Повариха Тося Кислицына, она же «Чаплин в юбке», она же — Надежда Румянцева

7 марта 1962 года на экран вышел фильм «Девчата»
…Она ворвалась в кинематограф в начале 1950-х словно из озорства. После фильма «Навстречу жизни» (1952) переиграла почти в десятке других, выходящих один за другим: «Алёша Птицын вырабатывает характер», «Морской охотник», «Весенние голоса», «Мексиканец», «Море зовёт», «Сын», «Гори, моя звезда», «Звёздный мальчик», «Очередной рейс». Ей, окрылённой успехом первых ролей, казалось, всё было нипочём.

Снявшись в картине «Неподдающиеся» (1959) Юрия Чулюкина, буквально в одночасье стала известной комедийной актрисой.

Её героини, искренние и непосредственные, темпераментные и прямодушные, озорные, азартные и целеустремлённые и невероятно обаятельные, не оставляли равнодушными, пожалуй, никого.

Непринуждённо порхая, как бабочка, от одной картины к другой, с удовольствием разыгрывала зрителей и саму себя.


Повариха Тося Кислицына из фильма «Девчата» (1961) того же Чулюкина принесла Надежде Румянцевой на Международном кинофестивале в Мар-дель-Плата (Аргентина) в 1962 году мировую славу — приз за лучшую женскую роль. Одни зарубежные издания тут же назвали актрису «Чаплиным в юбке», другие, отметив редкостную способность к клоунаде, проводили параллель с Джульеттой Мазиной.

Правда, сама Румянцева, позже и не без грусти, сказала так: «… этой “русской Джульетте Мазине” не хватало своего Феллини. Если бы он был, то, может быть, у меня было бы много совсем других фильмов».


Фильмография народной артистки России (1991) Надежды Румянцевой включает 99 работ в 98 проектах — роли в кино, озвучивание мультфильмов и зарубежных картин, участие в документальных съёмках и т. д.

…В 1967 году режиссёр Теодор Вульфович закончил cъёмки эксцентрической комедии «Крепкий орешек» с Надеждой Румянцевой и Виталием Соломиным в главных ролях. Фильм, премьера которого состоялась в июне 1968 года, просмотрело в СССР 32 500 500 зрителей. А потом он вдруг исчез с киноэкрана. Почти на двадцать пять лет.

— Надежда Васильевна, похоже, «Крепкий орешек», снятый в 1967 году и возвращённый на широкий экран только сейчас, расколол вашу удачно складывающуюся карьеру?

— Расколол не расколол, но ударил по всей съёмочной группе, включая режиссёра-постановщика Теодора Вульфовича и моего партнёра по фильму Виталия Соломина, сыгравшего командира женского подразделения столичных войск противовоздушной обороны, где служит сержантом моя бойкая, своенравная и острая на язык Раиса Орешкина, довольно сильно. Это фильм о Великой Отечественной войне. Но — снятый с неожиданной точки зрения. Как бы в ответ тем пошлякам, которые пытались навязать своё превратное понимание героизма. Ведь у нас почему-то считалось, что плен — это позор, несмываемое пятно не только на тебе самом, но и на всех твоих детях и правнуках. Установка была одна — умри, но не сдавайся! Кстати, в воинских частях и даже в Главном политуправлении армии «Крепкий орешек» был принят на ура. Премьера фильма состоялась в июне 1968 года.


Главные герои этой гротесково-эксцентрической комедии, командир Иван Грозных и боец Орешкина, самым что ни на есть нелепым образом — унесённые ветром вместе с поднявшимся в воздух незакреплённым заградительным аэростатом — попадают на территорию, занятую врагом. По сути, в плен. И, преодолевая невообразимые препятствия, совершая разные героические поступки: сбивают вражеский самолёт, взрывают склад со снарядами, пускают под откос немецкий состав — словом, пройдя сквозь огонь, воду и медные трубы, возвращаются наконец к своим.

Однако на этом их приключения не заканчивались. Задумывался «Крепкий орешек», что видно и по его финальным кадрам — командование направляет Грозных и Орешкину, учитывая их сноровку и смекалку, проявленную в тылу противника, в действующую армию, в конную разведку, — как многосерийный фильм. Увы, сбыться нашим планам оказалось не суждено.

