Даниил Фельцман: «С дедушкой нас роднит фирменное чувство юмора»

Внук композитора Оскара Фельцмана — о своем знаменитом дедушке и любимых хитах




18 февраля исполнилось 95 лет Оскару Фельцману. Автор главных эстрадных хитов СССР — «Манжерок», «Ландыши», «На пыльных тропинках далеких планет» — родился в Одессе. Фельцман с детства проявлял выдающиеся способности в музыке, к нему, семилетнему вундеркинду, приезжал сам Шостакович и предсказал мальчику великое композиторское будущее. Однако Фельцман выбрал для себя особую дорогу. В военные годы к нему пришло осознание того, что кто-то должен писать музыку для народа. Музыку, которая раскрывает сердца. Поэтому на определение «композитор легкого жанра» Фельцман не обижался.

И он был прав. Его песни звучали по всему Советскому Союзу, но и сегодня не забыты. В день 95-летия Оскара Фельцмана «Известия» поговорили с внуком композитора Даниилом.

— Даниил, здравствуйте, сегодня для вашей семьи особый день — юбилей вашего дедушки...

— Да, утром я уже побывал на Новодевичьем кладбище, принес цветы. Могила дедушки рядом с могилой Ростроповича.

— Вы специально из Америки приехали, чтобы попасть на его могилу?

— Что вы, я уже 6 лет живу в Москве. Решил, что мой дом — Россия, поэтому вернулся. Работаю в компаниях по производству химии для аэропортов, занимаюсь управлением недвижимостью. Я не музыкант, как видите.

— В СМИ очень часто говорили, что отношения дедушки и вашего отца, музыканта Владимира Фельцмана, были напряженными из-за того, что дедушка в свое время был против эмиграции сына и не подписал ему бумаги на выезд из страны.

— Пресса многое раздула. Конечно, эта ситуация имела место быть, но в итоге всё сложилось хорошо. Последние 10–15 лет у них были прекрасные отношения, они нормально общались, отец приезжал в Россию, и Оскар Борисович всегда приходил на концерты. Он любил своего сына. Он и мне говорил: как я горжусь, что твой отец прекрасный музыкант, один из лучших в мире.  

— А ваши взаимоотношения с дедушкой как складывались?

— Не по своей воле, но в детстве я его мало знал. Мы эмигрировали, когда мне было 4 года. В детстве я учился играть на фортепиано: дедушка настаивал, но с переездом возникли какие-то другие дела: спорт, учеба. Одно из моих первых воспоминаний о дедушке — как он сидел за роялем и пел «Остров детства». С тех пор это моя любимая песня. И вообще мне лично намного приятнее слышать, как он поет, чем когда поют его песни. Он это от души делал всегда.  

— Вы с тех пор не виделись?

— 18 лет я прожил в США, поэтому общались мы не так много, как хотелось бы, но раз в два года мы виделись, это точно. И  дедушка даже приезжал к нам в Нью-Йорк, это было давно, в 1990-е. Но я рад, что мы по-новому встретились и поняли друг друга, когда я вернулся в Россию. Мы отмечали вместе дни рождения, один даже отметили в Галерее Шилова. А в последние годы, когда у него не было особого здоровья и желания тусоваться, праздновали дома. К сожалению, дедушка не дожил до появления правнука... Но память об Оскаре Борисовиче всегда живет в нашем доме. У нас звучат дедушкины песни.  

— В последние годы после смерти супруги, Евгении Кайдановской, у Оскара Борисовича появилась любимая женщина — Нина Каранова. Как сложилась ее судьба?

— Мы не общаемся с ней, к сожалению. Это из-за СМИ, которые раздули скандал. Да я и сейчас не хотел бы говорить об этом, если честно.

— Одна из лучших песен Оскара Борисовича — «Самое синее в мире Черное море мое». А  вы бывали на Черном море?

— Специально поехал в Одессу и нашел квартиру на Малой Арнаутской, где родился мой дед, у меня даже есть фото.

– Ваш дед написал огромное количество веселых песен, но всегда говорил, что он на самом деле грустный человек.

