Какие рецензии пишут Никите Михалкову на фильм "Цитадель"

Режиссер объявил конкурс среди любителей и выбрал 18 лучших текстов. Они оказались в распоряжении «Известий»


18 текстов из 300 присланных – таков итог отбора, произведенного Никитой Михалковым. Некоторое время назад режиссер, не слишком жалующий профессиональную кинокритику, объявил конкурс среди любителей. Авторы четырех лучших  рецензий на картину "Утомленные солнцем-2: Цитадель" получат призы, главный из которых – домашний кинотеатр.


Критерии отбора, по словам Михалкова, — "искреннее желание разобраться и способность работать душой в кинозале".


Церемонию награждения планируется совместить с обедом, куда Михалков уже пригласил всех, попавших в шорт-лист: «Посидим, пообщаемся, посмотрим друг другу в глаза». Мероприятие пройдет в рамках Московского Международного кинофестиваля.


«Известия» публикуют фрагменты текстов по собственному выбору.

 


Многолетний диалог комдива Котова и Мити – это две звенящие правды, без натяжек, без поддавков. У каждого своя Родина, Маруся, вера, свой дом-причал, счастье и надежда. И Надежда. А еще у них есть любовь...


Можно гадать, как сложится жизнь главной героини трилогии, но финал ее известен нам всем, как известна судьба СССР. Еще один диалог повторился. Поколению Нади вернули слово в слово все упреки Котова к поколению предыдущему: «Вот вас послушаешь – какая же у вас жизнь была прекрасная! Что ж вы тогда не защитили-то ее?.. Потому что вам предложить было нечего. Вы хотели, чтобы было так, как было...»


Возможно, следующему поколению удастся избежать повторения этих упреков в свой адрес. Если время маленьких людей уже наступило, упрекать их будет не в чем. Потому что маленькие люди по определению не способны на большие поступки.

Наталья Хлопаева

 


Ипостаси христианской Троицы проявляются в картине «Утомленные солнцем» от первого до последнего кадра на языке символов; так измеряются пределы не разума, но души и сердца. Если и то, и другое зачерствело, обмельчало – посмеются над немецкой задницей и миной-спасительницей, над пулеметчиком-меломаном и пресловутым комариком, ненавязчиво решающим судьбы государств. Потому что идея единства всего сущего неудобна. Тогда лишается смысла знакомый лозунг «Кто не с нами, тот против нас».


Женщина, пережившая ленинградскую блокаду, сказала однажды, что сейчас страшнее, чем тогда. Тогда было единство, было ясно, зачем. Сейчас, при видимом благополучии, все рассыпается. Мир-перевертыш. Мир бирюлек, завернутых в яркие фантики. Трилогия «Утомленные солнцем» — не ответ, но вопрос: «Во что верите ВЫ?», «Что делаете ВЫ здесь и сейчас?». Самое время об этом задуматься.

Далия Витта

 


На «Цитадель» мы ходили вдвоем, с папой. То есть вообще вдвоем – в зале, рассчитанном на сто человек, кроме нас, никого не было. Это в пятницу второй недели проката, в семь вечера, в накрапывающий дождь, и это на Михалкова. Два человека в зале.


Как в музее.


Там ведь не бывает много людей. Пробегут классом шумные школьники, пощелкают вспышками иностранцы, улыбнутся друг другу парень с девушкой, провинциальный художник вздохнет над чужой удачей, и все. Опять тишина. И шедевры по стенам...


На нас удивленно хлопала глазами продавщица билетов, с трудом собирая сдачу из пустой кассы; человек у входа в зал сразу закрыл за нами двери, и кто-то в аппаратной раньше времени запустил проектор – все они знали, что больше людей не будет. По музеям не ходят толпы.


Даже если в этих музеях выставляются Репин, Сислей или Михалков...

Александр Кукушкин

 


Трилогия «Утомленные солнцем» — это фильм о том, что за все, сделанное и несделанное, в жизни придется расплачиваться. О том, что ни Котов, ни Митя не является жертвой, они заслужили все и расплачиваются за свои грехи. А  если говорить масштабно, то вся страна заплатила за грехи. За умерших от голода, за ограбленные деревни, постыдные расстрелы военных, верных своей присяге, убитых священников, снесенные церкви. Да просто — за равнодушие, нежелание знать, что творится в соседнем дворе, в соседней квартире...


Фильм Михалкова о том, что человек всегда находит надежду, даже в самых катастрофических и безвыходных ситуациях. Этого очень не хватает в сегодняшнее время, когда не ценится дружба, не ценится любовь, не ценится семья...


В «Цитадели» есть одна сцена, оставляющая после себя такое вязкое, оцепеняющее чувство безысходности. Грузовик, застрявший в грязи, пытаются вытолкнуть на дорогу. Все это под дождем, в каком-то чаду. Вот на этот самый грузовик похожа сейчас наша страна. По шею в грязи мы, засыпая, вялыми фрикциями пытаемся втолкнуть этот грузовик на дорогу, чтобы ехать дальше в светлое будущее. Но то ли мы ленивы, то ли дорога плоха, то ли грузовик сломался или ехать нам некуда, а может, и всё вместе...

Гордеева Валентина

 


"Предстояние»" и «Цитадель» стоило посмотреть уже ради того, чтобы вернуться к «Утомленным солнцем». Фильм вышел в 1994-м. Время очень сильно сказывалось на восприятии фильма (да и лет мне тогда было совсем немного, романтизм девичий от уха до уха гулял). Только мученическая смерть в застенках НКВД могла оправдать Котова в моих глазах. Сейчас – смешно. Тогда сочувствие вызывали только «побежденные». Такие утонченные, интеллигентные, образованные. А тут этот Мартин Иден по-нашенски, свиное (пардон) рыло, портящее весь калашный ряд по праву сильного. Забравший то, что по праву принадлежало другому...


Нам, современным зрителям, остается только либо погружаться в новую работу Михалкова (хотя я не могу назвать этот процесс безболезненным), либо не погружаться, считая его «барином», радуясь отсутствию «мигалки» и роясь в учебниках средней школы в поисках исторических опровержений. Каждый решает сам, радоваться правде или «правденке».

Наталья Легкова

...Это была моя "маленькая победоносная война". Я победил толпу недовольных критиков, сидя в зале, не говоря ни слова...


Утомленные солнцем — это трафарет жизни. Дело происходит 66 лет назад, а мироустройство-то не поменялось. Те же напыщенные, недалекие чинуши. Непонятным образом оказывающиеся у власти и невежественной лапой разрушающие все вокруг.


Те же сильные характеры "маленьких", но великих людей. Людей, у которых смысл жизни не привязан к власти и богатству.


Один персонаж кричал: "Настанет время — и маленькие люди сменят больших". Я с сожалением понял, что это время настало. Мы давно в нем живем. Живем в самодурстве и глупости мелких душой людей. Великих людей не осталось. Основную массу задавил Сталин. Остальных технично давят по сей день...


Михалков — убийца кинотеатров. На его фильмы ходит меньший процент зрителей, да и тот не приносит выручки в бар. Но не удивлюсь, если «Утомленные солнцем-2» станут визитной карточкой 9-го Мая так же, как "Ирония судьбы" является символом 31 декабря.

Белянов Андрей


Известия


Поделиться
Комментировать

Популярное в разделе