Валерий Кичин: Трусишкам в кино делать нечего

В гостях у Pravda.Ru побывал известный журналист, кино- и театральный критик, куратор и программный директор онлайн-кинофестиваля "Дубль дв@" Валерий Кичин.
Источник: фотоархив Pravda.Ru

Валерий Семенович рассказывает, почему на российском телевидении так мало качественных современных фильмов, что происходит с российским кинематографом и где посмотреть хорошее кино.

— Валерий Семенович, расскажите, пожалуйста, о фестивале. Где можно посмотреть картины?

 - Фестиваль проходит уже в шестой раз. После того, как мы, в России, провели впервые в мире такой фестиваль, эта идея была подхвачена идея. И теперь интернет-показы с успехом идут в разных странах. Но мы, повторюсь, проводим фестиваль уже шесть лет подряд.

"Дубль дв@" оброс своей историей, есть разные интересные цифры и факты. На сайте "Дубль дв@" любители кино могут бесплатно посмотреть лучшие российские фильмы последних лет, которые в силу особенностей нашего кинопроката в России очень мало кто видел. Среди них фильмы — лауреаты международных фестивалей, а также картины, которые вообще нигде не показывались.

В апреле прошлого года "Дубль дв@" зафиксировал более 130 тысяч посещений из 84 стран мира. Число зрителей растет с каждым годом. Хочу сразу сказать, что это не коммерческое предприятие, мы не зарабатываем на нем ни копейки.

 - Но зачем устраивать интернет- фестиваль, когда все есть на торрентах? Cкачал и сиди, смотри.

 - Согласен, что на торрентах очень много фильмов, но среди этого многообразия иногда сложно выбрать что-то приличное. А мы своими кинопоказами хотим обратить внимание только на самые лучшие. Например, фильм "Не думай про белых обезьян" Юрия Мамина очень мало кто видел. А картину на нашем кинопоказе посмотрели десятки тысяч зрителей, и она взяла главный приз.

На третьем фестивале победила картина режиссера Алексея Зайцева "Бездельники". Она тоже не была известной, до тех пор пока не появилась на нашем сайте. У нас в программе фильм Юрия Быкова "Дурак", лучшая российская драма по версии кинозрителей. Во внеконкурсной программе идут фильмы Кончаловского, Меньшова, Шахназарова и много других прекрасных картин.

На пятом фестивале мы показывали мюзикл "Норд-Ост". Вспоминается такая история: когда мы показывали "Норд-Ост" нам прислала письмо одна женщина, муж которой погиб в той самой трагедии. Она нам написала о том, какой ужас она испытала тогда, но как очень хотела досмотреть мюзикл до конца и сделала это благодаря нам.

Есть масса интересных историй. На этом фестивале огромное количество режиссерских дебютов и премьерных показов. Только в этом году было пять дебютов. Сергей Соловьев прислал нам фильм "Асса-2".

Сюжеты фильмов не буду пересказывать, нужно заходить и смотреть. В программе очень сильные картины.

 - У вас в программе был заявлен фильм режиссера Вадима Дубровицкого "Иванов". Это прекрасная картина профессиональнейшего режиссера, в которой играют одни звезды. И очень странно, почему его нет на наших экранах. Почему хорошие фильмы не берут на телевидение?

 - Я при всем желании не могу ответить на этот вопрос, так как у телевидения очень неверное представление о публике и телевизионной аудитории. Они ориентируются на рейтинги, которые, как правило, дутые и заказные. Такое ощущение, что те люди, от которых зависит наполнение российского экрана, делают свои коммерческие передачи "на коленке" и радуются, что народ их смотрит.

Публика привыкает к примитиву, вкусы развращаются. Но существует опасность, что завтра все то, что сегодня было развлекательным, тоже может покажется сложным.

