У китча глаза велики

В картине «Большие глаза» Тим Бертон в очередной раз пытается увидеть хорошее в плохом

В российский прокат выходят «Большие глаза» Тима Бертона — первый за последние годы фильм живого классика, снятый не только для детей. Аудитория «18+» наконец-то может посмотреть Бертона без зазрения совести, и ей, скорее всего, даже понравится.

Кадр из фильма «Большие глаза». Фото: kinopoisk.ru

В семье Кинов установилась идиллия — жена Маргарет (Эми Адамс) пишет странные, корявые картинки с печальными большеглазыми детишками, а муж Уолтер (Кристоф Вальц) с немыслимой успешностью их продает. Вскоре по всей Америке люди стали покупать плакаты и открытки, подписанные фамилией «Кин». Единственный нюанс: все считают автором Уолтера и знать не знают про Маргарет. А на дворе, стоит заметить, поздние 1950-е, и США вот-вот захлестнет «вторая волна» феминизма. В духе времени Маргарет решается на личный бунт.



Это несколько нетипичный Бертон. В основе малобюджетной картины — реальная история чрезвычайно популярной художницы, чьи работы стали образцом китча и дурного вкуса. Крепкий профессионал Эми Адамс, загримированная по послевоенной моде, играет в более реалистичной манере по сравнению с обычным Бертоном.

В целом «Большие глаза» похожи на игрушку из конструктора «Лего», любовно собранную заядлым киноманом. От Тарантино — Кристоф Вальц с фирменной по-мультяшному ассиметричной улыбкой, от братьев Коэн — Джон Полито в дурацком берете, от Уэса Андерсона — Джейсон Шварцман с мефистофельской бородкой. Что здесь от самого Тима Бертона? Уютное ретро послевоенной Америки, снятое оператором Брюно Дельбоннелем, и традиционная страсть к неказистым, не принимаемым обществом чудакам.



Помимо смешной, но простоватой мелодрамы о мошеннике-муже и слабой женщине, переставшей быть слабой, в картине есть второй, более важный слой. «Большие глаза» — это полнометражное оправдание китча и людских стереотипов в целом. Не будучи профессиональным художником, Маргарет просто любит рисовать свою дочь. Почему на всех портретах такие большие глаза? «Потому что глаза — это зеркало души», — отвечает Маргарет, совершенно искренне полагая, что это ее кровная, выстраданная идея. И Тим Бертон не хочет ее за это осуждать. Главное — работать искренне, и чтобы людям нравилось. Спорный и даже опасный принцип, но не для Тима Бертона.



Ничего нового в идеологическом плане для Бертона здесь нет. Еще 20 лет назад в его фильме «Эд Вуд» режиссер дешевого хоррор-треша за столиком в кафе беседовал с Орсоном Уэллсом о творческих муках художника, и было совершенно ясно: несмотря на итоговый результат во вселенной Бертона и гений, и бездарность страдают одинаково.

Почему-то в стабильности Вуди Аллена, вот уже почти полвека снимающего в год по фильму об одном же, есть что-то обнадеживающее и привлекательное, а постоянство Тима Бертона, при значительно меньшей работоспособности, вызывает одно раздражение. Всё те же инфантильные истории, завязанные на хоррор-культуре или культовой детской классике. Поэтому очень бертоновские, но в то же время немного чужие «Большие глаза» — это лучшее, что с ним случилось за последние годы.



Известия
Автор
Николай Корнацкий
Поделиться
Комментировать

Популярное в разделе