Цирк расходящихся тропок

Лидия Маслова о фильме "Шапито-шоу" Сергея Лобана

Лучший российский фильм как минимум прошлого года, "Шапито-шоу", удостоенное спецприза жюри на Московском кинофестивале, долго не могло протиснуться в кинотеатральный прокат, в том числе и по причине необычного формата: картина состоит из двух частей, каждая из которых, в свою очередь, содержит две новеллы, и длится все удовольствие больше трех часов.


Но это тот редкий случай, когда во время просмотра не развлекаешь себя размышлениями, что можно было бы сократить, а наоборот — по окончании 3-часового представления с 15-минутным антрактом хочется попросить еще немножко чего-нибудь в этом роде, уж больно оригинально авторы, сценарист Марина Потапова и Сергей Лобан, смотрят на окружающий мир, в котором, в общем-то, ничего необычного не происходит.

В "Шапито-шоу" с точки зрения сюжета все как раз довольно обыденно: мальчик с девочкой знакомятся в сети, назначают встречу в реале и едут в Симеиз, глухонемой пекарь встречает новых друзей и едет с ними в Симеиз, отец встречается со взрослым сыном и везет его в Симеиз, продюсер находит двойника Виктора Цоя и оказывается с ним в Симеизе. Главная достопримечательность этого кинематографического Симеиза — черный шатер, в котором каждый вечер разыгрывается шоу двойников: Мэрилин Монро сдирает скафандр с космонавта, под которым обнаруживается медведь, вскоре гибнущий от руки тореадора, Элвис Пресли умоляет полюбить его нежно, болтаясь над сценой на канате и сшибая со столиков зрителей стаканы и бутылки, Майкл Джексон исполняет песню про Мойдодыра и танцует с гигантским умывальником, Фредди Меркьюри показывает акробатический этюд с гитарой и настаивает: "Пусть длится шоу!" Управляет балаганом явно безумный режиссер Шпагин, которого играет киновед Александр Шпагин, имеющий в определенных кругах репутацию не менее безумную. Это один из принципиальных моментов лобановской режиссуры, строящейся на разрушении штампов и разрыве шаблонов: профессиональных актеров у него меньше, чем непрофессиональных исполнителей, которые, в сущности, играют сами себя. Скажем, в последней новелле про сотрудничество продюсер Сергей Попов в роли продюсера Сергея Попова демонстрирует минимальный зазор между кино и жизнью, иллюстрируя то обстоятельство, что любой человек во всей его нелепости и странности (а нелеп и странен каждый человек по определению) представляет собой ходячий артефакт, законченное произведение искусства, не требующее специального режиссерского вмешательства и готовое легко открыться внимательному и незашоренному взгляду. Этот взгляд не выискивает в окружающей реальности какие-то исключительные, ни на что не похожие объекты, а, напротив, в самом заурядном объекте высвечивает его исключительность, уникальность. В системе координат "Шапито-шоу" неважно, Элвис ты, Шпагин или Попов — с точки зрения всевышнего режиссера, перед которым люди разыгрывают свой бесконечный спектакль, все персонажи одинаково интересны и эстетически убедительны.

Такой демократичный взгляд на мир как тотальное шапито и населяющих его актеров содержал в зародыше первый фильм Сергея Лобана — снятая в 2005-м году "Пыль", которая сразу заставила запомнить имя режиссера, но могла еще показаться каким-то несерьезным формальным экспериментом, легкомысленной шуткой молодого автора, ищущего нестандартные приемы и нащупывающего неизбитый, не отягощенный штампами кинематографический язык. Через несколько лет выяснилось, что никакого нового языка и не нужно: "Шапито-шоу" — вполне традиционное кино в самом классическом и внушительном смысле слова, полотно эпического размаха, легко вписывающееся как в конкурс главного государственного кинофестиваля, так и в повседневную жизнь зрителя, который растащит "Шапито-шоу" на цитаты и в ком-то из персонажей неизбежно узнает себя. Так же неизбежен и общий финал всех четырех новелл, в котором шапито сгорает, но выдать эту концовку — такой же спойлер, как сообщить заранее, что человек в конце жизни умрет. В "Шапито-шоу" все персонажи остаются живы. Умирают, портятся, изживают себя отношения между людьми, каково бы ни было их содержание: в качестве четырех базовых компонентов человеческого взаимодействия фильм рассматривает любовь, дружбу, уважение и сотрудничество, которые все терпят одинаково комический крах, однако фатальная невозможность сохранить их совершенно не отменяет нормального человеческого желания немедленно начать строить новый балаган на пепелище старого.

Лидия Маслова


Коммерсантъ

"В Каннах прошла презентация 33-го МMKФ"Кадры из "Шапито-шоу"
Поделиться
Комментировать

Популярное в разделе