«В анархисты идут от отчаяния»

Режиссер Эли Важеман — о своей драме «Анархисты», любви и политических иллюзиях.
В российский прокат выходит драма французского режиссера Эли Важемана «Анархисты», вошедшая в программу «Недели критики» Каннского фестиваля в 2015 году. 
Фото предоставлено пресс-службой In Focus Studio


Главную мужскую роль в картине сыграл известный актер Тахар Рахим («Пророк», «Осведомитель»). Фильм рассказывает о полицейском Жане Альбертини, который внедряется в группу молодых анархистов, одержимых желанием изменить мир к лучшему. Постепенно Жан проникается к ним симпатией, а в одну из девушек и вовсе влюбляется. Но долг службы — превыше всего, и Жан уже сам не понимает, правильно он поступает, сдавая людей, которые считают его другом, или нет. О том, что он хотел сказать в этом фильме, режиссер рассказал корреспонденту «Известий».


— Так все-таки «Анархисты» — фильм о любви или о политике?

— Конечно же, о любви. Для нашего героя именно с нее начинается понимание этих людей. Он влюбляется в анархистку и уже не может смотреть на нее только лишь глазами полицейского. Он разрывается между чувствами и долгом, и в этом его личная трагедия.

— А вы как режиссер какими глазами на них смотрите? Для себя вы поняли, что двигало теми, кто планировал покушения на «буржуев»?

— Я думаю, что все их акты были вызваны жестокостью со стороны правительства, а также социальным неравенством: ведь все они жили в нищете, и работодатели не делали ничего, чтобы улучшить их положение. Ожесточенность и озлобленность анархистов сформировались под влиянием внешних факторов. Мне была интересна двойственность каждого героя: многие из них были творческими людьми, любили искусство и красоту, но в итоге дошли до покушений и ограблений. Это была попытка добиться справедливости.

— То есть анархисты у вас — просто отчаявшиеся люди, которые идут на преступление скорее от безысходности, чем во имя неких политических идей?

— Да. Конечно, сначала они произносят громкие слова, хотят изменить весь мир, преобразить общество, верят в некую свою утопию, но постепенно приходят к разочарованию в своих же целях, к внутреннему опустошению. При этом всей их группой движет еще и скорбь по погибшему товарищу, который подорвался на динамите. Эта смерть толкает их от речей к реальным действиям. Словом, это обыкновенные человеческие чувства, которые они пытаются подогнать под идеологию анархии.

— Главный герой, полицейский Жан, на некоторое время попадает под очарование этих идей, но в конце отказывается назвать себя анархистом. Он разочаровался в них?

— Да, идеи насилия и разрушения оказались ему не близки, как и многим. Ему было интересно слушать все их разговоры на собраниях, но именно благодаря этому наш герой понял, что сам он никогда на это не пойдет.

— Вы использовали в качестве прототипов реальных людей? На какие источники опирались при работе над сценарием?

— Я читал много исторических источников, посвященных анархистам, и даже работы самих идеологов, например Бакунина и «Бесов» Достоевского, где, на мой взгляд, очень хорошо передана деятельность таких подпольных групп. Но главными документами стали настоящие отчеты полиции, которая следила за французскими анархистами и описывала их деятельность. Именно они и легли в основу сценария и вообще вдохновили меня на создание этой картины. Я хотел создать серию портретов этих людей, хотел попытаться понять их судьбу, поставить вопрос о том, кем мы являемся, когда высказываем свое возмущение. Готов ли кто-то из нас на такие страшные вещи? Кстати, поэтому и главный герой в конце остается на распутье. Он тоже отвечает на этот непростой вопрос.

— А вы лично были на стороне главного героя или тех, кого он, по сути, предал?

— Я целиком и полностью на его стороне. Можно сказать, я с ним прошел весь этот непростой путь, прожил с ним этот отрезок жизни. При этом, я, конечно, понимаю и мотивы, которые двигали анархистами, но симпатии мои на стороне человека, который выполнял свой долг. Можно сказать, Жан Альбертини был моим представителем в этом фильме. 
Автор
Анастасия Рогова
Поделиться
Комментировать

Популярное в разделе