15 ноября – день рождения пианиста и дирижера Даниэля Баренбойма

Сейчас нередко бывает, что известный инструменталист или певец, стремясь расширить свой диапазон, обращается к дирижированию, делает его своей второй профессией. Но случаев, когда музыкант с молодых лет проявляет себя одновременно в нескольких сферах, немного. Одно из исключений — Даниэль Баренбойм.
“Когда я выступаю как пианист,- говорит он,- то стремлюсь видеть в рояле оркестр, а когда стою за пультом, оркестр кажется мне роялем”. И правда, трудно сказать, чему он в большей степени обязан своим стремительным взлетом и своей нынешней славой.

Пианист и дирижер Даниэль Баренбойм родился в 1942 году в Буэнос-Айресе. Музыке начал обучаться в четыре года, вначале на скрипке, а затем под руководством матери и отца – Аиды Шустер и пианиста, известного педагога Энрике Баренбойма – стал заниматься фортепиано. В 9-летнем возрасте по совету дирижера Игоря Маркевича был отправлен к нему на специальный семинар в Зальцбург, где начал учиться дирижированию. Летом того же года состоялась его встреча с маэстро Вильгельмом Фуртвенглером, после которой немецкий дирижер отметил в своем письме: «Одиннадцатилетний Даниэль Баренбойм — это феномен».



В 1952 году семья Баренбойма переехала в Израиль, и уже через год Баренбойм дебютировал как солист с Израильским филармоническим оркестром.

Окончил Академию «Санта-Чечилия» в Риме, стажировался у Эдвина Фишера, Йозефа Крипса. В 1955-56 гг. изучал теорию музыки и композицию в Париже у Нади Буланже и в то же время начал давать сольные концерты с ведущими дирижерами и оркестрами в музыкальных столицах Европы, а в 1957 году дебютировал в Нью-Йорке.

Уже в начале 60-х годов как-то незаметно, но очень быстро, начала подниматься звезда Баренбойма на музыкальном горизонте. Он много концертирует и как пианист и как дирижер, записывает несколько отличных пластинок, в числе которых наибольшее внимание привлекли, конечно, все пять, концертов и Фантазия для фортепиано, хора и оркестра Бетховена. Правда, главным образом потому, что за пультом стоял Отто Клемперер. Для молодого пианиста это была великая честь, и он сделал все, чтобы справиться с ответственной задачей. Но все же в этой записи личность Клемперера, его монументальные концепции доминируют; солист, как отмечал один из критиков, «сделал лишь пианистически чистое рукоделие». «Не совсем ясно, зачем Клемпереру в этой записи понадобился рояль»,— иронизировал другой рецензент.

В 1962 году Даниэль Баренбойм начал дирижерскую карьеру — вначале в Израиле, затем совершил турне по Австралии. В 60–70-е года он много дирижировал Английским камерным оркестром (с 1964 по 1975 гг. был главным дирижером), как солист и дирижер записал все фортепианные концерты Моцарта.

В то время молодой музыкант еще был далек от творческой зрелости. И тем не менее, критики отдавали должное не только его блестящей технике, настоящему «перле», но и осмысленности и выразительности фразировки, значительности замыслов. Его интерпретация Моцарта своей серьезностью вызывала в памяти искусство Клары Хаскил, а мужественность игры заставила видеть в нем в перспективе отличного бетховениста.



В январе — феврале 1965 года Баренбойм совершил большую, продолжительностью почти в месяц, поездку по СССР, выступал в Москве, Ленинграде, Вильнюсе, Ялте и других городах. Он исполнял Третий и Пятый концерты Бетховена, Первый Брамса, крупные произведения Бетховена, Шумана, Шуберта, Брамса, миниатюры Шопена. Но случилось так, что эта поездка осталась практически незамеченной — тогда Баренбойма еще не окружал ореол славы…

В 1973 году он дебютировал как оперный дирижер, поставив «Дон Жуана» Моцарта на фестивале в Эдинбурге. В 1975 года возглавил Парижский симфонический оркестр «Де Пари», сменив на этом посту Георга Шолти, с 1991 по 2006 год – главный дирижер Чикагского симфонического оркестра. С 1992 года — Берлинской государственной оперы (избран пожизненно музыкальным руководителем театра); он также постоянно дирижирует другими ведущими оркестрами мира, в том числе Берлинским, Израильским и Нью-Йоркским филармоническими оркестрами, с 1981 года регулярно дирижирует оперным фестивалем в Байрейте.