— Я бы не сказал, что он был грустным, он просто очень любил работать и ставил музыку на первое место в жизни... Но до последних лет сохранял чувство юмора. Я думаю, это семейная черта.

— Я знаю, что у вашего дедушки была любимая вещь: специальная доска для нот, которой он очень дорожил. Эта доска досталась ему еще от его отца, и с ее помощью делали рентгеновские снимки. Где она сейчас?

— Она перешла к моему отцу. А сам архив дедушки и личные вещи хранятся в Музее  Глинки, и всем, кто любит и ценит Оскара Фельцмана, я рекомендую сходить в этот музей.

«Известия» и Даниил Фельцман рекомендуют: пять лучших песен Оскара Фельцмана

1. «Ландыши»

Однажды Фельцман написал песню «Ландыши». Написал — и уехал отдыхать на юг. Но друзья вызвонили Оскара Борисовича и попросили вернуться в столицу: «Приезжай, вся Москва поет «Ландыши». Тебе понравится». Песня пришлась по душе огромному количеству людей, несмотря на то, что творческие союзы клеймили ее и даже называли «образцом пошлости». Мужчины Советского Союза не могли позволить себе купить розы для любимой, а вот букетики ландышей, продававшиеся по 15 копеек на всех углах, были по карману каждому. «Ландыши» стали визитной карточкой композитора. Он сам говорил про себя: «Я Фельцман — благодаря балладам о небе, о красках и «Ландышам». А немецкий аналог «Ландышей» получил мировую известность благодаря группе «Мегаполис».




2. «Манжерок»

Песню про Манжерок Фельцмана просили сочинить к открытию советско-монгольского студенческого фестиваля. Фельцман взялся за дело, но столкнулся с проблемой: слов к песне не было. Потому что никто из поэтов не знал, что такое Манжерок. Фельцману пришлось брать инициативу в свои руки. Он написал строчку «Расскажи-ка нам дружок, что такое Манжерок» и позвонил поэту Науму Олеву. «Ну вот, другое дело, — сказал Олев. — Теперь я напишу текст».

Песня в исполнении Пьехи была безумно популярна в 1960-е, а композитор Борис Гребенщиков однажды поблагодарил певицу «за популяризацию рока». Ведь в слове «Манжерок» отчетливо слышалось «рок».




3. «На пыльных тропинках далеких планет»

Однажды Фельцману позвонили из важного ведомства и сказали: «Оскар, вообще-то это военная тайна, но послезавтра запустят первый искусственный спутник Земли. Нам бы хотелось, чтобы он полетел с песней». Естественно, первым вопросом Фельцмана было: «А где текст?». В важном ведомстве ответили, что недавно приняли на работу одного мальчика и этот мальчик текст напишет. Через полчаса мальчик перезвонил и продиктовал слова. Мальчиком оказался будущий писатель Владимир Войнович. А песня действительно полетела вместе со спутником.



4. «Баллада о небе»

Песня родилась из заметки в «Правде». Поэт Роберт Рождественский прочитал статью о том, как два летчика ценой своей жизни спасли город от беды, дотянули до леса и погибли, а в городе даже не знали об их подвиге. Благодаря песне взошла звезда Эдиты Пьехи — любимой певицы Фельцмана. На международной конкурсе в Софии Пьеха завоевала сразу три медали: для себя, для композитора и для поэта. Она еще не успела вернуться с конкурса, когда узнала, что ей присвоили звание заслуженной артистки СССР.



5. «Черное море»

Хит из фильма «Матрос с кометы» в пух и прах разбранили в Минкультуры. «Как можно было потратить такую кучу денег на картину, если самая главная песня — «Черное море» — не запоминается вообще», — пеняли чиновники композитору. Расстроенный Фельцман вышел из Минкульта и вдруг рассмеялся. Он услышал, как работники, красившие здание, напевали хором: «Самое синее в мире Черное море мое».




Автор
Евгения Коробкова
Поделиться
Комментировать

Популярное в разделе