За телепропаганду теперь берутся государственные мужи

Лето выдалось бурным. Пока Жириновский требует отменить солнце, на РЕН ТВ отменили Максимовскую. Просвещенный народ негодует, возмущается, комментирует. 

А лучше Булгакова (и про Максимовскую, и про все остальное) никто сказать не может: «Меня не то удивляет, что трамваи не ходют. Меня то удивляет, что трамваи ходют». Ее «Неделя», балансирующая на грани 11 лет, сошла с рельсов. Уникальный опыт, полученный М.М. в сотрудничестве с идеологическими антиподами (Гусинский, Лесневская, Ковальчук), больше не востребован.

Востребованы совсем другие таланты. Летнее стояние Соловьева в ящике зафиксировало новую эру на ТВ — эру реконструкторов. Сегодня само это слово на пике актуальности. Реконструктор истории Гиркин-Стрелков непосредственно в выпусках новостей переосмысливает заново жизнь Юго-Востока Украины. Реконструктор современности Соловьев в бесконечных, как Млечный Путь, политических ток-шоу создает параллельный мир, в котором форматирует сознание (и подсознание) россиян. Еще вчера его творчество представлялось некоей разновидностью городского фольклора, оснащенного постоянными образами и мотивами. Сегодня уже ясно: окученные Соловьевым россияне — действенный инструмент политики, гарантирующий максимальную поддержку власти и Лидеру.

Тем не менее рискну предположить, что и данный трамвай может в любую минуту навечно уйти в депо. В атмосфере отъединенности от внешнего мира на первый план выходит проблема личной преданности президенту, что, несомненно, коснется и ТВ. Корпус телевизионных действующих лиц пополнится людьми из верхних эшелонов власти. Точнее, уже пополняется. На канале «Россия» состоялся дебют Дмитрия Рогозина. Вице-премьер разразился авторским фильмом «Танки. Уральский характер».

Вообще формула лояльности по-путински — интереснейшая тема. Особенно сильно она заинтересовала пытливые умы несколько лет назад, когда случился феномен начальника сборочного цеха Уралвагонзавода Игоря Холманских. Актер Максим Виторган удивленно разводил руками: я, мол, вышел из того же народа, что и Холманских, только он Рюрикович, а я Эммануилович. Эксперты тонко улыбались: между Рюриковичем и Эммануиловичем есть разница, и огромная. Впрочем, до сих пор так никто и не понял, почему именно Холманских удостоился чести стать полномочным представителем президента в гигантском Уральском регионе. Обещал мужиков в Москву привезти на расправу с «болотными»? Так ведь Путин — не красна девица, млеющая от мужиков. Впрочем, не нужно искать сложных объяснений там, где их нет.

Формула лояльности в нашем отечестве — категория немотивированная, стихийная, почти неосознанная, почти чувственная. Именно она лежит в основе логики разнообразных назначений что у Петра Первого, что у Путина Третьего. Умом ее, как и Россию, не понять. Она существует в какой-то своей парадигме, в которой назначения производятся не благодаря, а вопреки. И формула лояльности, и странные назначения, и Уралвагонзавод вспомнились отнюдь не случайно. Разрозненные на первый взгляд фрагменты сюжета сошлись в фигуре Дмитрия Рогозина.

Итак, корпорация «Уралвагонзавод» представляет сочинение от вице-премьера. Сама история флагмана отечественного танкостроения, данная в многочисленных синхронах, интересна и насыщенна. От мира брутальных мужчин, тяжелой брони, жестких производственных страстей отвлекает лишь один творческий элемент, а именно — сам Рогозин в качестве ведущего. Мало того что он скован телекамерой до состояния неподвижности, словно мемориальный танк на постаменте, так еще и сама структура подобного монтажного фильма не нуждается в ведущем, чей текст составлен из сплошных общих мест. Зато ведущий нуждается в фильме, помогающем ему правильно расставить акценты. Рогозин хвалит Петра I, основателя отрасли: умел правильно подбирать людей, сподвижников — под стать себе. Сразу мысленно видишь Путина, который правильно подобрал под стать себе Рогозина. Ближе к финалу снова видишь Путина (уже воочию), спасателя и спасителя танкостроения. Если бы не он, не видать нам Уралвагонзавода и его многочисленной продукции, включая фильм Рогозина. Вещица тонкая, стратегически отточенная. С одной стороны, полезное кино снял автор, с другой — себя показал, с третьей — отчет о проделанной работе предоставил. Ведь именно Дмитрий Олегович отвечает в высших сферах за оборонку, которая теперь на подъеме.

Тут самое время обратиться к творчеству другого члена правительства, Владимира Мединского. В отличие от дебютанта Рогозина, он телезвезда со стажем. У министра культуры даже свое амплуа есть — он неустанно разоблачает мифы о нашей стране. В последнем сочинении наразоблачал оптом «Черные мифы о Руси. От Ивана Грозного до наших дней». И пусть ниспровергатель — гений интерпретации, а не фактологии. Его миссия совсем иная: он пиарит русскую историю. Странно, что фильм не повторяют сегодня. Главная мысль востребована, как никогда: Запад гнобит сильных правителей вроде Путина и возвеличивает слабых вроде Николая I или Горбачева.

У Рогозина и Мединского много общего. Из общего выделим кардинальное: оба члена правительства любят президента и обожают самопиар. Такие качества гарантируют яркую телевизионную жизнь. Скоро к ним присоединится еще один господин, не чуждый власти — с аналогичным набором достоинств. На НТВ стартует ежедневное политическое шоу «Анатомия дня». Вергилием «АДа» станет Олег Митволь.

Это правильно, что за пропаганду берутся люди государственные. Ведь основной ресурс России — не нефть с газом и даже не уральские танки, а ТВ. Кстати, давненько мы не видели на экране Игоря Холманских. Может, готовится к телепремьере?

Слава Тарощина, Обозреватель «Новой»

Новая газета

Поделиться
Комментировать

Популярное в разделе