«Кинотавр», дни первый и второй: В «Проруби» стало тесно

Наш корреспондент рассказывает о фильмах, показанных на кинофестивале в Сочи.
Но больше всего светские хроникеры ждут третий день престижного фестиваляНо больше всего светские хроникеры ждут третий день престижного фестиваля
Фото: Владимир ВЕЛЕНГУРИН


Первым конкурсным фильмом, показанным на «Кинотавре», стал «Блокбастер» Романа Волобуева. Те, кто восхищались Романом в бытность его кинокритиком «Афиши» (автор этих строк, например), ждали этого фильма – и никак не ожидали демарша, устроенного автором: представив со сцены съемочную группу, он объявил, что снимает свое имя с титров, поскольку не удовлетворен тем, что с его произведением сделал продюсер Илья Стюарт – и гордо удалился за кулисы. Впрочем, все это не выглядело серьезным жестом – скорее, как сам Роман сказал на следующий день на пресс-конференции, «стэнд-апом» и «цирком». Свою работу он сравнил с фильмом Дэвида Финчера «Чужой-3» (как известно, материал был жестоко перемонтирован продюсерами, и лишь много лет спустя на DVD вышла оригинальная режиссерская версия).


Кинообозреватель «КП» Стас Тыркин уже успел разругать фильм. Многие на «Кинотавре», и я в том числе, с ним не согласятся: «Блокбастер», неровный и несовершенный, все-таки очень симпатичная комедия, полная отличных фраз («Дура – это самое опасное животное на свете»), смешных эпизодов, и прекрасных актерских работ (особенно это касается Евгения Цыганова в роли влюбленного следователя и его партнерши по «Оттепели» Ани Чиповской, демонстрирующей незаурядный комедийный дар). Наверняка в авторской версии было больше осмысленности – это была не просто комедия в стиле телеканала ТНТ, а попытка сказать что-то умное о современных молодых людях (которые – по словам Романа – «или соглашаются играть по правилам, или плюют на них»). Так или иначе, история о телеведущей, спьяну вляпавшейся в идиотскую криминальную историю и обнаружившей себя связанной неразрывными узами с козой-грабительницей, достойна того, чтобы ее посмотреть (фильм выйдет на экраны 13 июля).

Вслед за «Блокбастером» публике предъявили фильм Карена Шахназарова «Анна Каренина. История Вронского» (в конкурсе он не участвует, конечно – это был спецпоказ). Это едва ли не уникальный для мирового кино случай, когда зрителям за деньги предлагается познакомиться с сокращенной версией произведения, полный вариант которого они уже бесплатно посмотрели по телевизору. Впрочем, сам Карен Георгиевич настаивает, что телевизионная и прокатная «Каренины» - две разные картины, и даже сценарии к ним писались отдельно. Действительно, киновариант, который, кстати, только что вышел в широкий прокат, отнюдь не выглядит дайджестом сериала (как, было, например, с «Турецким гамбитом»). И да - на большом экране ключевые сцены (бал, скачки, театр) выглядят очень эффектно. Другой вопрос, что «Каренина» Толстого из романа превратилась в новеллу, отойдя от великого первоисточника куда-то очень далеко вбок. А впрочем, Бог судья и маститому режиссеру, и его звезде Елизавете Боярской, на которую два месяца назад обрушился шквал не всегда заслуженной критики.


Фильм, показанный во второй конкурсный день – «Теснота» Кантемира Балагова – привел критиков в восторг; некоторые говорили, что это лучшая российская картина, которую они вообще видели за последние годы. Действие «Тесноты» разворачивается в Нальчике (откуда родом сам Балагов) в 1998 году. Мирная еврейская семья отмечает помолвку сына. Через пару часов его вместе с невестой похищают и требуют выкуп. Денег у отца, скромного владельца автомастерской, конечно же, нет. Еврейская диаспора собирает какую-то сумму – но далеко не достаточную. В поисках денег отец сначала решает продать автомастерскую чуть ли не за половину ее реальной стоимости, а потом решается на еще более радикальный шаг.

