Он украл «нашу прелесть»! И может украсть вторую

Учитывая, что триумфатор Европейских кинонаград Павел Павликовский может отнять у нас и «Оскар», следует приглядеться к нему повнимательнее. Тем более что Россия для него — страна не чужая.

Режиссёр Павел Павликовский

© Facebook.com

Нынешний любимчик Европейской киноакадемии и главный конкурент нашего Андрея Звягинцева на пути к вожделенному золоту родился в 1957-м году, в Варшаве, однако долгие годы считался не польским, а английским кинематографистом, ибо жил и работал не на родине, а в Великобритании. Несмотря на то, что в искусстве он уже более двадцати лет, «Ида», ознаменовавшая возвращение к корням, стала всего лишь пятой его большой игровой картиной.


Кадр из фильма «Москва — Петушки»

Первые известные нам работы Павликовского были сняты для британского телевидения и вдохновлялись российской литературой и страной, которая на тот момент ещё звалась Советским Союзом. В 1991-м году, через год после ухода из жизни писателя Венедикта Ерофеева, вышло телеэссе «Москва — Петушки»; вслед за ним свет увидело «Путешествие Достоевского» — рассказ о правнуке гения, работающего водителем трамвая, но изыскавшего возможность погулять по Западной Европе. Благодаря второй ленте режиссёр впервые попал в поле зрения Европейской киноакадемии, удостоившей его Специального упоминания в документальной номинации.


Кадры из фильма «Стрингер»

Отвлёкшись ненадолго на «Сербский эпос» (1992), снятый во время войны на Балканах, Павликовский вновь возвращается в Россию — теперь уже ради «Путешествия с Жириновским» (1995), ещё одного документального портрета для интересующихся чужими политиками британцев. Полученные в результате этого опыта впечатления легли в основу его игрового дебюта «Стрингер» (1998), в котором условного Жириновского (но с более трагичной судьбой) играл Владимир Ильин, а под его обаяние попадал персонаж Сергея Бодрова-младшего, не расстающийся с видеокамерой в поисках «горячих» сюжетов. Постигать российские реалии «нового смутного времени» режиссёру помог его соавтор — сценарист Геннадий Островский, а роли второго плана сыграли артисты уровня Леонида Куравлёва и Анны Каменковой. Тут следует уточнить, что несмотря на обилие наших имён в титрах, речи о копродукции тогда вовсе не шло, и права на «Стрингера» — не совместные, а исключительно британские.


Кадр из фильма «Последнее пристанище»

Российский след присутствует и в следующей работе Павликовского, благодаря которой он вышел на качественно новый уровень. «Последнее пристанище» (2000) — рассказ о москвичке, вместе с сыном отправившейся в поисках лучшей жизни в Англию, но оказавшейся не в благообразном Лондоне, а в лагере для беженцев, условия в котором заставляют её задуматься о правильности сделанного выбора. Главную роль в этом горьком фильме исполнила Дина Корзун, решившая тогда вплотную заняться зарубежной карьерой, её партнёром выступил хорошо известный сегодня Пэдди Консидайн («Армагеддец»). Социальная драма, в очередной раз повторяющая мысль о том, что Европа вовсе не является раем, нахватала призов различного достоинства, Павликовский был номинирован как «Открытие года» Европейской киноакадемией и признан «Лучшим новичком» Британской.


Кадры из фильма «Моё лето любви»

Свою репутацию режиссёр укрепил расчудесной лентой «Моё лето любви» (2004), помимо прочего запустив на звёздную орбиту актрису Эмили Блант, получившую тогда свои первые номинации и награды (и как следствие — роль в «Дьявол носит «Prada»). Лирическая повесть о недолгой дружбе двух девушек, лишь недавно начавших задумываться о поцелуях, не была лишена пикантных моментов, хотя решены они были более чем целомудренно: автора интересовал не скандал, а та пора отрочества, когда чувства только-только пробуждаются. На сей раз картина Павликовского получила уже четыре номинации на Европейские кинонаграды, но главное — премию «BAFTA» за лучший британский фильм года. После чего автор вновь посетил Москву, дабы лично представить свою новую работу на российской премьере.


