Снова Мария

Сегодня в прокат выходит кинокартина “Мария”, снятая в Ростове Великом.

Это уже важная причина, чтобы смотреть.


Вторая в том, что фильмы религиозной тематики выходят нечасто, но становятся хорошим поводом к обсуждению. Глупо говорить: “Не смотрел, но осуждаю”.

Да, это мифология, но подана так интересно, что смотреть надо. Ниже, информация к размышлению.

В первой половине XV века из Пскова в Ростов в свите князя приезжает Исидор Твердислов, “местерска рода”. Житие говорит, что он иммигрант и поселился в убогой хижине. “Твердислов”, значит предсказатель и чудотворец.

Ученые пишут, что блаженный был первым на Руси юродивым ради Христа, которых позже, много стало в Ростове эпохи Ивана Грозного.

А.Г. Мельник справедливо определяет наш Ростов 1570-х как “Город юродивых”, так как он и его блаженные пользовались особым покровительством великого государя. Здесь надо было сказать, “пользовался особым покровительством тирана”, чтобы провести параллели со Сталиным и блаженной Матроной.

Особое покровительство царя Ивана выразилось в 1566 году строительством церкви Вознесения над гробом Исидора Твердислова. Это мистический факт, что съемки “Марии” с сюжетом о святом и тиране провели в Ростове, причем у церкви Вознесения. Только по этой причине стоит смотреть.

Из дара чудотворения и пророчества можно сделать хороший бизнес, не так ли? Удержаться трудно и поэтому Исидор юродствовал.

Нелегко преодолеть брезгливость к городскому сумасшедшему и так, настоящих почитателей святого при жизни было немного. Однако чудеса совершались. Возможно Иван Грозный полагал, что его молитва помогает ему на войне против Ливонии.

Четыре года спустя строительства церкви Вознесения, в 1570 году совершился карательный поход на Великий Новгород. Некоторые жители хотели переметнуться на сторону Литвы. Казнили около двух тысяч человек.

В Пскове стали готовиться к смерти. Сходили к духовникам на исповедь, причастились. Составили завещания, закопали сокровища.

Был только один человек, которому терять было нечего. Звали его Никола Салос, что значит “юродивый”. У ворот города он развел костер и жарил мясо.

Возмущенный царь спросил:
— Как ты смеешь есть скоромное в Великий пост?!
— Предпочитаю есть мясо в пост нежели проливать кровь христиан!

По рассказу, царь пощадил псковичей. Таково заступничество святого за город. Ярко раскрыт характер отношений царя и блаженного, и всех остальных. Очень захватывающая легенда! Тем не менее, у историка Скрынникова недавно читал, что жертвы были, да и пример преподобного Корнилия Псково-Печерского у всех на глазах.

Как бы то ни было, у этого эпизода есть глубокий нравственный смысл, и этот смысл запоминается без вникания в сопутствующие обстоятельства. Мы еще не прожили этот сюжет до конца. Его касался наш классик и вывел в драме “Борис Годунов”. В кино имеется образ великого Эйзенштейна “Иван Грозный”, но не помню, есть ли там образ юродивого.

Мистически и во всей красе все это пересказывается в выходящей сегодня в ленте, само собой, глазами нашей с вами современницы. Это не мои глаза. Я не вмешивался и не жалею об этом.

Комсомольцы (мои любимые комсомольцы) выведены реалистично и сочувствия не вызывают. Это не великая драма “Поп” снятая по документальным мотивам. Это мифическая история, вполне в духе XVI века, поскольку, выясняется, что сколько бы мы не кичились прогрессом, мы недалеко ушли о темы столкновения власти и святости. Мы по-прежнему также рискуем, как и герои фильма попасть под жернова власти, а святость нам кажется недостижимой.

Вера Михайловна Сторожева умеет снимать … сказки. Хорошо, качественно, разворачивая камеру и сюжет вокруг героя со всех сторон. Вот только не надо говорить, что мы за реализм. Я не верю.

Кстати сказать, все мое общение со съемочной группе отражено в таком диалоге:
— Скажи, Александр, ты веришь, что американцы были на Луне?!
— Знаешь, что, Сергей … Мне все равно.

С кем ни поговоришь сейчас, все верят в альтернативу, в то, что история наука неточная и историки ее подделали. Все с высшим образованием, но все верят в тигра. Говорят, что лень и суеверия суть главные наши пороки. Однако, в таком случае, суеверие — это лень ума.

Так что не надо кичиться, мы склонны верить мифам не менее наших предков.

Выходящий фильм, это лучшее тому доказательство. Спрашивать, верит ли режиссер сама в фабулу фильма, я не стал, это и не нужно. Я верю, в то, что кино, это больше, чем кино. В хорошо снятом фильме жизнь вырастает сама. Чудеса случаются помимо воли и замысла, как будто кто-то руководит сверху и так бывает не только в кино, но и в жизни.

Безусловно не верю, что Сталин встречался с блаженной Матроной. Определенно, от встречи не могло быть пользы, как повторю еще раз, не могло быть пользы от облета с чудотворной иконой. Так или иначе, наши современники в это верят, и это с высшим-то образованием!

Попробуем все же преодолеть брезгливость перед сюжетом, как ростовцы перед блаженным Исидором. Только так случается чудо, а иначе не о чем разговаривать.

Автор
Скоробогатов
Поделиться
Комментировать

Популярное в разделе