Ароматы Серебряного века

Мемориальный дом-музей Леонида Витальевича Собинова в Ярославле сейчас закрыт на ремонт и реконструкцию. Но работы над новой экспозицией и поиск новых материалов ведутся его сотрудниками постоянно. В музее хранится часть собиновской коллекции – ароматы и парфюмерная продукция фирм начала ХХ века. Накануне дня рождения великого певца Леонида Собинова, который отмечается 7 июня, об этой коллекции рассказывает директор дома-музея Алла Васильевна Аносовская.


Летучесть ароматов, мгновенность наслаждения во все времена ставила парфюмерию на особое место в личностной судьбе всякого, кто соприкасался с ними. Аромат слишком глобально действует на человека. И ароматы живут дольше человека.

Это мы поняли, когда стали разбирать ту часть собиновской коллекции, которая связана с его сценической жизнью. Костюмы, участвовавшие в легендарных спектаклях, милые вещи и вещицы-аксессуары, которые артист использовал для создания сценических образов. Они всегда, как магнит, притягивают взор посетителей, ведь в этих немых свидетелях былых триумфов, словно навеки застыла сама «эфемерность театра». И среди всей этой театральной роскоши находим множество баночек, флаконов с остатками духов и одеколонов, бутылочек, коробок с гримом, румянами и неиспользованной пудрой.

И стоит только открыть пудреницу, тронуть розовую пуховку, как по комнате по­плывёт старомодный сладкий запах, как будто знакомый. А над пуховкой поднимется ароматное облачко «драгоценной пыли».

Леонид Витальевич Собинов был не только великим русским оперным певцом. Он был одним из красивейших мужчин своего времени, «русским денди», носителем аристократического стиля и эталоном элегантности. Его вкусы, предпочтения в полной мере проявились и в выборе ароматов, парфюмерной продукции, столь необходимой артисту. А внимательно изучив это ароматное наследство, можно проследить и гастрольные маршруты артиста: Милан, Берлин, Лондон, Париж.

Эта чудесная коллекция даёт повод задуматься, какие же ароматы были популярны в артистических кругах России на рубеже веков? И хотя ароматы – субстанция обманчивая и ускользающая, музейные материалы дают возможность коснуться этой темы.

Вот парижский крем «Камелия», в коллекции сохранились две фаянсовые баночки. Это была модная новинка. Фирма «Charles Fay», выпускавшая крем, в 1900 году на Всемирной выставке в Париже получила за свою новинку золотую медаль. Было три разновидности крема: «blanc» «rose» и «rachel». Л. В. Собинов выбрал первые два. Фирма выпускала также помады, пудры, экстракты, великолепный о-де-колон «Charles Fay» в хрустальном флаконе.

Крем «Камелия» относился к категории «люкс». Само название отсылает наше воображение к произведению Александра Дюма «Дама с камелиями» и оперному воплощению этой истории – опере Дж. Верди «Травиата». На протяжении многих лет бессменной партнёршей Леонида Витальевича в этой опере была Антонина Васильевна Нежданова. В музейной коллекции есть и принадлежавший ей искусно выполненный цветок камелии, который она прикалывала к платью.

Возможно, в Париже Леонид Витальевич покупал и пудру этой фирмы, но в коллекции мы найдём другую – пудру «Клития», также из Франции. Удивительно полная информация приводится на наклейках, коробочках: здесь сообщается, что пудра «Клития» произведена в Институте красоты, находящемся на Вандомской площади в Париже. Покупал Леонид Витальевич пудру и в Берлине – «Berliner Hellpuder» оказалась необычного цвета – «gelb» – жёлтая. Есть в коллекции и совсем тёмная, коричневая, пудра. Ею он гримировался, готовясь выйти в опере Ж. Бизе «Искатели жемчуга». Об этом сделана пометка на крышке круглой коробки, по-видимому, рукой гримёра: «Пудра принадлежит Л. В. Собинову – Надир – Искатели жемчуга». На дне её сохранилось довольно много, аромат по-восточному терпкий, насыщенный, благородный.

