Опасный «Свидетель»

Ответ создателей фильма на письмо писателя-ополченца Юрия Юрченко «Свидетели» и мародёры» («ЛГ», 25.10 2023).
Карэн Бадалов в роли Даниэля Коэна


С удивлением, граничащим с изумлением, прочитали «обличающую» статью, посвящённую нашему художественному фильму «Свидетель». Прежде чем перейти к её сути, хочется рассказать читателям историю создания фильма, так сказать, из первых рук.



Как всё начиналось

Замысел этой истории возник задолго до начала не то что специальной военной операции, не то что событий 2014 года на Украине, но даже и до «первого майдана» 2004 года. Наверное, одним из факторов, подтолкнувших к созданию «Свидетеля», был фильм «Wag the Dog» (в нашем прокате «Хвост виляет собакой») Барри Левинсона, вышедший в 1997 году и повествующий о двуличии, лицемерии, обмане и провокациях как основных инструментах во внешней политике Запада вообще и США – в частности.

Что характерно – такое поведение было присуще нашим «западным партнёрам» практически всегда, достаточно вспомнить «Глейвицкий инцидент», провокацию в Тонкинском заливе, или историю с импичментом президента Никсона. Подобных примеров в истории Западной Европы и США множество, это, образно говоря, один из краеугольных камней их политического менталитета.

Украина, из которой на протяжении последних тридцати лет Запад делал анти-Россию, с самого начала конфликта в Донбассе шла тем же путём, достаточно вспомнить циничные обвинения против осмелившихся выступить против киевского режима Донецкой и Луганской республик: «Сами себя обстреляли».

Но особенно омерзительные формы ложь и провокации обрели после начала СВО. Остановимся на них поподробнее.

В марте 2022 года в Донецке произошла трагедия – украинская ракета «Точка-У» прилетела по самому центру города, более тридцати человек погибло. Но погибших могло быть намного больше, потому что этот ракетный обстрел был частью запланированной провокации СБУ, которая распространила через донецкие интернет-паблики информацию о том, что жёнам и матерям мобилизованных военнослужащих нужно собраться у здания Правительства республики якобы для встречи с руководством. Благодаря чёткой и слаженной работе органов безопасности ДНР никто не пришёл, иначе счёт жертв шел бы на сотни и тысячи, но разве погибшие прохожие – это не трагедия? Разумеется, западные СМИ тут же обвинили в трагедии Россию, а украинские привычно заголосили: «Сами себя обстреляли».

В апреле того же года украинская «Точка-У» прилетела в железнодорожный вокзал города Краматорска, где было собрано несколько сотен человек. В итоге более шестидесяти погибших, более ста пятидесяти получили ранения. Естественно, виноватой тут же была объявлена Россия, хотя обломки ракеты с чётко читающейся маркировкой, позволяющей идентифицировать её как украинскую, видны на многих снимках с места трагедии.

При этом в странах Западной Европы, в США, в Южной Америке, в Азии благодаря широкой пропагандистской кампании обычные жители, обыватели, были уверены, что всё так и есть – это Россия обстреливает свои территории, это Россия взрывает дома мирных жителей и выпускает ракеты по вокзалам.

Подставные «роженицы»-актрисы из роддома в Мариуполе, шевелящиеся «трупы» на улицах Бучи и многие другие вопиющие провокации – вот именно по следам этих событий и был создан наш фильм «Свидетель». Его главная задача очевидна: люди во всём мире, от Южной Америки до Юго-Восточной Азии, от Австралии до Норвегии, должны знать правду о тех грязных приёмах и кровавых уловках, которые использует Запад в борьбе за мировую гегемонию, о том, какие низкие и гнусные приёмы идут в ход для формирования образа «империи зла» из борющейся за свои интересы России. Вот это и есть отправная точка создания фильма «Свидетель», фильма, который был снят во многом вопреки ситуации и обстоятельствам, за что земной поклон всей съёмочной группе, а в первую очередь генеральному продюсеру Софии Митрофановой, режиссёру Давиду Дадунашвили, оператору Анатолию Симченко, сценаристу Сергею Волкову, актёрам и актрисам Карену Бадалову, Александру Дьяченко, Серафиме Низовской, Юлии Афанасьевой и всем-всем остальным – без их доброй воли и гражданского мужества фильма просто не случилось бы.



