«…Зорко одно лишь сердце»

Литературно-музыкальная композиция «Маленький принц» из проекта «Сказки с песочной анимацией» благотворительного фонда содействия развитию музыкальной культуры «Belcanto», представленная в Рахманиновском зале Московской государственной консерватории 4 марта, снова появится в афише уже только в новом сезоне.

…Планета Земля или далёкая крохотная планета детства?.. «Ведь все взрослые сначала были детьми, только мало кто из них об этом помнит». Мальчик перед раскрытыми настежь окнами. Пытливо вслушивающийся в огромный многоголосный мир снаружи… Занавески, трепещущиеся от резвого ветра. Или от злого, жестокого сквозняка — сквозняка истории, на котором едва устоишь?.. Небосвод с вечными яркими блещущими звёздами. Раскрытая толстая книга, цветные карандаши, перо… «Взрослые никогда ничего не понимают сами, а для детей очень утомительно без конца им  всё объяснять и рассказывать».

Стирается окно. Несколько новых штрихов… И вот уже бегущие облака, встающее из-за гор солнце, а чуть дальше — месяц. Ноты, скрипичный ключ… Длинная, бегущая змейкой лента — тот самый удав из книги, когда-то поразивший воображение шестилетнего будущего автора, или дорога — жизненный путь, что предстоит пройти?..

С этой необычной песочной картины мироздания, рождающейся тут же, как в сказке, под стройной мощью «Марша на тему Генделя» французского композитора-органиста ХIX– XX веков Феликса Александра Гильмана, начинается одна из самых трогательных, хрустально-чистых и поэтических историй ХХ века — «Маленький принц» французского писателя и лётчика Антуана Сент-Экзюпери.

— За кажущейся простотой сюжета этой сказки, равно любимой и детьми, и взрослыми, просматриваются глубины космоса, — говорит художественный руководитель благотворительного фонда содействия развитию музыкальной культуры «Belcanto» Татьяна Ланская. — Маленький принц прилетел к нам с маленькой планеты. Очень маленькой. Но на этой планете большие проблемы. И очень похожие на наши земные, базовые: любовь и ненависть, сила и слабость, добро и зло, преданность и измена, бескорыстие и расчётливость. А ещё, живя на разных планетах, мы хотим найти друга. Такого же, как нашёл Маленький принц. И пусть этот друг иногда будет колючим — что ж, аромат розы стоит острых шипов. А если так получается, что друг находится далеко от нас, мы скучаем. И тогда — слушаем музыку. Она помогает нам пережить расставание и вселяет уверенность в то, что всё наладится.

Музыка самое доброе и прекрасное, что только может быть на земле, — продолжает Ланская. —  А наш добрый сказочник орган умеет так рассказывать свои изумительные истории, что слушатели становятся их непосредственными участниками. Каждый из них может вообразить себя Маленьким принцем и тоже полюбить свою розу. И уже тогда ни за что на свете он не бросит её. Быть в ответе за тех, кого приручаем, — в этом связь с прошлым, жизнь в настоящем и отчаянная надежда на будущее. Антуан де Сент-Экзюпери написал сказку изысканно-тонкую, философскую. И музыка, которая будет сопровождать Маленького принца в его путешествиях, тоже изысканно-философская. И — гениальная.

Безусловно, музыка гениальная: Концерт для органа соль-мажор (3-я часть), Фуга до-минор, Хоральная прелюдия фа-минор И. С. Баха и его же и А. Вивальди Концерт для органа (2-я часть); «Сказка» Н. Метнера; Скерцо для фортепиано в четыре руки, Вальс для фортепиано в четыре руки, Романс для фортепиано в четыре руки С. Рахманинова; «Приглашение к танцу» К. М. Вебера; Соната ля-мажор Ф. Мендельсона; Прелюдия для органа и фортепиано си-минор С. Франка; «Листок из альбома» Э. Грига; «Венгерский танец» фа-минор Й. Брамса; Пьеса для органа Н. Гаде.

Кстати, у «Маленького принца» в авторской разработке «Belcanto» несколько музыкальных версий. Комбинация репертуара и, соответственно, музыкальных инструментов — орган, фортепиано, арфа, флейта, саксофон — зависит от возраста зрителей. Отличающиеся светлым лиризмом, ясностью мелодических линий и ритмической определённостью арфа и саксофон и музыка К. Сен-Санса, Г. Форе и М. Равеля — для малышей от трёх лет. А, например, исполненные на органе, фортепиано и флейтах произведения И. С. Баха, Г. Ф. Генделя, Э. Грига, Ф. Мендельсона и Р. Шумана — это уже программа для тех, кто старше.

…Вместе с Лилией Чистиной (песочная анимация), Светланой Костюковой (художественное слово), лауреатами международных конкурсов сёстрами Ольгой Кемовой (орган) и Ксений Кемовой (фортепиано) на сцене девочка — Полина Ефремова, ученица Детской музыкальной школы имени С. Я. Лемешева (отделение электромузыкальных инструментов) и участница концертов классической музыки для детей фонда «Belcanto». Сегодня её голосом говорит Маленький принц. А скоро, 25 марта, в Центральном доме журналиста Полина сыграет в «Золушке», которая входит в проект «Сказки Шарля Перро».

…Волшебные руки художника Лилии Чистиной, открывающей чудо в обычном песке — он удивительно ей послушен… Африканская пустыня Сахара, лётчик в кожаном шлеме, самолёт, маленький, с тоненьким голоском золотоволосый мальчик в плаще, барашек, гигантский баобаб, благоухающая гордая роза — «краса и радость» Маленького принца, рыжий Лис…

Волшебное торжество всевластных звуков…

Волшебные, пронзающие и будоражащие душу каждого — и детей, и «разных серьёзных людей», и даже тех из них, что «кажутся сами себе величественными, как баобабы», — слова: «…ты навсегда в ответе за всех, кого приручил». Простые, ясные и невероятно мудрые. Как и вся эта наводящая на многие вопросы и ответы сказка…


7 марта 2017 года

Автор
Елена Константинова
Поделиться
Комментировать

Популярное в разделе