтобы он сразу мог продюсировать большое кино, — говорит Шарова. — Это нарабатывается со временем, но важно, чтобы выпускники не боялись работать на стартовых должностях РА (production assistant), продолжая учиться и профессионально расти. Также важно, чтобы учебные заведения предоставляли молодым режиссерам, сценаристам и тем более продюсерам все возможности активной совместной работы».
Еще более сложная ситуация складывается вокруг профессий так называемого второго звена. Речь идет о вторых режиссерах, ассистентах режиссеров, художниках-постановщиках, костюмерах и т.д. «У нас вообще нет ни одного образовательного заведения, которое готовило бы второй состав на системной основе, — продолжает Анна Шарова. — Странно, что даже в школах, которые появляются сейчас, тоже нет подготовки специальностей второго эшелона».
Конечно, фундаментального образования в вузах никто не отменял. По-прежнему дипломы выпускников ВГИКа, СПбГУКиТа ценятся достаточно высоко. Но сегодня большим подспорьем для отрасли становятся независимые курсы повышения квалификации, так называемые частные инициативы.
«Помимо классического образования, которое дают государственные вузы, все образовательные инициативы сегодня можно условно разделить на два направления, — рассказывает Анна Шарова. — Первое — это дополнительное образование, которое школы проводят на регулярной основе, длительность — от полугода до двух лет, по окончании выдается сертификат о дополнительном образовании. Ко второму направлению относятся частные образовательные проекты, которые представляют собой мастер-классы или краткосрочные курсы — от нескольких дней до 2—3 месяцев».
Большая часть курсов нацелена на людей, которые уже владеют азами профессии или хотя бы имеют высшее образование. Это оправдано в том смысле, что в кино приветствуется наличие жизненного опыта. Причем в некоторых случаях сертификат об окончании курсов, подписанный уважаемым в индустрии человеком, может цениться наравне с дипломом вуза.
Впрочем, не все киношники относятся к новым проектам с доверием. «Сегодня у нас существует около пятидесяти различных независимых школ, которые специализируются на кино, — говорит режиссер, сценарист, заведующий кафедрой режиссуры ВГИКа Владимир Хотиненко. — И это безумная цифра. Я глубоко убежден, что большинство из них создавалось исключительно для зарабатывания денег… Специалистов, как и раньше, приходит очень мало». Серьезным недостатком новых образовательных проектов в кино Хотиненко считает то, что большинство их сосредоточено в Москве. «Я не хочу сказать, что учиться сегодня можно только во ВГИКе или на Высших курсах сценаристов, но я призываю в первую очередь доверять классическому образованию, — продолжает мэтр. — Не правы те, кто считает, что ВГИК не понимает новых потребностей киноиндустрии. Об этом я слышал неоднократно и совершенно с этим не согласен. ВГИК не живет в шорах. У нас преподают самые профессиональные специалисты, в том числе достаточно молодые». Однако Владимир Хотиненко приветствует и появление новых качественных образовательных проектов: «Там могут быть свои эффективные подходы и методики, могут привлекаться иностранные специалисты или люди, которых я знаю лично и которым доверяю». И, видимо, здесь должны включаться механизмы конкуренции.
По мнению Анны Шаровой, успешность образовательного проекта будет определяться тем, смогут ли его выпускники найти работу в отрасли, будут ли они соответствовать предъявляемым сегодня требованиям. «Главная цель — подготовить специалистов современного уровня для киноиндустрии, поэтому среди новых образовательных инициатив должен произойти естественный отбор, — считает Олег Иванов, глава Movie Research. — Время покажет, какие из них смогут стать долгосрочными и эффективными».

Generation Campus — программа, созданная по модели тренинговой европейской программы Berlinale Talent Campus.
Участие: отбор на основе портфолио. Продолжительность: 7—10 дней. Оплата: бесплатно. В рамках практических занятий на конкретных примерах слушатели знакомятся с технологиями мирового кинопроизводства, работая с практикующими специалистами.

Московская школа кино
Участие: отбор по результатам собеседования — для продюсерского факультета и факультета визуальных эффектов, эссе — для сценарного факультета. Продолжительность: 1 год. Оплата: платно. Входит в консорциум школ наряду со Школой компьютерной графики Scream School, Британской высшей школой дизайна (БВШД) и Московской архитектурной школой (МАРШ). В школе существует Центр карьеры, который отвечает за интеграцию студентов в профессиональное сообщество (практика, стажировки, мастер-классы).

Лаборатория короткометражного кино
Участие: для профессионалов и начинающих режиссеров на основе конкурса. Продолжительность: 1 год. Оплата: бесплатно. В ноябре 2011 года организаторы лаборатории объявили всероссийский конкурс, в результате было отобрано 30 лучших работ, авторы которых были приглашены в лабораторию. Каждый день лаборатории посвящался какой-то специализации — операторскому искусству, художественному построению кадра, кастингу, музыке и звукам, питчингу (презентация проекта продюсеру). С июля по сентябрь участники работают самостоятельно, для того чтобы осенью выйти на питчинг со своим проектом перед жюри. Лучшим участникам будут предоставлены средства для съемок короткометражек.

Магистерские курсы Ассоциации продюсеров кино и телевидения
Участие: для имеющих высшее образование в сфере кино. Продолжительность: 2 года. Оплата: платно. Курсы заработают с 2013 года и со временем охватят целый ряд кинематографических профессий. Образовательная программа этого масштабного проекта будет основана на методологиях USC (Южно-Калифорнийского университета). Программа будет рассчитана помимо сценаристов также на специалистов постпродакшна и вторых режиссеров.

Мастерская Марины Разбежкиной и Михаила Угарова — школа авторского документального кино.
Участие: отбор на основе творческого конкурса и собеседования. Продолжительность: 14 месяцев. Оплата: платно. Студенты занимаются не только документальным кино, но и документальным театром, что позволяет исследовать различные стороны взаимодействия с реальностью. 80% времени обучения составляют практические занятия. Во время обучения каждый слушатель готовит курсовой фильм и итоговый фильм (или итоговый спектакль).

Киношкола Cinemotion
Участие: отбор по результатам эссе. Продолжительность: от 2 месяцев до 1 года. Оплата: платно. В рамках проекта Летнего образовательного кампуса в парке Горького летом 2012 года участники сняли 5 короткометражных фильмов, на примере которых прошли все этапы кинопроизводства — от написания сценария до съемок. Другим новым проектом компании, который будет запущен этой осенью, является полугодовой курс «Актерское мастерство в кино». Он будет проводиться совместно со специалистами из Stella Adler Academy of Acting and Theatre, LA. Это знаменитая американская школа, в которой в разное время учились Марлон Брандо, Стивен Спилберг, Роберт Де Ниро, Сальма Хайек и многие другие.

Продюсирование художественных фильмов и игрового кино (совместно с Нью-Йоркской академией киноискусства) в Высшей школе журналистики.
Участие: для профессионалов киноиндустрии. Продолжительность: 2 недели. Оплата: платно. Преподаватели из США — Пол Браун (продюсер сериалов «Квантовый скачок», «Секретные материалы»), Гилберт Шилтон («Ее звали Никита»), Лидия Седроне (продюсер студий The Walt Disney Co., MGM). Студенты могут продлить обучение еще на 13 недель, в течение которых можно снять и спродюсировать свое кино.
Источник
Поделиться
Комментировать

Популярное в разделе