Борис Левин по-бельгийски

«Свидетель» создавался трудно. Необходим был совершенно сторонний герой, человек «не от мира сего», не разбирающийся ни во внешней политике, ни в тех внутренних процессах, которые происходят внутри украинского общества. Таким человеком и стал бельгийский музыкант еврейского происхождения Даниэль Коэн. Его имя и фамилия были выбраны отнюдь не наугад, это сочетание для человека пятидесяти с лишним лет (а именно столько и есть нашему герою) в момент его рождения было в государствах Бенилюкса и соседних странах одним из самых популярных. В СССР наш Даниэль был бы Борисом Левиным – у нас именно такое сочетание еврейских имени-фамилии было самым распространённым в тот период.

Усреднённое имя-фамилия (кстати, в Германии, как потом выяснилось, есть реальный музыкант, дирижёр Даниэль Коэн, он является капельмейстером Дармштадтского музыкального театра) нужно было для того, чтобы заявить нашего героя как человека абсолютно обычного, «среднего», такого же, как сам зритель. Такой образ соответствует архетипу «наш сосед». Правда, сосед этот имеет богатый внутренний мир, он полностью погружён в себя, в музыку, которой он живёт. Именно такой непредвзятый герой, если угодно, «человек-камера», даёт зрителю возможность увидеть всё происходящее без эмоциональной или юридической оценки, то есть своими глазами. Это ещё один важный момент: Даниэль Коэн не участник событий, он «ни на чьей стороне», ему ещё только предстоит совершить нравственный выбор, превратиться из очевидца в свидетеля в финале фильма.

Посёлок Семидвери тоже возник не случайно – это, с одной стороны, собирательный образ небольших городков, посёлков городского типа и крупных сёл провинциальной Украины, а с другой – Запад ведь не случайно выбрал для кровавых провокаций Краматорск и Бучу – эти названия для англоговорящих людей похожи на слова crematory (крематорий) и butcher (мясник, палач). Название Семидвери перекликается со словом cemetery (кладбище). Таким образом, мы сделали попытку показать зрителю «горячий цех» медийной кухни, на которой стряпаются жареные новости в западных СМИ.

Маэстро Коэн погружается в жизнь современной Украины, как Данте – в ад, и доходит до самого нижнего круга, где, кстати, черти терзают предателей и лжесвидетелей.

Третий важный момент – в нашем фильме ничего не выдумано. Раздача оружия на улицах Киева, мародёрство и грабежи, «шпиономания» и проверки людей с использованием шибболета «паляница», коррупция, когда за взятку украинские силовики отмазывали от службы в ВСУ, бесконечные поиски «российских диверсантов», отключения света и связи в посёлках в целях якобы «светомаскировки», использование машин скорой помощи и почтовых служб для перевозки боевиков и оружия, беспредел силовиков, якобы заботящихся о мирных гражданах страны, – все эти факты взяты из реальной жизни современной Украины.

В фильме практически нет реквизита – украинское оружие (включая печально знаменитые на первом этапе СВО «джавелины»), украинская форма, шевроны, символика и нашивки, боеприпасы, флаги, бронетехника, плакаты, книги (включая «Майн кампф») и медная «икона» Гитлера – всё это реальные трофеи, захваченные нашими бойцами в ходе специальной военной операции (в частности – в подвалах и бункерах завода «Азовсталь») и предоставленные для съёмок Министерством обороны России.

