Экстремистская, небанальная - русская балалайка нелегальная

Америка как ад на земле для местных музыкантов-народников. Поздравления с сегодняшним Днем балалайки от публики они не услышат.

© Евгения Шинковская/Ridus.ru

Лишили себя праздника

Американцы остались без Дня балалайки на десять лет, когда Барак Обама продлил запрет Рузвельта на этот музыкальный инструмент до 2020 года. Впрочем ограничения несколько смягчились: музыкантам теперь можно выступать с балалайками, но по специальной лицензии; а продажу, хоть только розничную и самоделками, все же разрешили.

Сделали это еще до войны и как бы из солидарности царскому режиму: под балалайку, мол, хорошо поется непристойная оппозиционная частушка. Но режим-то у нас давно ни царский, ни советский. В 2000 году балалайку отобрали у Аляски, и там по этому поводу особенно грустят: как-никак, народный музыкальный инструмент был...

Запретный плод сладок, запретный звук — тоже, и потому в 1984 году учебник Флинна «Как изготовить балалайку» сразу стал популярным и переиздавался девять раз. Люди мастерят их дома до сих пор и неплохо в этом преуспевают: делать нечего, балалайки не матрешки — их партией не завезут.

Уже четверть века «Калинку-малинку» весело наяривает интернациональное «Вашингтонское общество балалаечников»: там и мексиканцы, и итальянцы, и филиппинцы, и русские, и, собственно, американцы; а Стокгольмский симфонический оркестр еще в семидесятых отыграл концерт для балалайки шведа Тубинсона.

Иностранцы считают, что балалайка — инструмент наподобие гавайской гитары: чтобы сыграть, достаточно просто взять в руки, а чтобы сделать это хорошо, нужны упорные тренировки.


Молодцы, конечно, балалаечники Бибс Эккель (Англия), Херст Кюссике (Германия), Пьер Глардон (Швейцария), но первыми исполнять симфонии на балалайке стали русские.

В прошлом году свое 125-летие отмечал Андреевский оркестр, выдающий на балалайках, домрах и гуслях хиты мировой классики. Балалайка вообще популярна, и играют на ней не только фолк, но и рок. Народные инструменты были фишкой советской рок-группы «Ноль».


Группа "Ноль"

Мастерство, прошедшее сквозь века

Балалайка известна давно. Первое упоминание — в документе от тринадцатого июня 1688 года — «Память из Стрелецкого приказа в Малороссийский приказ». Там сообщалось, что во что-то сродни обезьяннику доставлены «арзамасец посадский человек Савка Фёдоров, сын Селезнев да Шенкурского уезду дворцовой Важеской волости крестьянин Ивашко Дмитриев», за то, что, проезжая Яуские ворота, играли на балалайке, орали песни и караульных стрельцов обхаяли — с первых дней в культуре страны балалайка запомнилась как легкий, веселый и удалой инструмент.

В России изготовление балалаек поставлено на широкую ногу: тут тебе и производственный комбинат музыкальных инструментов фонда П.И. Чайковского, где ученический экземпляр стартует от шестнадцати тысяч рублей за штуку, и InstruMir, где цены немногим меньше, и недорогие, но красивые звучащие сувениры.

Делают эти инструменты и в частных мастерских. Учитель ИЗО Калмамат художником в Киргизии не стал, но всегда любил побренчать по струнам и решил отправиться в Москву разукрашивать балалайки, прихватив с собой шестнадцатилетнего парнишу Эртоштука. Начали с уборки в пыльном и тесном помещении, с подготовки инструментов в рабочее состояние. На стене развешаны образцы треугольных балалаек и небольшие круглые домры.

— У нас вроде вашей балалайки — комуз. Корпус делают из абрикосового дерева, а струны... как это называется?

— Бараньи кишки, — подсказывает мальчик Эртоштук.

— А как же это он звучит, с кишками вместо струн?

— Комуз? Вот звучит как! — показывает большой палец Калмамат.


Мастер балалаек Калмамат

© Евгения Шинковская/Ridus.ru

Новоиспеченные изготовители балалаек считают, что иметь свой национальный струнный инструмент приятно. Вспомнили волынку, похвалили англо-саксов.

Балалайка, несомненно, важный культурный бренд и инструмент сколь музыкальный, столь же и пропагандистский, а потому вроде бы нелепый американский запрет все же объясним. Что русскому балалайка, то американцу — смерть. Наполеон не зря говорил о своем союзнике, генерале шотландского происхождения Макдоналде:

Доверять ему можно, но только до того момента, как он услышит первые звуки волынок

Наполеон Бонапарт

Евгения Шинковская

Ридус

Поделиться
Комментировать

Популярное в разделе