Сокуров-продакшн: как студенты из Нальчика изменили наше кино

«Теснота», «Мальчик русский» и другие фильмы-сенсации экспериментальной мастерской известного режиссера.
Фото: Нон-стоп Продакшн
 

В российский прокат вышел второй полнометражный фильм Кантемира Балагова — «Дылда». Как и дебют «Теснота», он был отмечен наградами в престижном конкурсе Каннского фестиваля «Особый взгляд». Режиссер — выпускник знаменитой Мастерской Александра Сокурова в Кабардино-Балкарском университете, курс 2011–2015 годов. Когда признанный мастер авторского кино, ранее не преподававший, взялся за педагогику не в Петербурге или Москве, а в Нальчике, это выглядело смелым экспериментом. Но сегодня уже понятно, что он сформировал «новую волну» отечественного кино. «Известия» предлагают вспомнить лучшие фильмы учеников Сокурова.



«Теснота»

Когда дебют Кантемира Балагова в 2017 году попал в «Особый взгляд» и получил приз Международной федерации кинопрессы (ФИПРЕССИ), глава Каннского фестиваля Тьерри Фремо даже заявил о «возрождении киноиндустрии» в России.


Российский режиссер Кантемир Балагов
Фото: РИА Новости/Екатерина Чеснокова


Фильм снят в «тесном», почти квадратном формате изображения, какой был у большинства телевизоров в 1998 году, когда разворачивается действие картины. Девушка Илана мечтает выбраться из Нальчика, где время как будто остановилось, традиции превратились в балласт и те, кто хочет хоть чего-то добиться, уезжают куда глаза глядят. Брат Иланы собрался жениться, нашел невесту из хорошей еврейской семьи, но сразу после помолвки их обоих похитили. Пока родственники в растерянности пытаются собрать выкуп, Илана переживает глубокий личный кризис, хотя тоже полна решимости спасти брата...



«Софичка»

«Софичка» — вольная экранизация повести Фазиля Искандера, созданная Кирой Коваленко. Во время учебы Коваленко делала этюды по мотивам этого произведения, потом решила поставить по нему дипломную работу. В итоге она первая среди всех выпускников Сокурова выпустила полнометражный дебют — причем на абхазском языке, с узнаваемыми сокуровскими интонациями и очень сильной женской линией.


Режиссер Кира Коваленко
Фото: ТАСС/Ковалев Петр


На экране часто присутствуют одновременно две Софички. Одна — молодая жена, мужа которой зарубил топором ее брат, не желавший отдавать сестру чужому человеку. Вторая — сильно постаревшая женщина, вернувшаяся из ссылки и наблюдающая за собой в юности с мудрым осознанием, что минувшего не исправить и что в общей трагедии террора, войны и нищеты ее судьба мало что значила. К слову, Коваленко помогала Балагову в работе над «Теснотой». В настоящий момент она закончила съемки своего второго полного метра, продюсер которого, как и у «Дылды», Александр Роднянский. Официального названия у картины пока нет.



«Глубокие реки»

Владимир Битоков снял свой дебют на кабардинском языке, причем сам режиссер, по его словам, этим языком не владеет, знает буквально несколько фраз. В центре сюжета — обособленно живущая в лесу семья лесорубов. Пожилой отец и два крепких сына (один с женой) каждый день валят гигантские деревья и зарабатывают этим на жизнь, вызывая зависть и озлобленность своих соседей. Парней не любят не только за достаток, угрюмость и нескрываемую физическую силу. Есть еще темное прошлое, о котором мы до поры не знаем, но оно обязательно проявится. Когда отец, надорвавшись, станет калекой, из города на помощь близким вернется третий сын, полная противоположность своим домашним, обычный юноша с плеером в ушах и говорящий принципиально только по-русски.

В лесу зябко, реки здесь холодные, опасность усиливается с каждой минутой, и развязка у этой истории будет трагическая. Битоков с бережным вниманием показывает свитера грубой вязки, капли пота на крепких мужских телах, шершавость коры поваленных деревьев, суровую надежность бревенчатого дома-крепости. Гамсуновская красота этого фильма завораживает и пугает. На «Кинотавре» 2018 года Битоков был награжден за лучший дебют.



«Мальчик русский»

Александр Золотухин в своем дебюте соединил два фильма. Первый — история юноши Алеши, которого привезли на фронт Первой мировой совсем неопытным. Он потерял зрение в результате газовой атаки, чудом остался в живых, а после госпиталя отказался отправляться домой и стал служить «слухачом». Его задача — с помощью специального прибора заранее узнавать о приближающихся бомбардировщиках и предупреждать своих.


Кадр из фильма «Мальчик русский» режиссера Александра Золотухина
Фото: Ленфильм


Сцены с Алешей сняты с огромной любовью к деталям и часто практически неотличимы от хроники. Режиссер внимательно изучал сохранившиеся цветные фотографии тех лет, постарался перенести на экран стилистику полотен Сурикова, Левитана и Шишкина. Боевые действия, несмотря на маленький бюджет, выглядят очень достойно, хотя заметно, что, например, весь польский город в «Мальчике» «поместился» на маленьком узнаваемом пятачке Выборгского замка.

Но есть здесь и «второй фильм» — съемка репетиции Третьего фортепианного концерта Сергея Рахманинова, которая стала и саундтреком для военной драмы, и основным отстраняющим инструментом, и свидетельством эпохи (произведение было написано в 1909 году). Поначалу смотреть такое кино трудно, но вскоре к новаторскому языку привыкаешь и воспринимаешь его как единственно возможный способ повествования, что свидетельство несомненного таланта Золотухина. «Мальчик русский» был представлен на Берлинале, а на прошедшем «Кинотавре» получил диплом от Гильдии киноведов и кинокритиков.

Автор
Сергей Сычев
Поделиться
Комментировать

Популярное в разделе