Денис Мацуев: "У меня внутри всегда звучит музыка"

Откровения музыканта о современной музыке, слагаемых успеха и новых именах на афишах.
Фото: vkalendare.comФото: vkalendare.com


Осенние концерты Дениса Мацуева в Новосибирске давно стали традицией. О том, что музыкант считает всех сибиряков своими родственниками, Денис Мацуев рассказывал неоднократно. И не раз вместе с фондом "Новые имена", где музыкант является президентом, он приезжал в Сибирь и вручал юным талантливым исполнителям грамоты, подарки, стипендии. В следующем году фонд "Новые имена" вновь проведет свои мероприятия в Новосибирске. А в этот приезд Мацуев пригласил на пресс-конференцию и репетицию журналистов и учащихся музыкальных учебных заведений. И охотно отвечал на вопросы юных музыкантов и о фонде и об участии в его проектах и о том, как музыканту добиться успеха.


Вот только, когда спросили, как стать вторым Мацуевым, удивился.

Не надо стремиться становиться вторым Мацуевым, нужно быть первой например, Машей Сидоровой. У нас растет потрясающее поколение музыкантов. Замечательные ребята. Они прекрасно осознают, что наша профессия – это серьезный длинный большой путь, который невозможно в одночасье предсказать или дать какие-то советы. Есть какие-то каноны, которые надо соблюдать. Выучиться, участвовать в конкурсах. Хорошо бы, чтобы сопутствовала удача. И так далее. Но все это зависит только от них самих.

Я всегда говорю ребятам – сегодня вы отыграли отлично, но завтра с утра вам нужно все забыть и начать все с чистого листа. И так каждый день.


Фото: Евгения Буторина 


У меня 270 концертов в год. Я играю каждый день в разных залах мира. Сегодня в Нью-Йорке, а завтра в Вене, послезавтра в Иркутске. Ты прилетаешь в новый город, , и люди, которые пришли на концерт, не знают, что у тебя вчера был успех. Каждый концерт нужно начинать с чистого листа. Это тяжело. Но если вы хотите выступать на сцене, если у вас есть артистичность и талант – этим можно заниматься. Но это нелегко.

Вы являетесь президентом благотворительного фонда "Новые имена". Это отнимает очень много сил и времени, но вы постоянно помогаете молодым исполнителям. Почему?

Фонду "Новые имена" на будущий год исполняется тридцать лет. В 1989 году Иветта Николаевна Воронова – уникальная женщина – проехала по всему советскому союзу , собирая команду молодых исполнителей, в том числе, и вашего покорного слугу в городе Иркутске , и мы все перебрались в Москву. И мы дали такую негласную клятву Иветте Николаевне, что мы будем продолжать ее дело: конечно, наша миссия – раскрывать молодые таланты, помогать им правильно развиться – точечная помощь. Но, безусловно, она очень важна. Самое главное, найти эти искорки и помочь им постепенно развиться. То, чем занимается фонд – это абсолютно беспрецедентная семья. В Новосибирске мы уже отбирали несколько лет назад молодые таланты. Надеюсь, на будущий год мы приедем вместе с замечательными педагогами, которые будут проводить свои мастер-классы, по итогам которых мы будем вручать свои стипендии. Мы будем приглашать юных музыкантов в летний тур в школу в Суздале. Мы будем покупать инструменты, будем давать самое главное – возможность выступать на сцене. Быть востребованным и вариться в среде таких же, как ты – это очень важно.


Фото: ti.icw82.ru


Вы можете вспомнить несколько имен известных музыкантов, которые ваш фонд помог открыть миру?

Все, кто моего поколения, и младше. Если вы увидите на афише нашей страны или любого зала мира русское имя – это на 99 % выходец из нашей семьи. Начиная с Алексея Гринчука, Сергея Накорякова, Бориса Бродского и так далее – все музыканты моего поколения – это все выходцы из новых имен. И последний Иван Бессонов – мы его послали на Евровидние вместе с "Синей птицей". "Синяя птица" – это тоже замечательный проект, в котором я тоже принимаю участие. В общем, если видите русское имя на афише – это наши люди.

