Леонид Ярмольник: «У меня есть новая профессия – германовский актер»

  22 января - юбилей у знаменитого актера, режиссера, продюсера, мужа, друга и отца – и к каждому их этих слов можно приписать эпитет с превосходной степенью


22 января исполняется 60 лет Леониду Ярмольнику

А еще Леонид Исаакович человек счастливый и везучий. Его круглый день рождения практически совпадает с выходом долгожданного фильма Алексея Германа "Трудно быть Богом". Этот подарок судьбы создавался почти 15 лет, с участием самого именинника. Ярмольник в картине играет главную роль – дона Румату. Об этом и о других подарках от жизни он нам и рассказал.


- Работа над фильмом началась в 1999 году. Вам тогда, наверное, казалось, что пара лет – и он появится на экране.


- Поначалу казалось, что - ну, года четыре. Потом я об этом уже не думал. Я просто был счастлив - и сейчас счастлив, - что снимаюсь у самого Германа! И сколько бы это ни продлилось, я уже оказался в ряду «германовских актеров». Можно сказать, я за эти годы научился еще одной профессии – актер у Германа. Сниматься у него - это не «играть роль», это по-настоящему существовать – со своими нервами, лицом и особенностями. Хороший артист играет о себе. Этому он и учил, но это не так просто было понять. Герман штампы не признавал.


«Раза три выходило по-моему!»


- Трудно было?


- Да. По-другому и быть не могло. Я, бывало, горячо спорил, доказывал свое видение роли или сцены. Почему Румата ведет себя так, а не иначе. Мне хотелось, чтобы его мотивы были абсолютно ясны. Коса на камень находила. Раза три выходило по-моему, и Герман соглашался, что я прав. Но он же гениальный провокатор и каждый раз втаскивает из тебя то, что ему нужно. Такому режиссеру доверяешь беспредельно. 15 лет работы научили меня терпению. Кроме того, что мне приходилось следить за собой – действие у Стругацких длится несколько дней, и Румата не мог стареть в каждом кадре. Хотя неважно сколько такому герою лет – 20 или 60. Румата - это человек на все времена, герой который хочет переделать мир. Мы все ведь пытаемся что-то переделать в мире в определенном возрасте, а кто-то, как Герман, и до самого конца. Знаем, что наши попытки все равно обречены, но почему не прекращаем. Это и есть Румата. И в картине, он в отличие от книги, на Землю не возвращается, он остается. И это принципиально меняет весь месседж.


- Но название картины осталось как у Стругацких.


- Хотя за все эти годы оно менялось не раз. Понимаете, Алексей Юрьевич так много вложил своего понимания и смысла, что это стало «его» произведением. Я его уговорил оставить прежнее название, хотя были варианты «Что сказал Табачник с Табачной улицы», «Хроника арканарской резни»… хроника – это очень верно, и сам фильм черно-белый, потому что по духу он – документ, жесткий рентген эпохи, планеты, миропорядка. Это совсем другой масштаб.


«Фильм Германа вызывает шок»


- Говорят, что страшное кино!


- Не страшнее, чем новости по ТВ. Просто новости мы уже воспринимаем как зомби, атрофированно. А вот фильм Германа вызывает шок. Его надо «прожить» и  задуматься. Его понимаешь слоями. Не сразу все. Так уж делает кино Герман. Делал. Его кинематографический язык – удивительный, и сегодня далеко не все зрители  способны с лету его понять. Знаете, бывают фильмы, спектакли такого уровня, их смотришь и устаешь, потому что это труд – умственный и эмоциональный. Умберо Эко, посмотрев, сказал «как трудно быть зрителем», а Марко Мюллер, директор Римского фестиваля, где показывали «Трудно быть богом», сказал, что фильмы Тарантино – это диснеевские мультики по сравнению с кино Германа (я бы так, правда, не формулировал – Тарантино просто совсем другой, и я его тоже очень люблю). В этом почти библейском фильме Германа вся наша жизнь - от безобразного до прекрасного. И люди так многогранны. Даже трус, если жизнь прижмет его к стенке, может стать героем. И тихоня отдаст жизнь за идею и подлец вдруг совершит благородство. Жизнь – это такое варево! Не всегда мы понимаем, как надо поступить. Или понимаем, но существенно позже.


«С наступающим!»


- Ваш спектакль в «Современнике» бьет рекорды. Люди, говорят, в очередь за билетами записываются.


- Не будет хвастовством, если я скажу, что за три года мы его сыграли 120 раз и что это успех невероятный? Кто-то приходит и по 2-3 раза.


- В день рождения сам бог велел хвалиться, тем более что это же правда. Зрители от хохота под кресла сползают.


- Я и Сергей Гармаш играем двух однокурсников Щуки. Один – телезвезда, смесь Урганта, Малахова и Якубовича. А второй неудачлив и подрабатывает Дедом Морозом. Они встречаются в Новый год. У них разная жизнь у меня личные трудности, у Сережи – жена, трое детей, а денег нет. И за 2 часа этой встречи они понимают, что зря пропустили 25 лет. Мы с Гармашом в каком-то смысле играем по-германовски. Это тяжело в смысле психофизики, я устаю, но всегда страшно доволен. А Валентин Гафт как-то нам сказал, что этот спектакль – «чистый «Современник».


Дом, деревья и дочка. И это еще не точка.


- Собираетесь вернуться в театр?


- Может, я и сделаю спектакль. Если соберу команду, которую хочу.


Мне бы проскочить этот юбилей без помпы и без непременных юбилейных комплиментов. И ведь не отмечать не получится. Но фейерверков и шоу на пол-Москвы я не планирую. ДР – это просто ужин с дорогими мне людьми.  А с другой стороны, ведь первый раз я получил – по совпадению – столько подарков. Фильм, судьба которого прописана в вечности,  переиздана книга «Муся» жены Ксюши, это добрая сказка о семье, очень похожей на нас. Друг Валера Тодоровский снял свою и мою долгожданную «Оттепель». Я рад. И счастлив, что у меня все хорошо. Я снял фильмы, которыми горжусь и люблю. Посадил за свою жизнь много деревьев, строю дом – третий за свою жизнь, купил квартиру дочери Саше. В общем, пока все успеваю, а счастье в том, что есть надежда, что это все не итог, а процесс, который продолжается.


БЫЛО ДЕЛО


За годы съемок «Трудно быть богом» случались, естественно, разные истории, и вот одна из них, рассказанная юбиляром.


«Дон Румата, поскольку попал в средневековье, все время ездит верхом на лошади, причем в седле «аутентичном» - со спинкой. Плюс к лошади он увешан рыцарской амуницией: два меча, четыре кинжала, латы спереди и сзади, перчатки по три кило каждая. В общем, на мне было не меньше 30 килограммов. И Алексею Юрьевичу надо было непременно, чтобы я лихо, как ковбой, взлетал в это седло со спинкой во всей свой 30-килограммовой красе. Дело было в Чехии. И сцена снималась «во время ливня», который устраивали из шести пожарных машин. Я делаю резкий мах ногой, и соскальзываю с грохотом. Еще мах. Соскальзываю. Каскадеры чуть не плачут от сочувствия – понимают, что такое сделать никто не может. Ну я же упрямый, озверел слегка и наконец махнул ногой так, что взлетел как птица! И, перелетев лошадь, грохнулся с другой стороны. И Герман так печально цедит: "Ну, если артист не может..."

Комсомольская правда

 

Поделиться
Комментировать

Популярное в разделе