Сеанс черной магии ...

...  с ее последующим разоблачением

«Шерлок Холмс» Гая Ричи

Умышленно или нет, но рисуя вымышленные события, создатели фильма очень близко подошли к реальности. Прямым последователем Блэквуда в наши дни вполне можно назвать Сёко Асахару, инициатора зариновой атаки в токийском метро. Параллели продолжаются даже в том, что, лидер Аум Синрикё, как и Блэквуд, был приговорен судом к смертной казни через повешение. За внешним развлекательным фасадом, головокружительными драками, погонями и перестрелками в «Шерлоке Холмсе» скрыты действительно серьезные и важные для современного человека темы оккультизма, закрытых обществ и манипуляции общественным сознанием. 

Старый друг лучше новых двух?

Есть некоторая логичность в том, чтобы фильм о знаменитом лондонском частном сыщике снимал британский кинорежиссер, хотя российскому зрителю признать этот факт будет стоить больших усилий.

Количество экранизаций детективных произведений Артура Конан Дойля в мире давно перевалило за полсотни, а в Отечестве нашем по сей день единственным классическим эталоном остается телесериал Игоря Масленникова. Единственный правильный Холмс для нас – Василий Ливанов, единственный правильный Ватсон – Вячеслав Соломин. Ну и как забыть миссис Хадсон в исполнении Рины Зелёной? Ведь именно ролями миссис Хадсон и Черепахи Тортилы, а не бойкой девушки из «Подкидыша», сценаристом которого она выступила вместе с Агнией Барто в 1939 году, запомнилась она современному зрителю.

Впрочем, отечественного «Шерлока Холмса» оценили не только в родных пределах: в 2006 году актер Василий Ливанов стал кавалером Ордена Британской империи, которым его наградила королева Елизавета II. Есть чем гордиться, согласитесь.

«Шерлок Холмс» Гая Ричи, стартовавший на экранах аккурат под Новый год, призван изменить наши представления о гениальном детективе. Вместо безупречного лондонского джентльмена – менее интеллектуальный, но более удачливый брутальный авантюрист в исполнении Роберта Дауни-младшего, не чурающийся никакой грязной работы. Доктор Ватсон, сыгранный Джудом Лоу, кстати, очень близок привычному нам образу, но в то же время кардинально от него отличается. Если Ватсон Соломина – добропорядочный представитель среднего класса, чьи наивность и прямодушие служат особо выгодным фоном для демонстрации наблюдательности и гениального ума его компаньона, то Ватсон Лоу почти во всем равен Шерлоку Холмсу. Он так же отважен и любопытен, в нем горит тот же огонь бесшабашной удали и авантюризма. Недаром Холмс рассказывает невесте Ватсона о том, что доктор не только служил в Афганистане, но и увлечен азартными играми.

Головоломка, разложенная на части

Основная претензия, предъявляемая критиками Гаю Ричи, заключена в том, что его «Шерлок Холмс», по сути дела, не является экранизацией произведений Конан Дойля, хотя из книг британского писателя позаимствованы все персонажи, характеры, антураж, время действия и смысловая канва. В фильме, например, представлен знакомый нам по книгам расклад отношений между Холмсом и инспектором Лестрейдом. Невестой Ватсона все также является мисс Мэри Морстен, а фотография Ирэн Адлер занимает свое законное место на письменном столе детектива. Любая вещь, увиденная нами в фильме, имеет аналог в книге, например, часы, многократно заложенные в ломбард, и обнаруженные Холмсом при одном из убитых, удивительно похожи на те, с помощью которых сыщик демонстрировал Ватсону свой дедуктивный метод в первой главе повести «Знак четырех».

История, рассказанная Гаем Ричи, искусно сплетена из достоверных подробностей книг Конан Дойля. Можно сказать, что творцы нового Холмса следуют своему литературному вдохновителю скрупулезно, во всех деталях, оставляя за собой полную свободу действий во всем остальном. Детали же, отдадим должное, прописаны просто великолепно, что, вкупе с остроумными диалогами составляет серьезный довод для повторного возвращения к этой картине.

Из мелочей, хочется даже добавить звуков и запахов складывается притягательная атмосфера «Шерлока Холмса». Люди, здания, вещи изображены предельно четко, гиперреалистично, можно даже сказать винтажно. Лондон Ричи предстает перед нами во всей нарождающейся индустриальной мощи XIX века, поэтому его смело можно назвать непоименованным в титрах, но равноправным героем фильма.

Уютные и привычные декорации викторианского Лондона уступили место реальности городского кошмара, с таящимися в подворотнях грабителями и убийцами.

Есть и еще одна непривычная нам деталь. В Лондоне Гая Ричи зло творят не просто люди. Зло творит магия. География Лондона становится географией магии. Город превращен в полигон для странных обрядов и ритуалов по тем же принципам, по которым играет с Римом Дэн Браун.

Британская родня

По цветовой гамме картины, выдержанной то в сепии, то в холодных свинцовых тонах, по мрачности магических ритуалов, зритель уже с первых кадров начинает угадывать в «Шерлоке Холмсе» что-то до боли знакомое. Ну конечно, все это очи наши видели в другом сериале – в фильмах про Гарри Поттера.

Роднит «Шерлока Холмса» Ричи с юным чародеем Джоан Роулинг и то, какое место в повествовании занимают магические практики. Сложно сказать, обратился ли режиссер к разоблачению магии в пику бывшей жене – каббалистке Мадонне или просто счел эту тему достаточно интересной для зрителей XXI века. Не раскрывая карты до конца, скажу, что знатокам английской истории напомнят не только о роли тайных обществ в мировой политике, но и пороховом заговоре и неудачнике Гае Фоксе.

Загадка объясняется тем, что одним из продюсеров фильма выступил Лайонел Уигрэм (Lionel Wigram), исполнительный продюсер «Гарри Поттера и Ордена Феникса» и «Гарри Поттера и Принца-полукровки». Именно Уигрэм предприимчиво нашел самый верный способ убедить руководство «Warner Brothers» запустить новый проект, создав совместно с Джоном Уоткиссом (John Watkiss) нечто вроде комикса по мотивам произведений Конан Дойля. Именно наглядность предложенного образа и решила исход дела.

Взлет и падение темного лорда

Впрочем, корни магии в «Шерлоке Холмсе» уходят куда дальше, чем в детской сказке. Сам Уигрэм в одном из интервью объяснил, что прототипом главного злодея – лорда Блэквуда является не кто иной, как Алистер Кроули, и одной из главных целей для создателей фильма стало исследования феномена гуру, управляющего сознанием своих адептов с помощью разнообразных, но доступных логическому объяснению техник.

Умышленно или нет, но рисуя вымышленные события, создатели фильма очень близко подошли к реальности. Прямым последователем Блэквуда в наши дни вполне можно назвать Сёко Асахару, инициатора зариновой атаки в токийском метро. Параллели продолжаются даже в том, что, лидер Аум Синрикё, как и Блэквуд, был приговорен судом к смертной казни через повешение.

За внешним развлекательным фасадом, головокружительными драками, погонями и перестрелками в «Шерлоке Холмсе» скрыты действительно серьезные и важные для современного человека темы оккультизма, закрытых обществ и манипуляции общественным сознанием.

Впрочем, каждому свое. Злодеи призваны мечтать о мировом господстве, Шерлок Холмс – бороться с преступниками и распутывать тайны, а кино – развлекать зрителя.

WIN.RU

Поделиться
Комментировать

Популярное в разделе