А чтобы снять и продвинуть хорошее, качественное кино, нужна кропотливая работа. Чтобы донести хорошие картины до зрителя — это тоже большая, ответственная задача, которую современное телевидение не желает на себя брать. Но мне кажется, что тем самым телевидение забыло о важнейшей функции — быть не только коммерсантом, но и быть немного просветителем, формировать качественные вкусы.

 - В развращении и оглуплении зрителя принято ругать американское кино. Как вы на это смотрите?

— Я думаю, что ругают американское кино те, кто мало его знает. Американское кино — великое кино, возможно, одно из величайших в мире. Американский кинематограф подарил миру массу потрясающих фильмов. Другое дело, что на экране показывают только коммерческие картины, то с чего можно сразу снять сливки, а серьезное кино до нас тоже не доходит. Поэтому ругать его я бы не стал. Я буду только хвалить великий американский кинематограф, у которого стоит многому поучиться.

— Есть ли у вас желание приглашать молодых американских режиссеров-неформалов на фестиваль?

— "Дубль дв@" продвигает отечественное кино. Мы хотим помогать российским кинематографистам. Американским режиссерам не нужна наша помощь, у них, к счастью, нет таких трудностей, в Америке на каждом шагу полно киношных мероприятий для начинающих режиссеров. В этом плане западная кинематография мыслит перспективно.

 - Каков ваш прогноз на период кризиса? Что будет с российским кино в дальнейшем?

— Я не знаю, что будет с кино, но прогнозы не самые радужные, потому что нынешние условия не благоприятны для творчества. То, что происходит сегодня в стране, не просто подрывает основы отечественного кинематографа, но и лишает кинематографистов творческого импульса. Мало того, что нет финансирования, но еще идут какие-то постоянные препоны. Невозможно творить свободно, если тебя постоянно дергают, если ты не понимаешь, кого ты можешь оскорбить своим творчеством.

- Поясните?

 - Я говорю об истории с фильмом "Левиафан" режиссера Андрея Звягинцева. Обязательно произойдет ситуация, когда кто-то почувствует себя оскорбленным. Но оскорбиться можно по любому поводу, а кинематограф должен развиваться свободно. Критики должны критиковать, а не подавать в суд, вселять в людей сомнение в кино.

Сейчас в России очень талантливая молодая поросль, с интересными кинематографическими идеями, но я боюсь, что их очень быстро обломают. Они пока смотрят на мир сквозь розовые очки, но им предстоит пройти через многое, в том числе через необъективную и недоброжелательную критику.

Звягинцев тоже думал, что он снял свою картину о важных вещах, для того чтобы поднять жизненно важные вопросы, а вместо этого стал врагом народа и теперь мы видим то, что он получил. Он сильный человек, но, наверное, теперь будет думать, как снять кино, чтобы никого не оскорбить.

— Дайте совет молодым режиссерам, как снимать и продвигать свое кино?

 - Единственный способ — это брать дело в свое руки и не рассчитывать на чье-то финансирование. Пробивать свои картины, учиться их прокатывать. Нужно быть изначально порядочным и ответственным человеком, и всегда думать, как отзовется твое слово, но все же не подстраиваться под мнение окружающих. Другого пути нет.

Если все время себя одергивать, никакого творчества не будет. Режиссер — профессия независимая и требующая определенной доли смелости. Завтра мусульманские критики предъявят нам счет, потому что в исламском творчестве нельзя изображать человеческое тело — и что нам теперь, отказаться от живописи и бросить Рафаэля в топку?

Кинематографисты, которые будут пытаться всем угодить, будут снимать бессмысленное кино, не отражающее противоречивую современность. Кто такое кино будет смотреть, ведь оно не ответит ни на один волнующий вопрос? Чтобы быть режиссером, нужна определенная смелость, если хотите, дерзость, для того чтобы сказать что-то важное. Не зря профессию режиссера часто сравнивают с профессией летчика-испытателя. Поэтому трусишкам в кино нечего делать.


Анжела Якубовская
Автор
Анжела Якубовская
Поделиться
Комментировать

Популярное в разделе