После внезапного отъезда в 1971 году за рубеж автора сценария Ефима Драбкина, который в те годы работал под псевдонимом Ефим Севела, «Крепкий орешек» попал в опалу. В общем, была организована, как в таких случаях тогда практиковалось, разгромная кампания, посыпались «гневные письма трудящихся», возмущённых тем, что мы якобы порочим честь и достоинство советского воина. Фильм, чтобы хотя бы частично оправдать расходы, промелькнул лишь по окраинам. Вскоре все его копии были изъяты из обращения. Показ запрещён. Ни у кого из нас сил на борьбу не было...

Ретро-премьера «Крепкого орешка» состоялась лишь в июне 1994 года в Московском киноцентре. О дальнейшей судьбе картины мне пока неизвестно*.

— Почему, на ваш взгляд, жанр эксцентрической комедии, у истоков которой стояли француз Макс Линдер и англичанин Чарли Чаплин, имеет не много приверженцев среди отечественных режиссёров? Кстати, и Григорий Козинцев, и Леонид Трауберг, и Всеволод Пудовкин, и Лев Кулешов, и Александр Довженко — классики советского кино, начинали в 1920-е годы именно с заострённо-парадоксальных комедийных короткометражек. А из комических трюковых фильмов на военную тему сразу приходит на память разве что солдатская сказка «Новые похождения Швейка» (1943) Сергея Юткевича — с Борисом Тениным, Фаиной Раневской, Сергеем Мартинсоном, Сергеем Филипповым в главных ролях…

— Надо быть большим оптимистом, чтобы в нашей стране работать в этом жанре. Получишь тысячу шишек и синяков, прежде чем картина дойдёт до зрителя. Далеко не каждый режиссёр отваживался на такой риск. Тех, кто связал своё творчество с эксцентрикой, действительно можно пересчитать по пальцам. В первую очередь это, конечно, Леонид Гайдай. Вспомните его эксцентрические миниатюры, построенные на приёмах, трюках и элементах пантомимы, характерных для немой комедии, — «Пёс Барбос и необычайный кросс» (1961) и «Самогонщики» (1961), а также полнометражные фильмы «Операция “Ы” и другие приключения Шурика» (1965), «Кавказская пленница» (1966), «Бриллиантовая рука» (1968), «Не может быть!» (1975), «За спичками» (1980), «Спортлото-82» (1982). Да ещё несколько подобных картин снял Георгий Данелия — «Тридцать три» (1965), «Совсем пропащий» (1973). Пожалуй, и всё.

— Сыграв в 1952 году первую роль в кино — ученицу ремесленного училища Марусю Родникову в фильме Николая Лебедева «Навстречу жизни», где она же и главная, — вы перешли из ГИТИСа на третий курс ВГИКа. А что было до этого? Из какой вы семьи?


— Из очень простой, как сказала когда-то одна дама, — «прекрасной для анкеты». Папа — железнодорожник, мама — домохозяйка. Я смоленская — родилась в селе Потапово, что стоит на реке Угре. Места там очень красивые, Центральная Россия.

Никогда не думала, что буду актрисой. Даже желания такого не было. Правда, в школе меня называли «артисткой». Но — за проказы. Озоровала, чтобы зауважали сверстники. А то каждый кому не лень мог запросто дёрнуть за косичку или дать подзатыльник. На что ещё претендовать человеку с таким, как у меня, небольшим ростом?

Школу окончила с золотой медалью. Дальше учиться хотела там, где меньше всего точных наук. В программе для поступающих в вузы где-то уже на последних страницах прочитала объявление о приёме в школу-студию при Центральном детском театре (ЦДТ) в Москве. И тут же решила, что ничего лучшего для меня быть не может. Для медалистов один экзамен — декламация стихов. Подготовилась. Два бантика на косичках, юбочка от матросского костюма в складочку. А приёмную комиссию решила сразить соломенной панамой, точно такой, какая была у Людмилы Целиковской (Шура Мурашова) в музыкальной комедии «Сердца четырёх» (1941) режиссёра Константина Юдина.

«Ну, деточка, подойди-ка сюда, — обратился ко мне один из экзаменаторов. Я узнала в нём актёра Ивана Воронова, игравшего в ЦДТ в спектакле «Горе от ума» Фамусова. Это не просто актёр, а такой шикарный — актёрище! — Можешь нам что-нибудь прочитать?» — «Да, конечно, монолог Фамусова». Воронов рухнул под стол и больше не показывался. Наверное, подумала про себя, я не так поставила ударение в слове «монолог». Ну и ладно. Только бы голос пониже и поглубже взять — басом.

