Режиссер Хейфец не выдержал: «Это я к тебе пришел, проститутка!»

Почему Павла Деревянко и Александра Петрова держали в черном теле.
ЛЕОНИД ХЕЙФЕЦ С ФРАНЦУЗСКИМИ СТУДЕНТАМИ.
КАДР ИЗ ФИЛЬМА.


Кто такой Леонид Хейфец некоторые из будущих учеников знаменитого театрального режиссера и выдающегося педагога не знали. Они хотели быть актерами, поступали  в ГИТИС и все. Став теперь более популярными,  чем их мастер, они рассказывают о том, что значит быть хейфецами. Так на гитисовском сленге называют учеников Хейфеца. Помимо них там учатся  фоменки, прошедшие школу Петра Фоменко, кудряши, учившиеся у Олега Кудряшова. Документалист Екатерина Романова сняла фильм «Хейфеца»  по сценарию Елены Исаевой  о том, кто же они такие. 


На показ картины на большом экране собрались в основном выпускники и студенты ГИТИСа. Павел Деревянко был приглашен в качестве гостя, представил фильм,  в котором снимался, наряду с другими  выпускниками «разной степени узнаваемости». Он сказал, что память - единственное,  что останется после нас. После показа со зрителями встретился ректор ГИТИСа Григорий Заславский, рассказавший о значении Леонида  Хейфеца для театрального вуза.  Выяснилось, что его ученики Александр Петров, Павел Деревянко, Виктория Толстоганова, ставшие героями картины,  оказывают поддержку нынешним студентам.  Кто-то из  гитисовцев   выкрикнул еще имя  однокурсника Павла Деревянко Антона Привольнова. Популярный телеведущий  тоже помогает молодым, но в фильме он не участвовал.   

Начинается картина с того, что на экране одновременно говорят Виктория  Толстоганова, Александр Петров,  Павел Деревянко,  Александр Паль. Их  речь сливается в общий поток. Мы улавливаем только обрывки фраз и имя Хейфеца.  Они учились в разные годы, но их воспоминания очень похожи. Все помнят, как Хейфец снимал на занятия очки. Значит,  пришел конец. Мастеру категорически ничего не нравится.    


АЛЕКСАНДР ПАЛЬ В СТУДЕНЧЕСКИЕ ГОДЫ.
КАДР ИЗ ФИЛЬМА.


Многое снималось примерно в одной мизансцене и даже в одном помещении. Меняются только ораторы. По сути, это «говорящие головы», смертельные для кино, но как же интересно и эмоционально они рассказывают, какие у них лица и глаза. Им повезло с мастером, которого они называют глыбой, крутейшим педагогом, но чего стоило пройти его школу. Разве что Виктория Толстоганова не может пожаловаться на то, что мастер ее «не видел». У ее коллег -  совсем другие истории. Казалось, что Хейфец их не замечал, а они изо всех сил старались ему понравиться. Павел Деревянко бегал за учителем, пытаясь что-то доказать. Александр Петров вспоминает, как приехал в Москву из маленького городка, как все начиналось. И такой он темпераментный, взрывной. Понятно, почему у кинематографистов ценится на вес золота, сколько бы его ни поругивали за то, что много снимается. Только ближе к четвертому курсу Хейфец что-то увидел в своих учениках. Александру Палю он  недавно признался, увидев его  интервью Дудю, что многое про него узнал, а в свое время что-то упустил. Хейфец умеет сказать пару фраз, и у актера появляется нужное состояние, рождается образ. Что-то не ладилось у Павла Деревянко с  ролью фарцовщика в кино. Обратился к мастеру, и тот объяснил суть, что это были за люди в советское время, и все сложилось на уровне психофизики.    


УЧЕНИКИ.
КАДР ИЗ ФИЛЬМА «ХЕЙФЕЦА».


Хейфец придерживается в воспитании актеров принципа «хвалить не стоит», потому так суров, но таким образом приучает выживать в сложнейших обстоятельствах. В картине Екатерины Романовой использованы старые записи, сделанные в ту пору, когда ее герои учились в ГИТИСе. Это отдельная радость. Одна из самых впечатляющих историй, которую мы услышим о Хейфеце, - о том, как  искал он коллегу и  заглянул в аудиторию, где репетировали студенты. К  проститутке заходил клиент, но что-то у начинающих  актеров не получалось. Хейфец не выдержал, выбежал на сцену, запрыгнул в кровать к девушке  и выкрикнул:  «Это я к тебе пришел, проститутка». Очевидцы давился от смеха. 


ПАВЕЛ ДЕРЕВЯНКО ВСПОМИНАЕТ МАСТЕРА В ФИЛЬМЕ «ХЕЙФЕЦА».


Хейфец и сам закончил в 1963 году режиссерский факультет ГИТИСа. Теперь он - последний из могикан, связующее звено со Станиславским, поскольку учился у Марии Кнебель, получившей профессию из рук основателя МХТ. Таких педагогов в ГИТИСе, пожалуй, и не осталось. Да и сам 86-летний Леонид Хейфец отошел от преподавания. Он всегда был эмоциональным человеком, натерпелся за жизнь всякого, когда из-за  цензуры не мог выпустить свои спектакли. В 2019 году его отметили почетной «Золотой маской» за вклад в развитие театральное искусство, а потом  как молния ударило сообщение, что он набросился на врача  «скорой помощи»,пытавшейся измерить ему давление. В фильме ничего этого нет - только ученики и он сам на репетициях и занятиях. 


АЛЕКСАНДР ПЕТРОВ РАССКАЗАЛ О ГОДАХ УЧЕБЫ В ГИТИСЕ.
КАДР ИЗ ФИЛЬМА «ХЕЙФЕЦА».


Мощная биография Хейфеца заслуживает отдельного жизнеописания. Работал в Рижском ТЮЗе, ставил в своем родном Минске и в разных странах. Служил в Малом театре, Театре им. Вл. Маяковского. В два захода работал в  Театре Армии, уходил из него вместе с Сергеем Шакуровым и Натальей Вилькиной после закрытия  спектакля «Два товарища» по Войновичу. А спустя годы вернулся туда художественным руководителем, поставил «Павла I»  Мережковского с Олегом Борисовым в главной роли, на который  невозможно было попасть. Хейфец был мужем Наталии Гундаревой, а его первая жена и однокурсница Антонина Пипчук после их расставания уехала во Францию, стала женой художника Олега Целкова.  Там теперь живут  его дочери и внуки.  

Его талант сомнению не подлежит, но сам он с горечью рассказывал, что имея опыт работы с лучшими актерами СССР, дожил до таких времен, когда ему давали актеров из помсостава,  напоминали, кто в доме хозяин и  главный режиссер. 

Автор
СВЕТЛАНА ХОХРЯКОВА
Поделиться
Комментировать

Популярное в разделе