Баренбойм продолжает заниматься исполнительской деятельностью, давая сольные концерты, играя с оркестром и в камерных ансамблях и делая многочисленные записи. Среди дирижеров, с которыми Баренбойм выступал и делал записи — Вильгельм Фуртвенглер, Леопольд Стоковский, Йозеф Крипс, Игорь Маркевич, Отто Клемперер, Зубин Мета. Среди его партнеров по ансамблям и выступлениям с Баренбоймом – дирижером — Жаклин Дю Пре, Айзек Стерн, Ицхак Перлман, Григорий Пятигорский, Пинхас Цукерман, Джесси Норман, Дитрих Фишер-Дискау, Артур Рубинштейн, Владимир Ашкенази.

Заметным событием концертной жизни Лондона стал данный им цикл исторических концертов «Шедевры фортепианной музыки» от Моцарта до Листа (сезон 1979/80 года). Все это вновь и вновь подтверждает высокую репутацию артиста.



Занимая активную общественную позицию, Даниэль Баренбойм способствует сближению культур евреев и арабов в Израиле. Во время своих гастролей в Москве с оркестром «Де Пари» в 1986 году, он потребовал установить на сцене рядом с флагами СССР и Франции флаг Израиля задолго до восстановления дипломатических отношений между Израилем и СССР.

Будучи одним из ведущих интерпретаторов музыки Вагнера, Баренбойм выступает активным сторонником исполнения музыки Вагнера в Израиле. В 2002 году в программе Фестиваля Израиля было объявлено исполнение музыкантами Берлинской оперы под управлением Баренбойма акта из оперы Вагнера «Валькирия», но по просьбе общественности дирекция фестиваля попросила дирижера отменить выступление. Баренбойм изменил программу, однако по окончании концерта предложил желающим остаться в зале и послушать оркестровый фрагмент одной из опер Вагнера. Этот поступок вызвал противоречивую общественную реакцию и бурную дискуссию в израильской прессе, после чего музыка Вагнера в Израиле по-прежнему не исполнялась.

Баренбойм исполняет и записывает не только отдельные сочинения, но большие музыкальные циклы. К числу его фортепианных достижений относятся записи всех концертов и сонат Моцарта и Бетховена, главным дирижерским достижением считается исполнение на фестивале в Байрейте опер Вагнера — «Тристан и Изольда» и тетралогии «Кольцо Нибелунгов» и запись этого исполнения. В репертуаре Баренбойма-дирижера — весь основной оперный репертуар, немецкая симфоническая музыка, музыка ХХ века.



Среди недавних наград Даниэля Баренбойма — музыкальная премия Герберта фон Караяна и Медаль мира имени Отто Гана. В 2011 г. президент Франции Николя Саркози возвел дирижера в звание Великого офицера Ордена Почетного легиона. В лондонском Вигмор-холле награжден премией британской ассоциации критиков «Outstanding Musician Award of the Critics’ Circle» и удостоен ордена Британской империи.Получил премию имени Вилли Брандта.

В сезоне 2007/08 началось тесное сотрудничество Даниэля Баренбойма с миланским театром Ла Скала: в качестве главного приглашенного дирижера («Maestro Scaligero») он дирижирует операми и концертами, а также участвует в концертах камерной музыки в качестве пианиста. Осенью 2011 года назначен музыкальным руководителем этого театра.

Опубликовал автобиографию «Моя жизнь в музыке», а также «Параллели и парадоксы» (в соавторстве с Эдвардом Саидом). Осенью 2007 года в Италии была опубликована его новая книга La Musica svegliail tempo, в 2008 году переведенная на немецкий под названием Klang ist Leben — Die Macht der Musik /«Звук — это жизнь (Власть музыки)». В 2008 году опубликовал книгу Dialoghi su musica e teatro. Tristanoe Isotta/”Диалоги о музыке и театре. Тристан и Изольда” совместно с Патрисом Шеро.


Л. ван Бетховен. Соната №8 соч. 13  "Патетическая"
Исполняет Даниэль Баренбойм



И. Штраус. Марш Радецкого
Новогодний концерт Венского филармонического общества - 2014
Дирижер - Даниэль Баренбойм


Автор
ClassicalMusicNews.Ru, из разных источников
Поделиться
Комментировать

Популярное в разделе