Читала с большим воодушевлением и выражением, не скупясь на эмоции:

Петрушка, вечно ты с обновкой,

С разодранным локтём. Достань-ка календарь;

Читай не так, как пономарь,

А с чувством, с толком, с расстановкой.

Постой же. — На листе черкни на записном…

Разошлась не на шутку. Швырнула и топтала свою панамку… Из аудитории меня вывели под сочувственные взгляды абитуриентов. Так что известие о зачислении в театральную студию вызвало шок не только у моих родителей, но и у меня самой. До сих пор актёры-старейшины ЦДТ зовут меня не иначе как Фамусов. Обещают: «Если не будет у нас подходящего актёра на эту роль, тебя позовём!»


В тот 1948 год меня приняли и в труппу ЦДТ. Более того, на первом же курсе назначили на центральную роль в драматическом спектакле «Я хочу домой!» по пьесе Сергея Михалкова, который поставили Ольга Ивановна Пыжова и Борис Владимирович Бибиков. Играла девочку, Иру Соколову, которая, как и многие тысячи наших соотечественников, насильно была увезена в годы Великой Отечественной войны в Германию, а затем оказалась там в одной из западных зон. Премьера спектакля состоялась в марте 1949 года. Зрители в зале плакали…

— И всё же почему в итоге вы «вышли» на кинематографический институт?

— В школе-студии при ЦДТ я проучилась только один год — её закрыли. И Ольга Ивановна Пыжова и Борис Владимирович Бибиков взяли меня к себе в ГИТИС, где преподавали, — на первый курс, без экзаменов. Так я стала студенткой этого института. И одновременно играла в том же театре: в спектаклях «Её друзья» по пьесе Виктора Розова, «Настоящий друг», «Репка».

Однажды в ЦДТ приехал режиссёр «Ленфильма» Николай Иванович Лебедев. В основном он ставил фильмы для детей и юношей. Наверное, его последний «В моей смерти прошу винить Клаву К.» (1979) вам должен быть известен. А тогда он готовился к съёмкам фильма «Навстречу жизни» по мотивам повести «Звёздочка» Ивана Василенко. Дал сценарий, пригласил на пробы. Меня утвердили. И я уехала в Ленинград.

Съёмки фильма продолжались почти целый год. И конечно, в институте я сильно отстала от своих — они перешли на четвёртый курс. И передо мной встал вопрос: или сдать экстерном все экзамены за пропущенный третий курс, что казалось просто нереальным, или вернуться на второй. И пока я размышляла, как поступить, Министерство кинематографии СССР — фильм «Навстречу жизни» к тому времени получил весьма успешный прокат — предложило перейти из ГИТИСа на третий курс ВГИКа. Ольга Ивановна Пыжова, к которой я в смятении пришла за советом, одобрила этот вариант, что меня не только удивило, но и даже немножко огорчило. Решила, что она таким образом просто хочет избавиться от меня… Когда 1 сентября 1952 года Ольга Ивановна и Борис Владимирович вошли в аудиторию, моя радость была безгранична!..

— Наверное, стоит вспомнить тех, кто обучал вас актёрскому мастерству?

— Прежде всего это всё те же замечательные и удивительные Ольга Ивановна Пыжова и Борис Владимирович Бибиков, которые были моими педагогами, о чём уже говорила, и в школе-студии при ЦДТ, и в ГИТИСе, и во ВГИКе. Они воспитали плеяду великолепных актёров: Нонну Мордюкову, Вячеслава Тихонова, Изольду Извицкую, Майю Булгакову, Руфину Нифонтову, Татьяну Конюхову, Валентину Владимирову, Юрия Белова, Светлану Дружинину, Леонида Куравлёва... Ольга Ивановна относилась к нам по-матерински, как к своим детям. Помогала и словом и делом — деликатно, доброжелательно. Никаких ссор, разносов. Никогда не забуду, как в день рождения, совпавший с моим первым выходом на сцену, Борис Владимирович подарил книгу с надписью: «Надюша! Учись, трудись и не падай духом, если придётся трудно». Этому напутствию своего дорогого учителя стараюсь следовать всю жизнь. Запомнились и слова Веры Петровны Марецкой во время съёмок фильма «Лёгкая жизнь» (1964) режиссёра Вениамина Дормана, где она сыграла Васю, Василису Муромцеву, а я — сестру заведующего химчисткой Бочкина (Юрий Яковлев): «Надя! Распространяй о себе хорошие слухи! Источник — забудется. Смысл — останется». Правда, выполнять этот наказ сложно. И ещё она говорила мне так: «Никогда не жалуйся. Пожалеть не пожалеют. А уважать — перестанут».

