«Слон» выбрал «Елену»

Звягинцев призвал повесить на лацканы контрацептивы для борьбы с аспидом


Первая из отечественных кинопремий – как по времени вручения, так и в рейтинге объективности – раздала своих «Слонов». Национальная премия кинокритики и кинопрессы «Белый слон» по определению не может быть ангажирована никем и ничем, кроме главного – таланта и профессионализма своих номинантов. Хотя критики тоже, конечно, люди и о вкусах друг с другом еще как спорят. Главная победительница этого года «Елена» вызвала дрожь и оторопь от встречи с искусством кино – как у ее ценителей, так и у хулителей. А зрители, кстати, проголосовали рублем: по результатам сборов на одну копию «Елена» – в чемпионах.


Режиссер, записанный прежде в высоколобые любители притч и подражатели Тарковского, неожиданно выдал математически точный анализ нашего времени, показанный совершенным языком кино. И новый свой статус – человека, выдающего диагноз образно и лаконично, – Звягинцев не замедлил подтвердить.


– На плечах и лацканах некоторое время назад висели белые ленты. И я тоже призываю их называть контрацептивами. Но только не в борьбе со СПИДом, а в борьбе с аспидом, – сказал Андрей, получая приз за лучший фильм 2011 года.

Нынешняя политическая ситуация, конечно, отразилась на церемонии – и не только в теме речей, но и в их подаче. Лауреаты не дежурно благодарили за признание, а искренне волновались, получая статуэтки. Особенно молодые, острее своих старших коллег чувствующие градус времени. Обычно царящая тоска и зевота на подобных мероприятиях сменилась оживлением, присутствующим ныне в обществе, по крайней мере в его активных творческих слоях.

Антон Шагин, победивший в номинации «лучшая мужская роль» за фильм «В субботу» Александра Миндадзе, сказал самую непосредственную речь:

– Это большой подарок мне к Новому году и аванс моей работе, черт! Спасибо большое и будьте здоровы!

Кинопресса в этом году в общем сделала ставку на молодых. Дарья Екамасова получила «Слона» за лучшую женскую роль («Жила-была одна баба» Андрея Смирнова). Лучшей в роли второго плана была названа Елена Лядова («Елена»). За лучший сценарий приз получила Марина Потапова («Шапито-шоу»). Звягинцев же еще был удостоен статуэтки и как лучший режиссер.

Фильм представителя среднего возраста Александра Зельдовича «Мишень» получил столько же «Слонов», как и «Елена»: тоже три. Футуристическая «Мишень» заслужила их за лучшие работы оператора (Александр Ильховский), художника (Юрий Хариков, Владимир Родимин) и лучшую музыку (Леонид Десятников). Шок-драма Ангелины Никоновой «Портрет в сумерках» выиграла в номинации «лучший дебют». Символично, что статуэтку за нее получил тот самый Сергей Борисов, исполнитель главной роли мента-насильника, которому картина изменила судьбу: простой ростовский милиционер стал актером, который срывает аплодисменты на европейских кинофестивалях, выигрывая актерские призы в соревнованиях с самими Майклом Фасбендером и Ральфом Файнсом.

Что ж, новое время – новые герои.

 


материал: Елена Ардабацкая

Московский комсомолец


Поделиться
Комментировать

Популярное в разделе