Кинорежиссер Александр Прошкин поставил жесткий диагноз российскому кино

«Бандитский Петербург»: Гарри Поттер объявлен агентом ЦРУ.
ФОТО: EN.WIKIPEDIA.ORG


В Санкт-Петербурге в тридцатый раз проходит один из старейших российских кинофестивалей «Виват кино России!». Посвящен он 350-летию со дня рождения Петра I. Из восьми игровых фильмов его конкурсной программы пять рассказывают о войне. Классики советского кино жестко оценили состояние отечественной индустрии, утратившей былые достижения.


Начался фестиваль с полуденного выстрела, произведенного президентом киносмотра, актрисой Светланой Крючковой из пушки Петропавловской крепости, откуда ведет отсчет град Петров. В честь 350-летия со дня рождения Петра I показали программу «Медный всадник», где представлены 20-минутный «Петр Великий» 1909 года, снятый московским отделением «Братьев Пате», «Петр Первый» Владимира Петрова с Николаем Симоновым в главной роли, «Сказ про то, как царь Петр арапа женил» Александра Митты с Алексеем Петренко, дилогия Сергея Герасимова с молодым Дмитрием Золотухиным, «Царевич Алексей» Виталия Мельникова с Виктором Степановым в роли Петра.

Как ни старались организаторы избежать острых общественных дискуссий, чтобы никому не причинять боль, член жюри, сценарист «Бандитского Петербурга» Андрей Константинов высказался: «У нас целое поколение оказалось в плену Гарри Поттера — агента ЦРУ. У нас важнее западные смыслы». Суть послания заключалась в том, что если человек ориентирован на чужую культуру, то от него можно ожидать чего угодно, он быстрее предает.

Полемика развернулись и вокруг современного отечественного кино, оказавшегося под угрозой отмены в мире. Киновед и бывший министр кинематографии Армен Медведев, которого в свое время тоже «отменили», просто взяли и уволили, хотя с той поры никого лучше на кинопосту и не было, вспомнил давнюю историю на одном из фестивалей «Виват кино России!». С Анатолием Собчаком они вышли в одинаковых блайзерах, повторив таким образом легендарную сцену Элизабет Тейлор и Джины Лоллобриджиды, появившихся в 1961 году в одинаковых платьях на приеме в Кремле в честь Московского международного фестиваля. Тогда Собчак сказал, что если Медведева снимут с должности, то он возьмет его на работу. Не случилось, хотя компетентнейшего из министров сняли. «То ли я долго продержался, то ли он не смог», — прокомментировал Медведев. Он говорил об огромном багаже фильмов и актерских лиц, которым располагает наше кино, которое в принципе уже невозможно отменить. Он ребенком застал войну, помнит ополченцев в холщевых обмотках и брезентовых поясах и имеет полное право сказать, что современное кино и кино о войне тоже обращено исключительно в сторону аттракциона. Когда под тень запрета попал фильм «Мир входящему», снятый в 1961 году Александром Аловым и Владимиром Наумовым, Алов сказал министру культуры Фурцевой, выразившей неудовольствие грязными шинелями на экране: «Вы видели шинели только с трибуны Мавзолея, а я четыре года ее носил, помню, как она пахла, какой тяжелой была». Если нынешний талантливый и честный режиссер проникнется этим ощущением, тогда и фильм получится, не важно, что он молодой. А пока у нас только СМЕРШ, разведка и КГБ».


АКТЕР ЕВГЕНИЙ ЛЕОНОВ-ГЛАДЫШЕВ, РЕЖИССЕР И ЧЛЕН ЖЮРИ ВЛАД ФУРМАН С ЖЕНОЙ И АКТРИСОЙ НЕЛЛИ ПОПОВОЙ.
ФОТО: СВЕТЛАНА ХОХРЯКОВА


На фестивале, как обычно, собрался десант советского кино. Раннее детство Ларисы Лужиной прошло в блокадном Ленинграде. Только семь лет назад ей удалось узнать, что ее отец похоронен в братской могиле на Пискаревском кладбище. Кинорежиссер Александр Прошкин родился в Петербурге и теперь обнаружил, что из пяти кинотеатров его детства и юности ничего не осталось.

