«Кинотавр»-2013: интим, любовь и социалка

Ситора Алиева: "Внимание - на личную жизнь"

24-й «Кинотавр» объявил участников всех своих конкурсов и назвал членов жюри. Председателем жюри основного конкурса назван режиссер Александр Митта, которому недавно исполнилось 80, но в нем бурлит такая творческая энергия, которая многим молодым и не снилась. 

В общем, мэтров на кинофестивале в Сочи в этом году будет всего два: Митта и Говорухин. Станислав Сергеевич дал свою новую картину «Weekend», с Максимом Матвеевым в главной роли убийцы поневоле, на открытие «Кинотавра». Алексей Учитель свою «Восьмерку» по одноименнной повести Захара Прилепина еще не закончил, зато делегировал в основной конкурс двух своих учеников — Юрия Быкова с фильмом «Майор» и Таисию Игуменцеву с лентой «Отдать концы». Они приедут на Черное море с Лазурного берега — после показа на Каннском фестивале.

Ситора Алиева

фото: Геннадий Авраменко

Но выбирать фильмы из массы присланных на участие, как говорит программный директор ОРКФ «Кинотавр» Ситора Алиева, было далеко не всегда так легко и приятно, как с представителями студии Учителя «Рок». Наоборот, по сравнению с прошлым годом резко увеличилось количество работ, состоящих из одних клише. Причем как в жанровом кино, так и в том, что претендует называться авторским.

— Очень много непрофессиональных, необдуманных лент пришлось посмотреть, — заявила «МК» Ситора Алиева. — Из 69 присланных для отбора картин рассматривать серьезно можно было только 30. Все остальное — телемувики, самопальное кино и как бы снятое профессионалами, но по лекалам, состоящее из стереотипов и с предсказуемым сюжетом.

— Но ты все равно все досматриваешь до конца? Нет желания после первых же кадров подобных работ выключить или поставить на ускорение?

— Я все смотрю. Мне всегда нравилось, что молодые, никому не известные люди присылают нам свои фильмы — доверяют свои дебюты. Но, увы, чаще всего они не способны внятно пересказать историю, найти свой способ ее изложения.

— А было ли желание с кем-то поработать, докрутить, как в прошлом году случилось с победителем «Кинотавра» фильмом «Я буду рядом» Павла Руминова? Ведь это ты же его уговорила, посмотрев телесериал на этом же материале, сделать из него полнометражную картину.

— Такой возможности в этом году и не было: фильмов несли много, времени на них было очень мало. Самое главное, всегда интересно — о чем, откуда берется история, в каком ключе она рассказывается. Тенденция нынешнего года — внимание переключилось на личную жизнь, исповедальные истории, поданные смело, без внутреннего цензора. Яркий пример — дебютная лента Наташи Меркуловой и Алексея Чупова «Интимные места», в которой играют Юрий Колокольников, Юлия Ауг, Олеся Судзиловская. Она снята на таком уровне откровенности, какой в российском кино еще не было. Это истории жителей мегаполиса, каждый из которых по-разному трактует свободу личной жизни, не боясь запретов — ни общественных, ни личных. Другой режиссерский дебют — продюсера Максима Панфилова «Иван, сын Амира» — тоже откровенная история любви и взаимоотношений одной женщины, которую сыграла звезда польского и теперь уже российского кинематографа Каролина Грушка, и двух ее мужей. В роли одного из них — Дмитрий Дюжев. История любви есть и в «Диалогах» — дебюте Иры Волковой, продюсером которого стал Сергей Сельянов. Смотря ее, понимаешь, что это глубоко личная история, разбитая на новеллы: отношения с родителями, отношения с мужчинами, с самой собой. В «Диалогах» — яркий актерский состав: Владимир Меньшов, Евгений Стычкин, Агния Кузнецова, Ольга Сутулова, Евгений Цыганов, Мария Шалаева, Александр Яценко. А в картине Юсупа Разыкова «Стыд» есть жизненная трагедия женщин, чьи мужья погибли на подводной лодке, и они остались жить одни, на краю земли, в маленьком военном гарнизоне далеко на Севере. Это крайне редкий случай картины высокогуманной. Причем показано это на частной истории одной женщины.

— А качество за темой поспевает?

— Безусловно, да.

— Почему в этом году у вас так много лент, уже показанных на других фестивалях и которые успеют побывать еще где-то перед «Кинотавром»?

— Их видели только за границей. Это нормально. Большая постановочная картина с самым большим бюджетом из всех конкурсных лент Бахтияра Худойнозарова — три года съемок в песках — «В ожидании моря», с Егором Бероевым в главной роли, открывала последний Римский фестиваль. «Разносчик» молодого режиссера Андрея Стемпковского был в Роттердаме. «Небесные жены луговых мари» Алексея Федорченко участвовали в основном конкурсе Римского фестиваля, в Висбадене получили два приза, которые крайне редко совпадают: приз зрительских симпатий и приз кинопрессы ФИПРЕССИ. «Небесные жены...» — тоже, кстати, фильм, состоящий из частных историй, — 23 новеллы о марийских женщинах, снятые на марийском языке. И тут тоже много эротики. Сам режиссер называет свою работу «фильмом-орнаментом, фильмом-календарем, новым марийским Декамероном». А картина Юрия Быкова «Майор» не прошла отбор на Берлинский фестиваль, зато за нее неожиданно ухватились в Каннах — взяли в «Неделю критики». Обычно в этой программе оказываются картины совершенно иной стилистики. «Майор» — картина, снятая в энергетически мощных ритмах американского кино, так же смонтированная. И к тому же самая смелая по содержанию — в социальном плане — на сегодня в нашем кино. (По сюжету у майора полиции рожает жена, и он, мчась к ней в роддом, сбивает насмерть мальчика на пешеходном переходе. Его попытка скрыть преступление приводит к новым смертям. Юрий Быков называет своего главного героя Дьяволом, Мефистофелем, Воландом. — Е.А.)

— Социальные проблемы — вторая тенденция этого года?

— Да. Мощный пример — дебютная «Жажда» Дмитрия Тюрина о человеке, пришедшем с кавказской войны, о том, как трудно ему адаптироваться в мирной жизни. Социальная составляющая сильна и в фильме Александра Велединского «Географ глобус пропил». Это редкая в наше время экранизация современного произведения — достаточно громкого романа пермского писателя Алексея Иванова. Снималась на родине автора. Константин Хабенский сыграл в ней главную роль — учителя географии местной школы. Считаю, что это одна из его самых лучших ролей.

Всего в основном конкурсе 11 игровых картин и одна документальная — «Труба» Виталия Манского — о жизни людей, связанных газовой трубой, проходящей через их страны. Фестиваль пройдет со 2 по 9 июня.

материал: Елена Ардабацкая

Московский комсомолец

Поделиться
Комментировать

Популярное в разделе