Кадр из фильма «Женщина из Пятого округа»

По причинам, нам сейчас неведомым и нуждающимся в особом исследовании, режиссёр не стал ковать золото, пока горячо, и на долгие семь лет выпал из кинопроцесса. Его возвращение случилось только в 2011-м году на фестивале в Риме, где в конкурсе участвовала «Женщина из Пятого округа» с Итаном Хоуком и Кристин Скотт Томас в главных ролях. Впрочем, фильм с элементами притчи и налётом мистицизма, успеха ни тогда, ни позже не снискал — и нового витка в карьере Павликовского не случилось.


Режиссёр Павел Павликовский с наградами Европейской киноакадемии

© Ints Kalnins / REUTERS

И вот — «Ида», признанная в Польше лучшим фильмом года, победившая в Лондоне, взявшая сразу пять Европейских кинонаград и по всем фронтам штурмующая сейчас Америку: номинации на «Независимый дух» и «Золотой глобус» дают 99-процентную гарантию выдвижения на «Оскар» и практически отбирают у России надежду на премии для «Левиафана» (впрочем, им обоим вполне могут составить конкуренцию и иные картины).

Хотя нет, надежда всегда остаётся. Тем более что в Голливуде зачатую важнее оказывается не столько качество фильма, сколько то, как его продвигают, рекламируют, как его подают. Нельзя отрицать и политического фактора, хотя предсказать, как он повлияет на итоговый выбор, не так-то и просто: вспомним хотя бы, что «Москва слезам не верит» победила в 1981-м вопреки присутствию советских войск в Афганистане и после бойкота американцами наших Олимпийских игр — то есть, тоже далеко не в радужной ситуации.


Кадр из фильма «Ида»

Принципиальна и близость темы тамошним киноакадемикам, чьи сердца, как показывает практика, куда чаще склоняются к сентиментальным сюжетам. В таком случае всё соревнование сводится к ангельской еврейской девушке с одной стороны — и безобразно коррумпированным мэром с другой; чёрт, вы сами кого бы выбрали?..

Напомним и то, что в последний раз, когда Россия попала в столь желанную оскаровскую пятёрку с судебной драмой Никиты Михалкова «12», наотмашь бьющей по всем нашим болевым точкам, всё внимание местных аналитиков было направлено на её противостояние с эпическим «Монголом» Сергея Бодрова, выдвинутым от Казахстана. А победили австрийские «Фальшивомонетчики», трагикомедия об евреях, организовавших монетный двор прямо в концлагере.

Так что если Звягинцев и правда рассчитывает покорить однажды Американскую киноакадемию, ему всё же следует пересмотреть идею своего следующего фильма именно в этом ключе.


Кадр из фильма «Ида»

Закончим же статистикой, которую при желании вполне можно истолковать и в нашу пользу. Из 27 картин, признанными Европейской киноакадемией лучшими фильмами года, лишь пять получили впоследствии ещё и «Оскар» как лучшее неанглоязычное произведение. Друг за другом победили «Жизнь прекрасна» и «Всё о моей матери», потом на вершине оказалась «Жизнь других», и в последние два года, опять же подряд, обе награды забрали «Любовь» и «Великая красота». Так что если «Иде» повезёт ещё и с американской премией, то на её счету появится новый рекорд — своеобразный хет-трик, символизирующий связку европейского кино и Голливуда. Но… Но…

В любом случае, если 22-го февраля вверх одержит действительно Павликовский, мы всегда сможем сказать, что в этой победе есть отчасти и наша заслуга: ведь чтоб он делал, не родись у нас Ерофеев, Достоевский и Жириновский.


Режиссёр Павел Павликовский

© Facebook.com

Марков Максим

Ридус

Поделиться
Комментировать

Популярное в разделе