«Жить», жуть и начальник на коне

Артхаусные фильмы «Кинотавра» идеально вписались в строительный интерьер Сочи

Когда подлетаешь к Сочи, вместо зеленого некогда города видишь серо-коричневый дымящийся котлован. Это первое впечатление и впоследствии не обманет. Легкие вдыхают смесь морского воздуха и бетонной пыли, шум строек замолкает лишь на пару-тройку ночных часов, бетонные каркасы будущих архитектурных уродов громоздятся на месте парков — одним словом, лучшей иллюстрации к апокалиптическому настроению российского артхауса и не найти. 

Впрочем, «Кинотавр» в последние годы настойчиво не позволяет позиционировать себя исключительно как «гетто» артхаусного кино. И в этом — большая трудность для составителей программы. Интересные жанровые фильмы с кассовым потенциалом, которых в нашей стране так мало, не готовы откладывать премьеру, чтобы в июне принять участие в конкурсе, и, таким образом, войти в летнюю, «мертвую» для крупных релизов зону.

Конечно, афишу «Кинотавра» очень бы украсил «Шпион» с Федором Бондарчуком и Данилой Козловским, но он уже побывал на экранах, а значит, может быть показан только вне конкурса, в кинотеатре под открытым небом — одной из главных достопримечательностей Сочи. А в конкурс от ниши «коммерческое кино со звездами и медийными лицами» попадает новый опус авторов «Все мужики сво» — «Белый мавр или три истории о моих соседях» режиссера Дмитрия Фикса по сценарию Максима Стишова.

Несколько семейных пар. Истории запутанных отношений, зачастую, впрочем, сводящиеся к банальному анекдоту. Один из героев (Игорь Верник) — гомосексуалист, а жена его (Жанна Эппле) мечтает о ребенке. Другой (Андрей Соколов) — звезда сериалов. Третий (Александр Галибин) — удачливый бизнесмен, запавший на 25-летнюю охотницу за кошельками. В четвертого (Вячеслав Разбегаев) влюблена жена телезвезды (Екатерина Стриженова).

Одним словом, полный джентльменский набор фильма, сделанного по законам антрепризы. То, что неотъемлемая часть антрепризы это «чес» по провинции, — факт известный. «Мавру» повезло — первой остановкой гастрольного маршрута стал фестивальный Сочи.

Можно попенять отборщикам за то, что допустили «плебея» в общество «патрициев духа», а можно с интересом понаблюдать за тем, как эта непритязательная поделка отыгрывает те же приемы, что арткино.

Здесь тоже есть массовая драка в ресторане — как в показанной на открытии картине Хлебникова, есть секс мужчины в летах и юной девы на переднем сидении машины — как в фильме-фаворите фестивальной публики «Рассказы» Михаила Сегала (о нем чуть позже). А главное — нелинейная структура и несколько параллельно развивающихся историй — как во всех без исключения картинах, показанных в первые три дня «Кинотавра».

Самая сильная и мрачная из них — «Жить» Василия Сигарева. Герои каждой из трех переплетенных в фильме историй, потеряв близкого человека, подходят к черте, где жизнь — в смысле обыденного, вменяемого существования — становится невозможной. И переходят эту черту. На наиболее впечатлительную часть сочинских зрителей (а собравшиеся здесь кинематографисты — люди нервные) «Жить» произвел шоковое воздействие, от которого они невесть когда оправятся.

http://content.izvestia.ru/media/3/news/2012/06/526665/cfc75d24b196e48b17f2f8f9811ed406.jpg

К тому же явно стремился и другой конкурсный фильм: «Аварийное состояние», режиссерский дебют в полнометражном кино прозаика Всеволода Беннингсена. Действие его происходит на окраине провинциального города, в доме, давно и безнадежно ждущем сноса.

Это самое «аварийное состояние», по Беннингсену, и есть метафора сегодняшнего общества, где труп на трупе, дети — уроды моральные или физические, а взрослые — либо идиоты и подлецы, либо жертвы чужого жестокосердного дебилизма. Делается все это в формате «возгонка жути», который в зрительном зале ближе к финалу уже ничего, кроме смеха, не вызывает.

Поставленное в программе сразу после фильма Сигарева, «Аварийное состояние» смотрелось не столько имитацией арткино, сколько пародией на него. И смело может претендовать на звание самого напыщенного и беспомощного участника «Кинотавра». Любимцем же публики пока остаются «Рассказы» Михаила Сегала: фильм, родившейся из короткометражки «Мир крепежа», ставшей сенсацией прошлогоднего фестиваля.

История про молодоженов, которые хотят, чтобы все у них было, как в Европе, и стремятся распланировать жизнь по минутам, и некоего ушлого «ивентмейкера» (в этой роли главная звезда фильма Андрей Мерзликин) начинался как анекдот из провинциальной жизни, но постепенно вырастал до масштабов вселенской фантасмагории. «Мир крепежа» снимался буквально на телефон, актеры работали бесплатно, а вот публика потребовала продолжения.

Сегал не стал разгонять эту новеллу до полного метра, а экранизировал еще несколько рассказов собственного сочинения. История про коррупцию, где в начале цепочки — человек, отдающий деньги за техосмотр, а в конце — президент страны, милующий проштрафившегося губернатора в обмен на лояльность и голоса на выборах, — точнейшим попаданием в ситуацию вызвала бурный восторг публики. Отдельный оммаж — Игорю Угольникову, сыгравшему главу государства. Персонаж на белом коне, с томиком Ключевского и Карамзина, по словам актера, не шарж на узнаваемых лиц, а некая метафора власти.

«Рассказы» — это еще и история утраченного культурного кода, в том числе между поколениями. Средних лет гуманитарий, влюбившийся в молодую красотку, понимает, что с тем же успехом мог сделать избранницей инопланетянку. Множество остроумнейших подробностей об этих, лишь на бытовом уровне пересекающихся мирах, и финальное восклицание героя: «О чем с тобой трахаться?!» уже вошли в фестивальный фольклор.

Сам Сегал считает, что снял не комедию, а серьезный фильм, на котором временами становится очень смешно. А российское отделение компании Disney, до последнего времени занимавшееся исключительно блокбастерами, решило взяться за прокат «Рассказов». И эта новость тянет на сенсацию российской киноиндустрии. Будет что обсудить на кинорынке, который открывается здесь 7 июня.

Лариса Юсипова

Известия

Поделиться
Комментировать

Популярное в разделе