ВГИК окончила с отличием. В дипломном спектакле по повести «Спутники» Веры Пановой играла беспризорную девчонку Васку, которую на степной станции подобрал боец санитарного поезда. «Мамы нема. Папа — не знаю где. На фронте. Слуху нема» — так рассказывала она о себе…

Председатель государственной экзаменационной комиссии Иван Александрович Пырьев, ставя «пятёрку» в диплом, сказал: «Для этой актрисы мы специально напишем сценарий и снимем её у нас на “Мосфильме”».

— Вы имеете в виду комедию «Неподдающиеся»?

— Да, комедию «Неподдающиеся» — о двух безответственных легкомысленных друзьях-весельчаках Толи Грачкине (Юрий Белов) и Вите Громобоеве (Алексей Кожевников), которые никак не желают поддаваться перевоспитанию, пока их не берёт на поруки маленькая смешная Надя Берестова, работающая с ними на заводе в одной молодёжной бригаде.


Честно говоря, к тем словам Пырьева я отнеслась тогда с недоверием. Но действительно Татьяной Сытиной был написан для меня сценарий, по которому в 1959 году молодой режиссёр Юрий Чулюкин снял свой первый полнометражный фильм. И именно на «Мосфильме».

До «Неподдающихся» у меня было немало ролей в кино — и главных. Правда, они, в общем, если и не проходные, но и не задерживающие внимания. То есть посмотрел — и хорошо, посмотрел — и спасибо. А таких, чтобы задевали тебя за душу, брали за сердце, не давали покоя, чтобы с радостью, как говорится, ты влезал в шкуру своего персонажа, а потом с неохотой освобождался от неё — она становилась тебе уже словно родной, у меня не было. Сыграв в «Неподдающихся», я получила путёвку в комедийный кинематограф.

С лёгкой руки Пырьева я много снималась на «Мосфильме»: «Трижды воскресший» (1960), «Вольный ветер» (1961), «Девчата» (1961), «Павлуха» (1962), «Упрямая девчонка» (1963), «Полустанок» (1963), «Женитьба Бальзаминова» (1964), «Чёрт с портфелем» (1966) и других.


А с Юрием Беловым мы снова встретились в другой комедии — «Королева бензоколонки» (1962), поставленной Алексеем Мишуриным и Николаем Литусом на Киевской киностудии им. А. П. Довженко.

— Вообще, вам везло на партнёров — и с первых шагов в кино, и потом. Допустим, «Алёша Птицын вырабатывает характер» (1953) — это Валентина Сперантова, Лидия Сухаревская, Ольга Пыжова; «Морской охотник» (1954) — Евгений Леонов, не говоря уже о режиссёре этого фильма Владимире Немаляеве; «Вольный ветер» — Николай Гриценко, Михаил Яншин, Сергей Мартинсон; «Женитьба Бальзаминова» — Людмила Шагалова, Екатерина Савинова, Нонна Мордюкова, Лидия Смирнова, Инна Макарова, Георгий Вицин, Людмила Гурченко, Тамара Носова. Незабываемые «Девчата» опять же Чулюкина — Светлана Дружинина, Люсьена Овчинникова, Инна Макарова, Михаил Пуговкин...

Любопытно, вы ссорились с Николаем Рыбниковым (Илья Ковригин — «первый парень в леспромхозе», в который приехала по распределению выпускница кулинарного техникума ваша Тося Кислицына) только по сценарию?

— Сначала явного удовольствия по поводу участия в «Девчатах» Рыбников не выражал. Мол, он, известный, увенчанный славой артист, должен подыгрывать какой-то «пичуге»! Но вскоре вошёл в азарт. Думаю, этот талантливый актёр мог бы сделать в кино значительно больше, если бы режиссёры дали ему развернуться в полную силу. Видели бы они, как ещё студентом во ВГИКе он, скажем, играл Петра Первого!.. Но время требовало иных героев, иных типажей. Нужен был рабочий парень, обаятельный, с гитарой. Так Николай Рыбников и прошёл по экранам «парнем с Заречной улицы»...