Отдельно следует остановиться на вопросе о названии фильма. Изначально сценарий назывался «Музыкант» и именно под таким названием кино фигурировало в новостях, пока шли съёмки. Но уже весной 2023 года, когда шёл монтаж картины, стало понятно, что слово «музыкант» чётко ассоциируется у зрителя с бойцом ЧВК Вагнером, и было принято решение подыскать фильму другое название, дабы не путать зрителя.

Среди предложенных вариантов фигурировали: «И ад следовал за ним…», «Глухота», «Неотвратимость», «Время молчания», «Соната дьявола», «Даниэль», «Свидетель», «Гекатомба», «И ангел вострубил…», «Посеявшие ветер». В итоге остановились на «Свидетеле» как наиболее простом, информативном и понятном зрителю названии.



Оценка «1.0»

Ещё во время съёмок съёмочной группе пришлось столкнуться с давлением в сети Интернет – уже тогда было понятно, что фильм находится под пристальным вниманием наших «западных партнёров» и они приложат массу усилий для его дискредитации.

Так оно и случилось. После выхода «Свидетеля» ярчайшая реакция на фильм последовала незамедлительно, причём, что неудивительно, именно с «западной» стороны, и реакция эта была предсказуемой. Достаточно сказать, что на международном киносайте IMDB, аналоге нашего «Кинопоиска», в течение часа, прошедшего с начала проката фильма, зарегистрировалось свыше семисот новых пользователей, которые поставили фильму низший балл – единицу. Эта оценка – «1.0» – до сих пор красуется на сайте. Разумеется, никто из этих людей фильма не видел, но руководство IMDB палец о палец не ударило, чтобы навести порядок.

Украинские интернет-СМИ опубликовали на своих страницах личные данные режиссёра фильма Давида Дадунашвили, и на его аккаунты в мессенджерах обрушился шквал угроз, цитировать которые здесь нет никакой возможности. Такое ощущение, что случился какой-то прорыв инфернальных расчеловеченных сущностей из ада, настолько омерзительные и переходящие всякие границы вещи писали режиссёру «светлые эльфы» с Украины и из Европы.

Им вторил хор наших «уезжантов» и «западников», сбежавших из России. Ещё когда в Сети был размещён трейлер фильма, «господа бывшие» поспешили выслужиться перед своими западными хозяевами, принявшись активно препарировать двухминутное видео и судить на его основе о будущем фильме. Тут впору вспомнить бессмертное: «Я Пастернака не читал, но осуждаю».

Когда «Свидетель» вышел на экраны, сложилось впечатление, что антироссийской «свободной прессе» было спущено сверху строгое указание – топить фильм по своеобразной «методичке». На 20 августа 2023 года, т.е. уже на третий день проката, негативными однотипными отзывами отметились не менее десятка различных антироссийских ресурсов. Все материалы были написаны практически под копирку, везде фильм сравнивали с «Пианистом» (любой человек, видевший «Свидетеля», скажет, что это чушь, сюжет совершенно другой), и везде чувствовалась полная несостоятельность «критиков».

Неприятная история сложилась с прокатом «Свидетеля». Во-первых, не было никакой рекламы, и массовый зритель попросту ничего не знал о том, что это за фильм, чему он посвящён, какие темы в нём поднимаются.

Второй момент – расписание сеансов в тех кинотеатрах, где «Свидетель» всё же вышел. Видимо, кинотеатры решили, что раз у фильма нет рекламы, можно задвинуть сеансы на самое неудобное время, всё равно никто не придёт. При этом интерес к фильму был огромный, и люди из разных городов, от Хабаровска до Петрозаводска, от Кемерово до Ростова, писали нам: «Хотели посмотреть ваш фильм, но нет такой возможности. Он идёт в будние дни, один сеанс в 9 утра, а другой – в 23.30 ночи».

