«Чтобы история не уходила в небытие»

Ансамбль «Сирин» — уникальные музыканты, они возвращают из небытия традицию древнерусской духовной музыки.
6 августа коллектив выступил на фестивале «Ушаков», а на следующий день собрал гостей на Усадебнике Мити Кузнецова.

DSC_3160На сцене – часть коллектива, квартет. Три певицы – Варвара Котова, Тина Георгиевская, Наталья Романенко — и руководитель ансамбля Андрей Котов.

В Этно­Кузне ветки яблонь гнутся под спелым грузом – еще миг, и упадут сочные плоды на землю. Накрапывает дождь, а сквозь пышные облака пробивается солнце. В такие минуты, когда все так зыбко и неустойчиво, задумываешься об изменчивости самой жизни – и тексты «Сирина» способствуют раздумьям. «Только надо грешному человеку один сажень земельки и четыре доски».

Эти песни можно назвать философскими притчами о жизни, о смерти, о долге перед близкими. Кропотливо восстанавливая древнерусские духовные стихи, исполняя их перед публикой, музыканты показывают современникам — и тогда, и сейчас людей занимают похожие мысли. Зачем дана жизнь? Можно ли ее прожигать, проживать бездумно? Или найти силы и приумножать добро в этом мире? Выбор вечно стоит перед человеком.

Мы пообщались с руководителем ансамбля Андреем Котовым, узнали, что общего у военного и крестьянина, каких трудов стоит поднять духовный стих из векового забвения, а также выяснили, как в Европе принимают древнерусскую музыку.

- Духовные стихи, которые вы исполняете, – плод народной фантазии?

- Да, безусловно. Духовных стихов существует огромное разнообразие – это целый пласт ушедшей культуры. В каждой социальной среде существуют свои песни. Идет человек на поле – поет посевную песню, на войну идет – военную поет. Но всех людей объединяет один жанр – песни о смысле жизни, о смерти.

Духовные стихи – произведения о взаимоотношении человека с потусторонним миром, с его грехами, с богом. Этими песнями человек отвечал на вопросы: зачем он живет, как ему жить дальше? Духовные стихи много значили для людей того времени. Их вместо сегодняшних газет переносили паломники с места на место, из монастыря в монастырь.

- Расскажите о вашем ансамбле, о музыкантах.

DSC_3134- «Сирин» исполняет духовную музыку древней Руси периода с 14 по 18 век. Она ни на что не похожа и, к сожалению, сегодня забыта – долго считалось, что русской полифонической музыки вообще нет. Этим мало интересуются даже в современной церкви, там поется музыка более поздняя, 19 века.

Коллективу «Сирин» в этом году исполняется 27 лет, здесь поет уже второе поколение музыкантов. Назвать нас вокалистами нельзя – мы исследователи. Чтобы человек запел, он должен сначала понять, что это за музыка. В ансамбле есть дирижеры, хоровики, композиторы. У коллектива множество друзей — теоретиков музыки, они приносят свои варианты текстов и их исполнения, мы спорим, и рождается истина.

«Сирин» — это серьезная творческая лаборатория, у иных музыкантов по два высших образования, кандидатские и докторские степени. Это позволяет нам достаточно аргументированно работать в сфере исследования древнерусской духовной музыки.

- Как рождаются ваши распевы?

- Прежде чем зазвучит произведение, о нем нужно очень много узнать. Тем более кропотливо надо подходить к жанру духовных стихов, ведь они сохранились лишь в виде отрывков, фрагментов. Мы работаем в рукописных отделах библиотек и расшифровываем древние знаменные распевы, ездим в экспедиции и общаемся со старообрядцами. Таким образом мы делаем из обрывочного текста живую музыку. Большинство стихов, что мы находим, – это одноголосные варианты. Мы раскладываем их так, чтобы можно было петь и большим ансамблем, и мужским хором, и дуэтом.

Усадебник- Вы много гастролировали по Европе, как там принимают древнерусскую музыку?

- В Европе есть целый ряд встреч, посвященных так называемой сакро­музыке, где исполняются мелодии древних конфессий. Мы бывали на фестивале ранней полифонической музыки, где нас принимали с удивлением и интересом, – о древнерусской полифонии они даже не слышали. В Европе музыканты глубоко копают, они проводят много фестивалей — высокопрофессиональных и узконаправленных. К примеру, скоро мы поедем за рубеж на фестиваль, посвященный исключительно музыке 14 века. В России подобный формат только начинает распространяться в виде съездов фольклористов и реконструкторов. Мы тоже не остались в стороне – я руковожу фестивалем монастырской культуры «Ростовское действо». С 12 по 14 августа в ростовском кремле уже в шестой раз выступят ансамбли, в том числе и европейские, исполняющие музыку до 18 века. В России максимум десяток подобных коллективов – эта кропотливая работа коммерчески не выгодна, эту музыку не покупают. Мы работаем лишь на энтузиазме, нам важно, чтобы история не уходила в небытие.
Автор
ЮЛИЯ ГАЛАНЦЕВА,
Поделиться
Комментировать

Популярное в разделе