Вечная молодость «Римских каникул»

Первый век Голливуда: 1953.
Кто же вы, девушка
Цитата из к/ф «Римские каникулы». реж Уильям Уайлер. 1953. США


В 1953 году Голливуд вновь ошеломил зрителей. Американцам были предложены широкий экран, стереозвук и объёмное изображение. Новая система получила название «Синемаскоп».

Страстным апологетом нововведений был Дэррил Занук, сумевший сделать «ХХ век — Фокс» флагманом индустрии. Создателей «Синемаскопа» Академия наградила почётным «Оскаром» за проявленные, как было заявлено, воображение и усердие.

Сам метод был далеко не нов. Его ещё в 1937 году опробовал изобретатель Генри Кретьен. Он предложил снимать фильмы одновременно на разные негативы и придумал специальные линзы для проекции изображения на экран. Зрители надевали специальные очки и могли наслаждаться иллюзией глубины кадра. Система оказалась дорогостоящей, технически несовершенной, и поэтому от неё отказались. Однако в пятидесятые годы, когда конкуренция обострилась, идея оказалась востребованной. К созданию революционной технологии были подключены лучшие умы.

Первые показы наделали шуму. Эпическая «Багряница» выбилась в лидеры кассовых сборов. Она пропустила вперёд лишь диснеевского «Питера Пена».

Переполох был таким, что вдогонку за лидером, мобилизуя свои воображение и усердие, бросились все крупные студии. На техническое перевооружение стали тратится огромные деньги.

Однако о наступлении новой эры никто объявлять не спешил. Картины, снятые в привычном формате, вызывали подчас гораздо большее восхищение.



«РИМСКИЕ КАНИКУЛЫ» / ROMAN HOLIDAY

В конце 1952 года на улицах Лос-Анджелеса появились афиши спектакля «Жижи». Это была сценическая версия популярного романа французской писательницы Сидони Колетт. Главную роль исполняла актриса, чьё имя журналисты слышали впервые. Лишь самые пронырливые из них знали, что эта симпатичная девушка с осиной талией снялась в новой картине Уайлера. Она называлась «Римские каникулы».

Несмотря на то что гастроли европейской труппы проходили с успехом, пресса Лос-Анджелеса встретила постановку прохладно. Студия «Парамаунт», где создавались «Каникулы», разослала газетчикам бесплатные билеты и смогла выжать из них лишь пару рецензий со сдержанной похвалой.


Понятненько
Цитата из к/ф «Римские каникулы». реж Уильям Уайлер. 1953. США


Если бы пресса знала тогда, какой ей уготован сюрприз. Пройдёт несколько месяцев, и вся журналистская рать будет гоняться за новой звездой, мечтая взять у неё интервью. Она прочтёт о себе массу восторженных глупостей. Её игру, к примеру, уподобят сиянию бриллианта. Отзывы критиков будут напоминать признания в любви. Ей вручат «Оскар» и засыплют предложениями. И всему этому 23-летняя Одри Хепберн будет обязана фильму Уильяма Уайлера.

«Римские каникулы» — удивительное творение. И сегодня оно столь же молодо и очаровательно, как в дни премьеры, состоявшейся в далёком августе 1953 года. Такой жизнестойкостью обладают только шедевры.

Идею картины подал Фрэнк Капра. Он хотел повторить успех «Это случилось однажды ночью» в похожем проекте: сбежавшая принцесса встречает журналиста, и начинается полный приключений роман. Как независимый продюсер, Капра заказал литературный сценарий Яну Хантеру, а тот тайно передал заказ и гонорар сидящему без работы Трамбо.

Капра вполне мог осуществить проект, но студии «Либерти» грозило банкротство, и её прошлось продать вместе с купленными сценариями. Часто пишут, что Капре предлагали ставить «Римские каникулы» на «Парамаунте», но он отказался, узнав об авторстве Трамбо. Это весьма спорное утверждение. Скорее всего, режиссёра смутил бюджет, не позволяющий по-настоящему развернуться.