В собиновской коллекции сохранились и флаконы из-под духов и одеколонов. В каких-то на донышке остатки духов, превратившиеся в экст-ракт, многие из них пусты. Но о них можно буквально сказать словами Шарля Бодлера – они «пусты и сухи», но в них до сих пор «жив отлетевший дух». Слабый запах, как намёк на прошедшую жизнь, отгоревшие чувства и угасшие воспоминания.

Флакон с остатками одеколона «Fernet Branca», из надписи на колпачке понятно, что это продукция миланской фирмы Fratelli.

Флакон из дорожного несессера также сохранил на дне остатки духов, запах лёгкий, цветочный, именно такие цветочные духи в начале ХХ века считались респектабельными, свидетельствующими о хорошем вкусе владельца. Вероятно, только историк парфюмерии и большой знаток винтажных ароматов смог бы точно определить, что это были за духи. Ясно одно: они соответ­ствуют модным тенденциям своего времени.

Сохранилось несколько упаковок мыла, в основном дорожного, одной из них певец так и не воспользовался. Есть образцы парижской продукции, мыло, произведённое в Нью-Йорке, но купленное где-то в Европе. Леонид Витальевич никогда не пел в Америке, хотя предложения о выступлениях он получал регулярно. Красиво оформлено туалетное мыло «Cleo Sanagri» с цветочным ароматом, произведённое в Лондоне.

Обращает на себя внимание красивая коробка театрального грима, купленная в галерее Лемерсье. Это была знаменитая московская галерея, находившаяся в Салтыковском переулке. Она привлекала всех любителей искусства, здесь выставлялись художники, проходили аукционы. В магазине при галерее можно было приобрести необходимые артистам театральные принадлежности и аксессуары. Внутри коробки можно видеть гримировальную массу, уже окаменевшую, но сохранившую свой цвет – от пастельных до ярких, насыщенных тонов. Здесь же кисточки и грим-карандаши, ими Леонид Витальевич не раз пользовался, и сама мысль, что певец держал их в руках, волнует.

Есть и другие интересные свидетельства об ароматах, популярных в артистических кругах.

В музее Л. В.Собинова хранятся воспоминания Зинаиды Васильевны Ждановой, оперной певицы, вокального педагога, выпускницы Московской консерватории. В 1908 – 1913 годах она была студенткой по классу профессора В. М. Зарудной-Ивановой.

Во время обучения в консерватории учащихся обязывали ходить на концерты, их пропускали бесплатно с билетом студента.

С особенным восторгом и обожанием Зинаида Жданова пишет об Антонине Васильевне Неждановой. Для юных студенток она была не просто великой певицей, а божеством, которому хотелось подражать во всём. Понятно стремление девушек как можно больше знать о своём кумире. И вот в ход идут все ухищрения, все источники для сбора информации. Что любит артистка, как строится её день? Где и как она отдыхает? Как готовится к спектаклю? Конечно, молодым девушкам хотелось узнать, какими духами пользуется любимая артистка. Своего педагога по вокалу Варвару Михайловну Зарудную уговорили это выяснить.

Оказалось, Антонина Васильевна пользовалась парижскими духами «Роза» Франсуа Коти. Профессор Зарудная объяснила, что очень многие певцы пользуются именно этими духами, так как этот запах не раздражает слизистую горла и носа и не отражается на голосе.

Узнав об этом, девушки в складчину купили духи «Роза» Ф. Коти. «Наивно и смешно вспоминать об этом теперь» – заканчивает Зинаида Жданова, но она же и признаёт, что в её памяти с запахом этих духов навсегда оказался связан облик Антонины Васильевны, её голос и яркие картины торжества великой певицы. Здесь речь идёт о знаменитых духах «Роза Жакмино», которые появились в 1900 г. и вошли в десятку шедевров мирового искусства.

Старые ароматы – это часть культурного слоя, они несут в себе черты искусства и культуры своего времени. И в этом смысле они – часть истории. Именно запахи интимно связаны с человеком, с его телом, с работой интуиции, памяти и воображения. Они в прямом и переносном смысле – «воздух времени».
  Северный край
Поделиться
Комментировать

Популярное в разделе