Сериалы в борьбе за «железный трон»

Философ и культуролог Александр Павлов — о грядущем закате модного феномена современной западной культуры.

Александр Павлов. Фото из личного архива

На прошлой неделе у зрителей, давно и плотно подсевших на сериалы, случилась беда. Впрочем, ожидаемая. Четвертый сезон главного западного сериала подошел к концу, и теперь поклонникам шоу «Игра престолов» предстоит немногим меньше года ожидать премьеру очередных приключений главных героев вселенной, что выдумал плодовитый работник пера Джордж Мартин.

В связи с трауром зрителей сериала мне бы хотелось поднять важный вопрос, который по обыкновению ускользает от тех, кто смотрит не только это шоу, но и сериалы вообще. Интересно же даже не то, почему вдруг тот или иной сериал становится главным: в конце концов есть самый простой ответ — он очень хороший. Интересен сам перманентный поиск «главного сериала», а вместе с ним продолжительность жизни фаворита.

Начнем с того, что фактически это пока еще главный сериал, плотно занявший «железный трон». Однако, хотя сейчас эта мысль может показаться еретической, в следующем году сериал сильно потеряет в популярности.

В пользу этого спорного тезиса есть два аргумента.

Во-первых, шоу уже лишается зрителей: финал четвертого сезона смотрели 7,1 млн человек, а это — четвертое место из всех десяти серий сезона.

Во-вторых, про сериал стали писать и говорить те, кто еще год назад либо про него не знал, либо плевался от одного его упоминания. То есть многие «тренд-сеттеры» наступили на горло своей песне и на голубом глазу принялись обсуждать особенности сериала, будто давно числятся его поклонниками. Когда шоу начинают обсуждать те, кто несколько лет им надменно пренебрегал, это отнюдь не признак популярности, а верный знак упадка.

То есть истинные поклонники шоу уже стали остывать, а неистинные, которые, вероятно, даже не смотрели сериал, бросились объяснять его популярность. Скорее всего, активный и настоящий зритель снова пустился в поиск сериального Грааля.

Припомню еще, как обсуждался третий сезон сериала и как изнывали поклонники в социальных сетях в ожидании четвертого сезона. Однако странным образом сам четвертый сезон в соцмедиа обсуждался уже далеко не с такими страстями, как то было в прошлом году.

Впрочем, это не вина пока что главного западного шоу наших дней, а проблема запросов определенной части сериальной аудитории. И я сейчас не говорю про русские сериалы, потому что это совсем другая история. Тем более что зрительская аудитория западных и российских сериалов не часто пересекается.

Дело в том, что с каких-то пор зритель вдруг стал искать Святой Грааль западных сериалов — лучшее шоу, которое непременно надо смотреть. И нынешнее многообразие предлагаемых продуктов делает эту задачу трудноразрешимой.

С каких пор вообще вдруг стали выделять главные сериалы времени?

В начале 1990-х, когда, грубо говоря, имелся один-другой сериал, — его смотрели все. И была одна дискурсивная рамка. Утром можно было обсудить, кто из героев «Санта-Барбары» вчера что отмочил — как Мейсон в очередной раз обидел Мэри; или до какой подлости докатился полковник Леонсио в «Рабыне Изауре».

Важно, что и «Санта-Барбару», и, например, «Твин Пикс» преимущественно смотрел один и тот же зритель. То есть страна не делилась на поклонников мыльных опер и фанатов интеллектуального продукта. Про «Твин Пикс», окончание которого навсегда осталось загадкой для российского зрителя, было не меньше разговоров. «Сериал кончился», — говорили те, кто его посмотрел. «Чем же?!» — интересовались те, кто его не видел, но кого постоянно пытали рассказами о происходящем в маленьком американском городке. «Не знаю», — отвечали честные зрители, не кривя душой.

Это, кстати, стало лучшим «финалом» для сериала. Шоу и было хорошо тем, что, чем именно оно закончилось, рассказать было решительно сложно. Ведь некоторые старожилы должны хранить память о национальной травме, нанесенной сознанию россиян рассказом о том, чем именно закончится один из сезонов сериала «Спрут». Все знали, что отважный комиссар Катани погибнет. Знали — как. В ожидании последней серии вся страна сплотилась перед голубыми экранами, чтобы увидеть насильственную смерть полюбившегося всем борца с организованной преступностью.

Вместе с тем, может, оно и лучше, что всех предупредили о смерти главного героя — не знай, чем закончится сериал, многие, не будучи не готовыми к такому раскладу, могли рисковать здоровьем.

Любопытно вот что. В конце 1990-х вдруг оказалось, что сериалы делают не только в Латинской Америке. Примерно тогда зрители разных сериалов разошлись по разным дорогам. Одни выбрали «Дикий ангел», другие — «Секс в большом городе». Некоторое время аудитории могли совпадать, но в итоге выбор надо было сделать. Определенный зритель полюбил «Секс в большом городе» и «Клан Сопрано», а затем стал завороженно наблюдать за довольно сложным продуктом «Клиент всегда мертв». Прошло еще пару лет, и сериалы снова стали едва ли не основным развлечением населения. И приобрели некоторую солидность.

Искать главное стали не среди того, что было интересно условно народу, сколько зрителям, жаждущим интеллектуального продукта, именно в этом сегменте «солидных сериалов». Так, одно время высоту главного удерживал «Доктор Хаус», а потом на смену ему пришли иные шоу.

Затем фаворитом всех ценителей «сериального искусства» был «Во все тяжкие», поднявший планку производства мыльных опер, казалось бы, на недосягаемую высоту. Теперь же это такие хиты, как «Карточный домик» и те же «Игры престолов».

Что же, «Секс в большом городе» продержался 6 сезонов, «Клан Сопрано» — 6, «Клиент всегда мертв» — 5, «Доктор Хаус» — 8. При этом последние два окончательно закопали шоу. То же можно сказать о последних из 6 сезонов «Остаться в живых». «Во все тяжкие» достойно, но с трудом держался 5 сезонов. Любопытно, что некоторые их этих сериалов не просто передают пальму первенства другим, но в последствии теряют свой престижный культурный статус. Например, кто сегодня скажет доброе слово про шоу «Доктор Хаус» и «Остаться в живых»?

Примечательно, что резкие взлеты и спады характерны большей частью для «модных» и «интеллектуальных» сериалов. Еще более примечательно, что длительность главного сериала может быть долгой, но он остается «главным» редко больше 4–5 сезонов. Не случайно, одно время в Сети был популярен мем, когда главный герой «Во все тяжкие» Уолтер Уайт уютно восседал на «железном троне» из «Игры престолов». Тем самым было ясно, какому шоу «Во все тяжкие» завещало оставаться главным и любимым.

Сейчас появились такие же картинки, на которых главный персонаж «Карточного домика» Фрэнк Андервуд восседает на «железном троне». Пока что мы видели только 2 сезона сериал «Карточный домик», но дело идет к тому, что он обгонит «Игру престолов». Похоже, что «главный сериал» сдает позиции, а на смену ему приходит более амбициозный продукт. Но точно так же Фрэнку Андервуду придется уступить «железный трон».

Александр Павлов

Известия

Поделиться
Комментировать

Популярное в разделе