А за дверью ждала Музыка...

Наталья Григорьевна Бабурова обманула судьбу. Но совсем немножко. Глядя на директора Собиновского музыкального училища, точно можно сказать, кем ей предназначено было быть. Тоненькая, изящная женщина с прямой спиной, гордо посаженной головой, короткой стрижкой, спокойным, интеллигентным лицом... Если вы хотя бы изредка бываете в концертном зале, то без труда увидите в ней концертмейстера.

- Музыкой я рано начала заниматься, в шесть лет, - вспоминает Наталья Григорьевна. - Конечно, первоначально это было желание моих родителей. Папа был музыкальный человек, бабушка хорошо пела. Нам с сестрой много читали, водили в театр. Сама атмосфера дома, где любили музыку, книги, располагала к занятиям искусством. И мы обе пошли в музыкальную школу военного городка под Псковом, где служил отец. Жизнь военнослужащего - кочевая, через четыре года мы уехали в Ленинград, потом было Горелово, Пушкино. Но занятия музыкой уже не прекращались. А когда домой привезли огромное пианино, нашему восторгу не было конца. О выборе профессии мне даже думать не пришлось. Я хотела стать учительницей музыки, и это не обсуждалось.

Четырнадцатилетней девочкой она впервые открыла двери Собиновского музыкального училища, жизнь которого звучала на все голоса.

- И с тех пор - вот уже сорок шесть лет - эти двери открываю. Учиться мне довелось у замечательных педагогов. Когда сама стала директором, главным желанием было - не нарушить творческую, семейную атмосферу училища, - продолжает свой рассказ Наталья Григорьевна. - Для педагогов мы были детьми. И сейчас для нас ученики - наши дети. Одна семья. Здесь умеют радоваться успехам друг друга. Все мы с гордостью говорили и говорим: мы - собиновцы.

По распределению юная выпускница отправилась работать в Некрасовскую музыкальную школу. Четыре раза в неделю ездила туда на автобусе - жилья в посёлке никто не предоставлял. Трудно? Нет, радостно.

- Если бы я не поработала в Некрасовской школе, много бы потеряла. Там были удивительные дети. Находились мы в здании общеобразовательной школы и поэтому вместе ставили музыкальные спектакли, столько всего придумывали!

Работать в училище концертмейстером не прекращала, силы и желания хватало на всё. Хотелось учиться дальше - уехала из Ярославля на пять лет, чтобы вернуться в город дипломированным специалистом. Началась новая страница жизни - преподавание в родном Собинов­ском училище.

- Не только мы учим ученика, он тоже нас учит. Идёт сотрудничество, педагог и ученик живут одними интересами. Без взаимопонимания в обучении ничего не достичь. Когда твой ученик играет, ты тоже знаешь все его программы. Иногда и ночью проснёшься - проигрываешь.

За годы работы в училище Наталья Григорьевна прошла все преподавательские «ступени». Была концертмейстером, преподавателем, классным руководителем, завучем.

Так что теперь все трудно­с­ти преподавания знакомы ей от начала до конца. Может быть, поэтому за 24 года её директорства здесь не было ни одной конфликтной ситуации, которая получила бы огласку в городе, как это не раз бывало в других учреждениях культуры Ярославля.

- Талантливым, порядочным, интеллигентным людям некогда ссориться, - убеждена Наталья Григорьевна. - Вот сегодня приехали шесть человек с конкурса - все шестеро стали лауреатами. И они уже думают, как уехать на конкурс в Петербург. Когда же тут заниматься склоками?

Здесь живут работой. Конечно, много сложных моментов было и у нас, но никто даже в самые трудные времена не ушёл из коллектива. Мы все эмоциональны, но если кто не прав, находит в себе силы извиниться. И у меня тоже характер не сахар, но коллеги, спасибо им, умеют прощать.

Профессия музыкального работника в списках самых престижных и популярных пока не значится. Во времена всеобщей погони за рублём о каком престиже можно говорить, если самая большая зарплата - 10 тысяч рублей? А молодые получают вдвое меньше. Правда, Наталья Григорьевна знает, как их заинтересовать, как обозначить привлекательную перспективу. Создание ансамб­ля, гастроли, дополнительные часы нагрузки - и молодой специалист «выживет».

- Конкурс в училище стал поменьше. Но интерес к профессии не падает. Много ребят принимаем из районов - более половины всех учащихся. 70 - 80 процентов наших выпускников поступают в высшие учебные заведения Москвы и Петербурга. Практически все они остаются в профессии. Я недавно проанализировала судьбу выпускников за последние пять лет и убедилась, что только один - два человека из выпуска меняют профессию, - гордится Наталья Григорьевна.

Бережное отношение к человеку - это, наверное, один из главных принципов директора Бабуровой. Об опытных преподавателях - почти с придыханием и гордостью: с ними столько сделано вместе, столько прожито и пережито. О молодых - с пониманием: надо заинтересовать, помочь. Об учащихся - с заботой: трудно им, программы сложные, много успеть нужно, а настойчивости в учёбе не научены. А сложно ли самой ей в директорском кресле?

- Вообще, руководить - это тяжело. Нельзя быть добреньким, но надо быть добрым. Где найти эту грань? Нужно точно видеть развитие учебного заведения. Директор обязан «обойти» ситуации, на которые нельзя «натыкаться». Я должна предвидеть, как коллеги и учащиеся отреагируют на мои решения.

Тяжёлая это ноша - четверть века возглавлять тонкий, интеллигентный и закрытый музыкальный мир, живущий по своим законам. Не каждому концертмейстеру по плечу. Значит, к музыкальному дару Натальи Григорьевны когда-то было добавлено нечто, не менее значимое и весомое.

- Я думаю, что в моей жизни всё сложилось так, как и должно было быть. Я счастливый человек - меня окружают очень хорошие люди - коллеги и друзья. Споры, ссоры - это такая ерунда, когда знаешь, что есть понимание, есть выручка и рядом с тобой те, кто подставит плечо.

Северный край

Поделиться
Комментировать

Популярное в разделе