Но вы бы видели, с какой радостью, с каким восторгом вопили «западники» на всех своих ресурсах о том, что «первый фильм про СВО провалился в прокате!», – по их мнению, это главное подтверждение того, что наш народ не поддерживает специальную военную операцию, что поднимаемые в фильме темы никому не интересны. То есть можно говорить, что против «Свидетеля» тогда была совершена идеологическая диверсия – увы, не последняя.



Глас народа

А вот на сайтах, где высказывают своё мнение обычные зрители, ситуация совершенно другая, и множество отзывов, например на сайте afisha.ru, тому подтверждение:

Ольга Фролова
«Такие фильмы тяжело смотреть, оценивать тоже крайне сложно. Но думаю, что писать сценарии и снимать по ним невероятно тяжело!
А как живётся тем, о ком был написан этот сценарий. Это не сложно, это не тяжело – это немыслимо, но это наша действительность. Всем причастным к созданию этого фильма большое спасибо. Всем, кто в этом живёт, дай Бог вам сил… И риторический вопрос к владельцам кинотеатров: 2 сеанса этого фильма на фоне 14 сеансов «Леди Баг...». С вашей совестью всё в порядке?!»

Олег Иванов
«Нужный фильм. Особенно для молодёжи. Чтобы понимали, с кем и за что воюет Россия».

Алексс Смал
«Депрессивный фильм, но это нужный посыл. Ведь происходящее сегодня – трагедия. Игра героев, костюмы, графика, грим, реквизиты – всё на высшем уровне... Не постеснялись показать как оно есть. В некоторых местах даже не стали перегибать палку, что очень жаль. Особенно задевает эпизод: требование полковника «розмовляты на мове», а свою речь он заканчивает всё же на русском языке. Это великолепно подчёркивает ситуацию... Фильм рекомендую к просмотру».

Елена Леднева
«Фильм однозначно сильный и как кинолента, и как попытка донести правду. О событиях знаю непосредственно от очевидцев, так как являюсь волонтёром в Донбассе... Это не пропаганда. К сожалению, это правда. Очень мягко и максимально щадяще для психики показан украинский нацистский батальон. Если бы те, кто сейчас называет фильм пропагандой, знали подробности, что нацбатальоны Украины творили со взрослыми и детьми, сидели бы в зале тихо в углу и плакали. Фильм великолепен как режиссёрская задумка, операторское исполнение и удивительно сильная игра актёров...»

Янна
«Даже не верится, что мы осмелились снять такое кино... Его обязательно надо смотреть всем независимо от взглядов на сегодняшнюю ситуацию. Для понимания, для осмысления... Пока Украина мусолит свои фейки, в России снимают хорошее кино».

Ангелина
«Жаль только, что наша „либеральная общественность“ скажет, что все это ложь... А украинцы уже беснуются в комментариях... Замечательно, что мы пытаемся донести свою точку зрения через важнейшее из искусств — кино... Может быть, достучимся до черствых сердец...»

Владимир
«По описанию напоминает фильм „Олимпус Инферно“ о пятидневной войне с Грузией 08.08.2008 — тоже неплохой фильм, но сейчас о нем забыли, к сожалению... Жаль, что многие наши кинокритики стараются не замечать „Свидетеля“, я нашел очень мало разборов... У них фантазия работает только на зарубежное кино... Обязательно надо смотреть такое наше кино и понимать, с чем столкнулась наша страна сейчас».

Ольга Галерина
«Наконец-то! Наши люди культуры просыпаются, давно пора было рассказать правду о тех страшных событиях. Пусть весь мир посмотрит. Только ведь не пустят никуда „Свидетеля“, им в Европе и Америке свидетели не нужны... Надо больше снимать таких фильмов, писать книги, чтобы не забыть... Сила в правде».

Изабелла
«Сильно, мощно, больно... Спасибо актерам и всем, кто создавал это трагическое кинополотно... Украина наклепала столько лживых видео и фейков, чтобы шокировать Запад и оправдать свою злобу... А нам надо говорить миру правду и объяснять корни того, что происходит сейчас».

