Свет. Камера. Война в Грузии

На Западе состоялся официальный показ голливудского фильма «5 дней» про августовские события в Южной Осетии 2008 года


Ну  вот и настал этот славный момент! На Западе состоялся официальный показ голливудского фильма «5 дней» про августовские события в Южной Осетии 2008 года.


Вообще-то впервые этот шедевр был продемонстрирован  публике в Грузии 5 июня. На премьеру тогда съехались исполнители всех ролей и почему-то Шэрон Стоун (видимо, для красоты), которая помогла собрать около миллиона долларов «для помощи жертвам российско-грузинской войны».


Спонсором картины выступил некий «грузинский  магнат». Примерный бюджет составил 20 млн. долларов. Что и говорить, магнат не поскупился. И хотя большинство занятых в ленте актеров -  откровенно второго и третьего эшелонов, то Саакашвили играет сам красавец Энди Гарсия. Это как же надо хотеть польстить любимому президенту?!


Но  вернемся к премьере. На ней побывал  корреспондент издания  Foreign Policy. Приводим его впечатления от просмотра ленты.


Вчера мне посчастливилось  посетить первый просмотр в США «5 дней войны», нового фильма в стиле  экшн, действие которого происходит во время грузинско-российской войны 2008 года. Шумиха вокруг фильма в основном фокусировалась на его финансировании – основным спонсором выступил грузинский золотодобывающий магнат, который к тому же сидит в парламенте страны,  а значительную роль в производстве ленты играли грузинские военные. Интересен и необычный выбор режиссера – им стал Реми Харлин, лучше известный по попкорновым «Крепкому орешку 2» и «Скалолазу», чем по политическим драмам. 


Меня не особо  интересовал политический посыл – это же прогрузинское и антироссийское кино, и оно даже не пытается казаться чем-либо иным – а скорее эффективность этого посыла. Сторонники этого проекта хотели держаться линии похожей на «Отель Руанда» или «Убийственные поля», то есть линии тех фильмов, которым удалось проинформировать общественность и особым образом отразить международные трагедии, мало освещавшиеся в США. Но стоило ли данное усилие тех денег?


Ну… не совсем. Сюжет вертится вокруг освобождения Томаса Андерса – телевизионного журналиста-фрилансера в исполнении Руперта Фрэнда. Вначале мы встречаем Андерса в Ираке в сцене, где одновременно а) зарождается его внутренний конфликт – на протяжении всего фильма он борется с чувством вины из-за смерти своей девушки (которую по какой-то неведомой причине играет Хэзер Грэйем) – и б) освещается участие грузинских войск в действиях США в Ираке. 


Несколько лет  спустя страсти накаляются уже на Северном Кавказе. Нас об этом информируют  в новостях, чуть ли не объясняя все  на пальцах, и добавляют анимационную карту с обязательным изображением России в виде красной угрозы, поглощающей своих соседей. («Добро пожаловать в «Холодная война: Продолжение», - комментирует один из героев фильма, видимо, для тех, кто еще не до конца все понял). 


Андерс и его  дружелюбный британский оператор Себастьян летят в Тбилиси. Там публике демонстрируют видео подборку в стиле телеканала путешествий (Travel Channel) с красивыми грузинскими пейзажами и людьми. (Я мысленно пожимаю режиссеру руку за попытку представить Грузию и жертвой неслыханных зверств, и распрекрасным туристическим объектом. Кульминация – сельская свадьба, народные грузинские танцы прерываются российским бомбовым налетом. Картинку дополняет разбрызганная кровь и части тел). 


Андерс и Себастьян  пробираются в Южную Осетию, где  попадают в самую гущу событий, спасают  красивую грузинскую студентку политологии  в исполнении Эммануэль Чирикуи  и становятся свидетелями резни  в деревне. Резню ведут иррегулярные пророссийские войска во главе с демоническим казаком, покрытым татуировками. 


Во второй части  фильма наши герои пытаются вывезти  съемку, чтобы показать всему миру, в то время как страна продолжает тонуть в крови. Здесь нам ненадолго  является Вал Килмер в виде сквернословящего алкоголика и по совместительству военного корреспондента, говорящего фразами вроде «Война – это беззубая старая шлюха».


Нить сюжета периодически прерывается сценами  из Тбилиси, где грузинский президент  Михаил Саакашвили в исполнении Энди Гарсия безуспешно пытается убедить международное сообщество вмешаться.


У фильма есть явные  проблемы с последовательностью. Одну минуту мы смотрим, как пожилую женщину  ранят в ноги и оставляют тонуть в реке, потом вдруг грузинские коммандос бросаются сквозь окна на чье-то спасение в стиле Джона Макклейна (главный герой фильмов «Крепкий орешек» - прим.ред.)


В некоторых  местах сюжет не совсем логичен. (Например, зачем героям потребовалось пробираться  в опустевший центр радиовещания в Гори, когда город бомбят со всех сторон, если можно вернуться в Тбилиси, где обосновалась половина западного медиа сообщества?). Гарсия здорово играет Саакашвили, отражает его глубину и напряженность, но вот остальной актерский состав как-то неоднороден. Особенно выделяется Чирикуи. Говорит на английском без тени грузинского акцента, а нас пытаются убедить, отделавшись объяснением, что ее героиня училась в США.


Самая большая  проблема фильма – скорее всего, в  том, что не совсем понятно, что же они хотят сказать и кому. В  самом начале картины звучит известная фраза сенатора Хирама Джонсона «Первой жертвой войны становится правда». (Джонсон, будучи твердым изоляционистом, уж точно противился бы любому вмешательству в тот конфликт). Журналисты постоянно расстроены из-за того, что мир остался безразличен к конфликту, который произошел во время Олимпийских игр 2008 года. Дальше больше, один из героев говорит: «Все верят версии Кремля», что Грузия выстрелила первой, а российские силы защищали гражданское население.


Вообще-то, насколько  я помню, все было не совсем так. В те дни война наделала много шума. Саакашвили постоянно комментировал события, давал интервью западным СМИ. Сенатор и кандидат в президенты тогда даже сказал «Мы все грузины» (имеется ввиду сенатор Джон Маккейн, кандидат в президенты от республиканской партии – прим.ред.)


Не будет преувеличением сказать, что для большинства  американцев Грузия пропала с  радара, но она хорошо представлена в Вашингтоне, что было очевидно на вчерашнем просмотре, и держу пари они (представители) на стороне Грузии.


Думаю, что крайне негативное отображение российских войск в фильме вряд ли шокирует американцев, которых десятилетиями пичкали русскими злодеями на экранах. Сомневаюсь, что эта картина сможет изменить мнение людей, знакомых с ситуацией. А те, кто не знаком, скорее всего, и смотреть ее не пойдут. В конце концов Вал Килмер сегодня не такая звезда, как раньше.


Татьяна БЕЗРУКОВА


КП-Ярославль


Поделиться
Комментировать

Популярное в разделе