Оглушенные пустотой

Устав от идеологических битв и взаимных оскорблений, расколотые надвое российские кинодеятели предприняли попытку примирения и согласия. Представители Союза кинематографистов во главе с Никитой Михалковым и представители альтернативного Киносоюза во главе с Борисом Хлебниковым уединились в Белых Столбах под отеческим взором председателя Совета по отечественной кинематографии Владимира Путина. Михалков рядом с Сокуровым! За одним столом с Виталием Манским! Лед тронулся, рассвет забрезжил! Борису Хлебникову, правда, слова не дали, но какие-то отголоски своих предложений он услышал в докладе премьера.


В Белых Столбах речь в основном шла о финансировании, и разговор на эту тему неизбежно превращается в череду прошений. Хотя в этот раз даже председатель впервые усомнился в правильности системы распределения киноденег между восемью продюсерскими компаниями. И даже привел в некоторое смятение Никиту Михалкова, упомянув о фильмах с многомиллионными бюджетами и масштабными рекламными ресурсами, которые в итоге у зрителя успеха не имеют. И в который раз посетовал на дефицит качественного российского кино.

Безусловно, отечественная киноиндустрия находится в состоянии раздрая. Телеканалы, вбухивающие сумасшедшие деньги в производство глянцевой дребедени, породили новую касту кинорежиссеров. Самодовольные малообразованные люди пекут свои «шедевры» как блины. На них никто не ходит, но аляповатые однодневки размножаются, как тараканы, кочуя из телевизора на киноэкран и обратно.

На международных фестивалях честь страны защищают совсем другие фильмы. В кино уже выросло целое поколение, по существу, лишенное отечественного зрителя. Потому что, даже если картины Андрея Звягинцева, Алексея Попогребского, Бориса Хлебникова, Алексея Германа-младшего, Николая Хомерики, Григория Константинопольского, Алексея Мизгирева, Ивана Вырыпаева, Кирилла Серебренникова и покажут где-нибудь, испорченная жвачкой для глаз публика не очень-то пойдет. Потому что за эти годы народ подсадили на «позитив», гламурные интерьеры, открыточные пейзажи и прочие «трень-брень гусельки». На авторское же (или артхаусное) кино, где жизнь настоящая, прочно навесили ярлык «чернухи».

Выбраться из этого нравственного тупика можно разными способами, и все они не раз озвучены. Прекратить финансировать из госбюджета коммерческие фильмы и, наоборот, оказывать всяческую поддержку авторскому и документальному кинематографу. Стимулировать малобюджетное кино, открывать курсы для сценаристов и режиссеров. Прекратить делить кино и всякое другое искусство на патриотическое и непатриотическое, исходя из чего сейчас раздают преференции, гранты и поощрения.

И пора прекратить бессмысленную и бесперспективную гонку за голливудской славой, понять, наконец, что на этом поле мы конкурировать не можем. Обратиться, наконец, к нормальному, чувствующему и чуткому зрителю, способному думать и сопереживать. Вернуть в большие города площадки для показа документального и артхаусного кино, кинотеатры повторного фильма. Дать возможность оглушенному пустотой зрителю развиваться, а не зажевывать попкорном всякую ерунду. Для этого хотя бы на государственном телевидении должны быть дискуссионные программы о кино. А прежде всего — сами фильмы, требующие размышления, и не глубокой ночью, а хотя бы иногда в прайм-тайм и без рекламы внутри. А пока всего этого нет, зрители будут с нетерпением ждать блокбастеров и плеваться от кино про реальную жизнь.

Ларина Ксения, «Эхо Москвы»—специально для The New Times

The New Times
Поделиться
Комментировать

Популярное в разделе