Вы много работали над проектом создания культурного центра в швейцарском имении Рахманинова "Сенар". Каковы итоги этой работы?

Главный итог в том, что уникальный архив будет сохранен в неприкосновенности. Все партитуры, рояль, письма и фотографии. И даже мебель. Александр Борисович Рахманинов – внук композитора - сохранил все буквально вплоть до защелок на форточке. Это мемориал, который будет доступен всем, кто хочет приобщиться. Уверен, что туда будет паломничество со всего мира.


Фото: Евгения Буторина


Ваши концерты востребованы по всему миру. И все же каждый год осенью вы приезжаете выступать в Новосибирске. Вы – "крестный отец" новосибирских роялей – помогали выбирать инструменты и для Театра оперы и балета и для новосибирской филармонии.

Для меня Новосибирск значит очень много. И, в первую очередь, благодаря особым отношениям с гениальным Арнольдом Михайловичем Кацем, который ровно 20 лет назад аккомпанировал мне в финале конкурса Чайковского. Наша дружба началась мгновенно. Я всегда преклонялся перед его личностью, его масштабом. Сделать такой оркестр не в Москве, и не Петербурге мог только человек с таким масштабом личности и таким талантом. С его симфоническим оркестром мы много переиграли и здесь, и за рубежом, и я их приглашал на свои фестивали.

Все говорят – вот у тебя сейчас много публики. Много к тебе приходит публики. Я отвечаю – это результат большого долгоиграющего любовного романа. Потому что для меня успех в нашей стране – это не сиюминутное какое-то озарение. А долгоиграющие серьезные отношения.

Сейчас на радио не часто услышишь классическую музыку, зато очень популярны рэп-исполнители. Как вы к этому относитесь?

Я не из тех, кто будет клеймить все что не связано с академической музыкой. Я уверен, что в каждом жанре есть свои талантливые люди, не случайно имеющие популярность во всем мире. Кстати, рэп мне ближе, чем поп-исполнители. Не говоря уже о рок-музыке, которая мне очень близка. Я большой поклонник классического рока. И знаком со многими великими рок-музыкантами. А рэп – это такая мелодекламация в разном ритме. Я бы не назвал это музыкой – это все-таки не музыка. Это все-таки стихи в ритме. Поэзия в долбежке.


Фото: ok-magazine.ru


Но вот что касается радио… Люди просыпаются утром, садятся в свои машины и включают радио. Радиостанции друг от друга, особенно в регионах, не отличаются совершенно ничем. Если ты послушаешь, что каждый день звучит у людей в машинах, то становится страшно – в каком же они настроении приезжают на работу! Это к вопросу о том, что у нас практически полностью отсутствуют в регионах классические радиостанции. Но поверьте, огромное количество людей , которые хотят слушать классическую музыку – простые смертные. Не любители, не меломаны, а просто водители. Таксисты. В Москве, например, есть радио Орфей, которое, к сожалению, не ловится нигде в регионах, и его слушают! Мне кажется, этот вопрос нужно обязательно решить!

Когда говорят о привлечении новой публики в залы академической музыки – нужно помнить, что все начинается с доступности. Хотя и говорят, что люди не смотрят телевизор, а все равно смотрят. И вот такие проекты как, скажем, " Синяя птица" – это же просто бомба, прорыв на нашем телевидении. Когда – то говорили, что академическую музыку не станут слушать миллионы. Но получилось так, что в прайм-тайм, в воскресенье на федеральном канале звучит классическая и джазовая, народная музыка в исполнении феноменальных детей. И это смотрят десятки миллионов человек. Вот вам доказательство того, что не все хотят слушать то что звучит в машинах с утра.

А что вы слушаете в автомобиле?

Я не слушаю. У меня внутри всегда звучит музыка.

Автор
Евгения Буторина
Поделиться
Комментировать

Популярное в разделе