Влад Смирнов
«На фильм однозначно идти! И потом уже судить, что понравилось, а что нет. И режиссёру, и всему коллективу за чёткую гражданскую позицию и смелость — спасибо! А „нацистов бояться — в Вашингтоне Знамя Победы не водружать!“ ©»

Гость_234-
«Судя по истерике в украинских пабликах и наших „либеральных овец“, а также некоторых кинокритиков — кино удалось. Теперь обязательно посмотрю. Врагов так корежит, что понимаешь — фильм правильный и нужный».



Семь «Свидетелей»


Виктор Раков (отец Филипп)


Теперь вернемся к изумлению, о котором писали в самом начале. Меньше всего мы ожидали нападок и обвинений от людей, с которыми выступаем плечом к плечу, по одну сторону баррикад.

А вот то, что очередная атака на фильм случилась тогда, когда начался прокат «Свидетеля» в Европе, в частности в Италии, когда фильм готовится выйти на интернет-платформах и ТВ, как раз никого не удивило. Наши недруги не дремлют, это очевидно. Пользуясь случаем, спешим их «обрадовать»: в настоящее время разными кинокомпаниями заканчиваются съёмки нескольких фильмов и сериалов, посвящённых СВО и событиям в Донбассе. Скоро они выйдут на экраны страны и мира, готовьтесь.

Абсурдность обвинений, выдвинутых против фильма «Свидетель»,

позволяет говорить об очередной идеологической диверсии, равно как и вынесенная в подзаголовок фраза «Фильм провалился в прокате». Он не провалился – его провалили, о чём написано выше. При бешеном интересе зрителей их лишили возможности посмотреть кино тогда, когда они хотели это сделать.

Наконец, о непосредственных обвинениях. Любому человеку, посмотревшему наш фильм и прочитавшему одноимённый нашему фильму сценарий «Свидетель» авторства г-на Юрченко, обвиняющего нас в заимствованиях, очевидно, что они похожи примерно настолько же, насколько похожи «Ромео и Джульетта» Шекспира и «Титаник» Кэмерона. И там и там во главе сюжета – любовь молодых людей, которые не могут быть вместе. И там и там в финале – трагедия. Собственно, вот и вся «похожесть». А фильмы «Хроника пикирующего бомбардировщика» и «В бой идут одни старики» вообще, получается, плагиат на плагиате, да, господа обвинители, ведь они оба о войне и о лётчиках?

Что касается совпадения названий, то на данный момент существует 7 (семь) фильмов и сериалов, называющихся «Свидетель», не будем перечислять их все, упомянем лишь венгерский фильм 1969 года режиссёра Петера Бачо и американский фильм 1985 года режиссёра Питера Уири с Харрисоном Фордом в главной роли, а так же третий эпизод первого сезона сериала-антологии «Любовь, смерть и роботы» 2019 года – он тоже называется «Свидетель». Думаем, достаточно, тем более что о перипетиях с названием нашего фильма подробно написано выше.

Безусловно, нам понятна эмоциональная вспышка г-на Юрченко – для творческого человека осознавать ненужность своего труда (его сценарий, как выяснилось, сейчас лежит в открытом доступе в интернете), в который была вложена частичка души, – тяжкое испытание. Но это вовсе не означает, что в такой ситуации нужно привлекать к себе внимание, огульно охаивая совокупный труд многих людей, также вложивших частичку души в свой фильм «Свидетель».

Как говорится, Бог ему судья, а что касается прочего – мы не стремимся к возмездию или публичным выяснениям отношений, однако готовы в любой инстанции доказать чистоту и оригинальность нашего фильма.

Автор
С уважением к читателям и зрителям, съёмочная группа художественного фильма «Свидетель»
Поделиться
Комментировать

Популярное в разделе