— При идеологических издержках фильмов прошлых лет прозвучавшие в них реплики нередко превращались в крылатые фразы. Вот, например, из уже упоминавшейся «Лёгкой жизни», где автор сценария —  Владлен Бахнов. Василиса Муромцева — Бочкину: «Труд превратил обезьяну в человека не для того, чтобы потом человек превратился в лошадь». Она же — мужу (Ростислав Плятт): «Разве ты не знаешь, много книг в доме теперь не модно?»; «Я иногда понимаю даже больше, чем мне хотелось бы понимать»; «Талантливый и холостой! Эти качества редко сочетаются в одном человеке». Она же — сестре (Нинель Мышкова): «Нельзя выходить замуж за молодых. Слишком рискованно. Неизвестно, что из человека получится. Выходить нужно за сформировавшихся. Пусть у него давление  и сердце. Но всё равно это не кот в мешке!» Спекулянтка «королева Марго» (Фаина Раневская): «Здравствуйте! Я ваша родная тётя. Я приехала из Киева. Я буду у вас жить»; «И по ночам покоя нет. Во сне вижу только милиционеров». Или вот ваша героиня, Галя, — Бочкину: «Талант на котлеты по-киевски променял». В современных фильмах текст — возможно, ошибаюсь — будто бы отошёл на второй план. И вы тоже ушли в тень — после трёхсерийного телефильма «Конец света с последующим симпозиумом» (1986–1987) Татьяны Лиозновой, в котором сыграли литературного агента Одри Вуд, в новых вроде бы не появлялись?

— В 1990 году был ещё один — «Стервятники на дорогах» Самвела Гаспарова. В кино сейчас не снимаюсь**. Может быть, когда-нибудь у нас наконец настанет время, когда зрителям надоест смотреть низкопробные фильмы, которые сегодня заполнили экраны?

Пока много работаю над озвучиванием зарубежных телесериалов: «Джейн Эйр» (Великобритания), бразильский «Рабыня Изаура», детектив «Майк Хаммер», культовый американский «Твин Пикс» Дэвида Линча, — что требует иных профессиональных навыков. Необходимо слышать тембр голоса своего «двойника», чтобы он не стал чужим. Важно и не переиграть, не потянуть одеяло на себя.

Вообще, с телевидением «Останкино» у меня давнее сотрудничество: чуть больше двадцати лет вела еженедельную воскресную утреннюю передачу для детей «Будильник», пока в 1987 году она не переродилась в какую-то безликую, на мой взгляд, «С утра пораньше»***.

На «Союзмультфильме» продолжаю озвучивать мультфильмы.

— Например?

— Из последних — «Деревенский водевиль» (1993) и «Ах, эти жмурки» (1994) режиссёра Ивана Уфимцева, с которым впервые встретилась в 1976 году в «38 попугаях».


— А в спектаклях Театра киноактёра, в который поступили ещё в 1955 году, заняты?

— Когда в театре начались разборки, возникли враждующие группировки, я, так и не примкнув ни к одной из них, ушла из него. Наблюдать подобные взаимоотношения тягостно. Мне всегда казалось, что мы, актёры, жили там одной семьёй...

— Кажется, ваше имя соответствует вам как нельзя точно. Вы ведь не из тех, кто легко поддаётся унынию и всяким сумрачным настроениям?

— По натуре я оптимистка. Просыпаюсь утром, радуюсь вновь наступившему дню. Мне неважно, льёт ли за окном дождь, бушует ли пурга или ярко сияет солнце. Просто открыть глаза и улыбнуться — это же счастье, не правда ли?


1 августа 1994 года

__________________________________________________

*Теперь фильм «Крепкий орешек» довольно часто показывают по телевидению.

**В 2004 году сыграла главную роль (бабушка Айша) в романтической комедии «Чудная долина» Рано Кубаевой, в 2005-м — Марью Ивановну в четырёхсерийном телефильме «Нечаянная радость» Мартироса Фаносяна, в 2008-м — Алевтину в «Посёлке» Олега Никитина.

***С 1995 года — «Не зевай!». В 1998 году в связи с кардинальными переменами в области телевидения в России эта программа закрылась.

Автор
Елена Константинова
Поделиться
Комментировать

Популярное в разделе