В конкурс вступает Чехов

Сегодня на фестивале “Дубль дв@” начался показ редкой в наши дни птицы – экранизации классики. Известный Иванов-1театральный режиссер Вадим Дубровицкий дебютировал в большом кино фильмом по пьесе “Иванов” со звездным составом актеров. Фильм совершенно несправедливо не замечен не только прокатом, но и обеими национальными кинопремиями, хотя, как минимум, актерские работы там вполне могут претендовать на самые высокие оценки.

По моей просьбе коллега Леонид Павлючик представил картину читателям “Российской газеты” и зрителям нашего фестиваля. Еще раз приношу ему свои извинения за свирепые сокращения статьи, которые были сделаны во время верстки из-за традиционной нехватки места на полосе. Но на сайте газеты и здесь статья дана полностью.

Читайте и смотрите картину – она того заслуживает.


«Иванов»: быть или не быть?


Леонид Павлючик


Мир несправедлив. Мир нашего кино несправедлив вдвойне. Фильм "Иванов" по знаменитой пьесе Антона Чехова вроде бы прошел по отечественным кинофестивалям, вроде бы даже побывал в прокате, но его толком не увидели, внимательно не рассмотрели и уж точно по достоинству не оценили.


Думаю, многих отпугнул формат зрелища: 167 минут экранного времени. Не скрою, зашкаливающая за привычный хронометраж длительность фильма изрядно настораживала до просмотра и меня. Тем не менее, почти три часа, проведенные у экрана, пролетели не то чтобы незаметно, но в тягость точно не были.


Фильм, увы, неровен. В нем есть неоправданные длинноты, провалы по темпу и ритму. Есть невесть откуда взявшийся и совсем необязательный для этого фильма воздушный шар, залетевший в экранный мир «Иванова» из какого-то другого кино. Есть заметные даже благожелательному взгляду стилистические сбои, когда в тончайшую экранную психологическую акварель грубо вторгаются мазки сатирических обличений в духе то ли Гоголя, то ли Салтыкова-Щедрина, призванные, надо думать, противопоставить честной и прямой натуре Иванова провинциальное «темное царство», мир «кувшинных рыл». Но наряду с этими чрезмерностями и погрешностями вкуса в фильме есть много сцен почти безупречных в своей тонкости и точности, они истинно чеховского толка. И тогда на память поневоле приходит лучшая, на мой вкус, чеховская экранизация – «Неоконченная пьеса для механического пианино» Никиты Михалкова, которому нынешний дебютант бросает своим «Ивановым» смелый вызов…


Театральный режиссер и продюсер Вадим Дубровицкий – человек весьма одаренный. Кинематографически одаренный, хотя он не чурается в фильме и откровенной театральности, подчас площадной, и сугубо сценических ходов и метафор. Но он чувствует язык, пластику кино и уверенно пользуется их богатством. Вместе с командой единомышленников в лице оператора Вадима Семеновых, художника Евгении Качанова, композитора Алексея Шелыгина он создал чрезвычайно яркую и выразительную среду бытования героев – вполне жизнеподобную, но и обобщенно-условную. Раскинувшееся среди полей и чахлого подлеска поместье Иванова -- словно гнездо на ветру, то продутое осенними ветрами, то прошитое свежими весенними ливнями, то припорошенное первым зимним снегом. Оно неуютное, полужилое, с гулкими, пустыми коридорами, с мутными глазницами давно не мытых окон. И в этом временном, как мнится героям, жилище (но нет ничего более постоянного, чем временные пристанища и обстоятельства) они отныне и присно будут маяться, стенать, любить, ревновать, страдать, постепенно угасая, теряя вкус и волю к жизни.


«Они» – это когда-то подававший надежды, а теперь вялый, опустошенный, способный только на самоедство, да на все более редкие, быстро угасающие вспышки прежних молодых чувств Николай Иванов. И его милая, кроткая, чахнущая от туберкулеза и безответной любви жена Анна Петровна, урожденная Сарра Абрамсон, пожертвовавшая когда-то ради молодого, пылкого Иванова своей верой, родней, молодостью, здоровьем.

В этом блистательном экранном дуэте нет ведущего и ведомой. Звезда Вахтанговского театра Анна Дубровская играет Сарру истово, яростно, самоотверженно, не жалея душевных сил, оголенных нервов, прекрасных заплаканных глаз. И с той же предельной самоотдачей играет в фильме сверхпопулярный Алексей Серебряков. Вернее, не играет, а всерьез тратит душу и сердце вместе со своим запутанным, мятущимся, рефлектирующим героем, которого не зря еще во времена Чехова нарекли «русским Гамлетом».


Этим актерам веришь. Их героям сопереживаешь, как родным, близким людям, попавшим на твоих глазах в круговорот беды. Жаль, что эти выдающиеся актерские работы мало кто оценил. Жаль, что эту неровную, но пронизанную уважением и любовью к Чехову картину не заметили на «Золотом орле». Жаль, что фильм о драме безвременья, столь созвучной сегодняшним дням, не попал ни в одну из номинаций "Ники". Остается надеяться, что фестиваль «Дубль-дв@» исправит эту явную несправедливость.

Валерий Кичин

Поделиться
Комментировать

Популярное в разделе