Съёмкам фильма предшествовали великие поиски. Уильям Уайлер пытался найти актрису, говорящую без американского акцента и способную убедить зрителя в том, что перед ними принцесса.


Смываемся!
Цитата из к/ф «Римские каникулы». реж Уильям Уайлер. 1953. США


Этим требованиям отвечала, на его взгляд, только Джин Симмонс, но она была занята. Уайлер уже готов был отказаться от работы, когда пришла «молния». Его помощник сообщил о своей находке — юной голландской актрисе, играющей на лондонской сцене. У девушки были милое личико, тонкая талия и безупречные манеры.

Проба, привезённая из британской столицы, привела всех в восторг.

Надо сказать, что Уильям Уайлер был не первым голливудским режиссёром, обратившим внимание на Одри Хепберн. Двумя годами ранее Марвин Ле Рой хотел дать ей роль в фильме «Камо грядеши», но передумал.

«У девочки тогда совсем не было опыта», — сказал он в одном из интервью.

«У Одри его не стало больше к тому моменту, когда мы начали снимать «Римские каникулы», — в другом интервью парировал Уайлер.

На главную мужскую роль прочили Кэри Гранта, но тот проворчал, что эта роль не совсем главная. Женская роль, по его словам, была явно главнее. Когда он отказался, пригласили Грегори Пека, предложившего имя его партнёрши в титрах поставить первым.


Похоже, мы где-то встречались
Цитата из к/ф «Римские каникулы». реж Уильям Уайлер. 1953. США


Картину снимали в Риме в разгар туристического сезона. На улицах царила невообразимая суета. Съёмочную группу окружала толпа. Шумные итальянцы узнавали Грегори Пека и подавали ему знаки своего восхищения.

Иногда приходилось перекрывать движение и огораживать места съёмок. Публика реагировала бурно. Со всех сторон раздавались сигналы машин и возмущенные крики.

Благодаря этим адским условиям фильм сняли быстро. Уайлер был известен свой требовательностью. Подчас он доводил до исступления актёров, многократно переснимая эпизоды. На улицах Рима ему пришлось ограничиваться парой дублей. Грегори Пек вспоминал, как однажды толпа заорала, что актриса сыграла отлично, лучше быть просто не может, что не надо переснимать эпизод, и режиссёру пришлось уступить.

В Голливуде режиссёр вернулся к привычной манере работы. Он целый год готовил картину к выходу на экран.

После премьеры, состоявшейся одновременно в Нью-Йорке и Лондоне, пресса провела сенсационную аналогию между героиней фильма и принцессой Маргарет (младшей сестрой Елизаветы II), которая влюбилась в капитана британских ВВС Питера Таусенда и готовилась выйти за него замуж. Этот светский скандал послужил отличной рекламой фильму.


На съёмках


Эрих фон Штрогейм поставил «Римские каникулы» в один ряд с такими шедеврами, как «Дорога» Феллини, «Орфей» Кокто, «Запрещённые игры» Клемана и «К востоку от рая» Казана. Название фильма содержит аллюзию, из-за которой Штрогейм, видимо, так высоко его оценил. Словосочетание «римские каникулы» ввёл в оборот Байрон. В поэме «Паломничество Чайльд-Гарольда» он написал о гладиаторе, убитом на римском празднестве. В английском это выражение означает сладостное наблюдение за чужими страданиями.

Сам Уайлер называл свой фильм «сказкой на современную тему», старой как мир сказкой о том, как принцесса влюбилась в простого парня. День, что они провели вместе, стал глотком свободы и счастья для них обоих. На короткое время она вырвалась из плена королевских, а он из плена профессиональных обязанностей. Часы, проведённые ими на улицах Вечного города, стали удивительным подарком судьбы, о котором они будут вспоминать всю жизнь. Режиссёр говорил, что его фильм способен пробудить светлые чувства даже в самых чёрствых душах. И именно в этом он видел причину его успеха.

Автор
Валерий Рокотов
Поделиться
Комментировать

Популярное в разделе