Впрочем, главная героиня «Тесноты» - старшая сестра похищенного (отличная работа дебютантки Дарьи Жовнер). В центре истории – именно ее переживания и ее поиски любви. Она любит брата (это почти инцестуальная любовь) – а тот все-таки куда больше любит свою невесту. Она любит отца – а тот куда больше любит мать. Она любит мать – а та куда больше любит ее брата. Наконец, она любит молодого кабардинца – но он мусульманин, спокойно слушающий песни из разряда «О, Иерусалим, ты будешь освобожден», и едва ли ему суждена счастливая жизнь с иудейкой.

Теснота - Трейлер (2017).


«Теснота» открывается титром «18+» и предупреждением «Фильм содержит сцены военной хроники». Это предупреждение кажется довольно дурацким, пока ты не понимаешь, что сцены военной хроники – это сцены, где чеченские боевики перерезают горло русским солдатам. Героиня с бойфрендом и его друзьями-мусульманами смотрит это на видео – и трудно вспомнить что-то более леденящее в российском кинематографе не за последние годы, а за всю его историю. По воспоминаниям самого Балагова, родившегося в 1991-м, когда он был школьником, подобные кассеты ходили по рукам, его приятели пересматривали их запоем, их отчего-то это завораживало.

Не все зрители «Тесноты», конечно, согласятся смотреть на эту правду жизни (хотя в контексте сцена совершенно оправдана – именно в этот момент героиня по-настоящему понимает, что похитители сделают с ее братом, если выкуп не будет выплачен). Но даже если оставить эту сцену в стороне, «Теснота» - фильм предельно дискомфортный. Он снят в старом формате 4:3 (грубо говоря, кадр в нем практически квадратный), и это небольшое пространство набито людьми, которым ни продохнуть, ни протолкнуться. Впрочем, именно это и позволяет Балагову сделать то, что он хотел: создать фильм про «личный эгоизм, и тесноту традиций, тесноту внутренних рамок, менталитетов, и тесноту территориальную, когда двум народам не хватает места».

Об эгоизме разговор отдельный: среди причин страданий героини – ее отношения с матерью, которая требует беспрекословного подчинения традициям (а проще говоря, самой себе), и сцены между героинями Ольги Драгуновой и Дарьи Жовнер – безусловно, выдающиеся. Как и очень многое в этой картине, которая может запросто получить главный приз, если слишком сильно не напряжет жюри во главе с чувствительным Евгением Мироновым.

Вслед за «Теснотой» показали совершенно другое кино – «Прорубь» Андрея Сильвестрова, снятый по пьесе Андрея Родионова и Екатерины Троепольской (Родионов также исполнил в картине главную роль). Представляя картину, Сильвестров сообщил, что вдохновлялся он отечественным телевидением: «Когда я его смотрю, мне кажется, во-первых, что там говорят стихами, а во-вторых, что говорят там бред».

Трейлер фильма "Прорубь".


Люди, находящиеся в почти наркотическом оцепенении, не отрываясь, всматриваются в «зомбоящик», где один за другим передают новостные сюжеты о праздновании Крещения и москвичах, окунающихся в прорубь. Ведущие говорят стихами, и безумие нарастает от секунды к секунде: вся Москва рвется к оздоровительным прорубям; власти задерживают современного художника, который окунулся в прорубь в водолазном костюме и вынырнул с воплем «Иисусу было тепло!»; беглый олигарх (Михаил Ефремов), скрывающийся где-то в мещерских лесах, прячет, оказывается, в отдельной проруби свои миллионы; в Карелии под водой обнаруживается волшебная Щука, с которой лично встречается президент. Эта пародия на отечественное телевидение, увы, выглядит удачной лишь первые минут пять – а потом оказывается довольно тяжелой для просмотра; при всей визуальной изобретательности фильма шутки в нем становятся все более и более натужными, лишенными необходимого (или, по крайней мере, очень желательного в таких случаях) блеска.

Автор
Денис КОРСАКОВДЕНИС КОРСАКОВtrue_kpru, колумнист, специальный корреспондент отдела культуры и светской хроники
Поделиться
Комментировать

Популярное в разделе