Он представил свой фильм «Холодное лето пятьдесят третьего…», который с годами не утрачивает силы, и жестко высказался о том, что мы имеем и почему. «Мы отучили молодое поколение задумываться. С утра до ночи им гонят модель общества потребления, словно они рождаются на свет, чтобы купить «Мерседес». Им показывают только богатых людей, а целый пласт народонаселения с экрана ушел. Одни менты и новые русские. Мы шли на компромиссы день за днем и пришли к тому, что если раньше кинорежиссер был гуру, небожитель, поскольку это были личности эпохи, и мы все знали в юности, где живет Эрмлер, то сейчас режиссеров как собак нерезаных. Война показывается как приключение, кажется, что это легко. Мы забываем ее страшные уроки, а должны смотреть на войну не с точки зрения парадов, а количества уложенных тел. Речь о возвращении смысла кино. Зачем оно сдалось-то? Кино всегда было отдушиной для людей, отвечало на вопрос, как выжить в этом мире. Почему советское кино состоялось? Потому что в задушенном пространстве были глотки воздуха, которые зритель судорожно схватывал. Сейчас мы никакого рецепта не даем, думаем только о том, как заработать деньги и выжить. Приходится приспосабливаться, и это противно. Под каждой своей картиной прежних лет я готов подписаться. Они честные и искренние, не зря сделаны. А сегодня все только и думают, как бы понравиться, как бы угодить, а это неправильно. Некультурная среда сейчас кинематограф. Пробиться молодому поколению невозможно. Мои студенты по три раза участвуют в питчингах, пока не зацепятся за членов каких-нибудь комиссий, которые всех знают. По такой схеме кино не нужно никому. Начинать надо с совести. Для чего мы приходим в эту профессию? Сейчас никто не может сформулировать, куда вообще страна идет, какова модель будущего. В советское время фильмы о войне снимали люди, которые ее прошли, и они высказались о ней правдиво. Дальше началась идеологическая спекуляция. Вместо того чтобы воспитывать в людях отторжение войны, воспитывать поколение, которое костьми ляжет, чтобы ее не допустить, стали снимать фильмы про особистов и розовощеких девах с автоматами, где война — приключение и мы всех махом поубиваем. Самое ужасное, что мы забываем уроки страшной войны. Она уходит из памяти. Мы должны рассматривать ее не с точки зрения парадов, но жертв, количества положенных людей».


РЕЖИССЕРЫ СВЕТЛАНА ДРУЖИНИНА И НИКОЛАЙ ЛЕБЕДЕВ.
ФОТО: СВЕТЛАНА ХОХРЯКОВА


Светлана Дружинина приехала на фестиваль с мужем и оператором Анатолием Мукасеем, с которым они терпят друг друга, по их словам, больше 65 лет. Он — один из последних лауреатов Госпремии СССР за фильм «Чучело». Дружининой — 86, о чем она сразу же говорит зрителям, вызывая овации, она закончила «Гардемаринов-4», где «Мишенька Боярский сделал великое одолжение и поработал». На подходе — «Гардемарины-5».


ОПЕРАТОР АНАТОЛИЙ МУКАСЕЙ И ГАРДЕМАРИНЫ МИХАИЛ МАМАЕВ И ДМИТРИЙ ХАРАТЬЯН.
ФОТО: СВЕТЛАНА ХОХРЯКОВА


«У нас прекрасно работают все наши уникальные и верные друзья, — сказала Дружинина. — Вообще кино делает шайка единомышленников. Только так можно работать. Если вы чувствуете предательство за спиной — это как ржа. Гоните вон! Ржавчина пожирает коллектив. Кино — дело коллективное, но ответственность за все несет режиссер. Если я не смогу заразить своей бациллой кого-то еще и он не сойдет с ума вместе со мной, то он не мой. Я очень люблю Петербург, давно здесь работаю в актерской и режиссерской профессии. Очень люблю Петергоф, где мы снимали всех «Гардемаринов». В Петербург она приехала не только на фестиваль, но и потому что начинается пост-продакшн пятого фильма, где, по словам Дружининой, Суворов побеждает в сражении.

Автор
СВЕТЛАНА ХОХРЯКОВА
Поделиться
Комментировать

Популярное в разделе