Федор Белугин: “Я проживаю эту жизнь максимально полноценно”

Альтист Федор Белугин – о своих проектах и воспитании юных артистов.
Федор Белугин


— Федор Жоресович, вы недавно вернулись из Египта. Там прошел ряд успешных концертов «Мастерской скрипичного искусства». Расскажите о поездке подробнее.

— Гастроли в Египте у нас были впервые. К тому же мы впервые концертировали в рамках бизнес-миссии. Организатором этой поездки стал Фонд развития Краснодарского края. С генеральным директором фонда Ильей Игоревичем Шакаловым мы познакомились в Шепси – это, к слову сказать, совершенно особенное место, отель-пансионат на побережье Черного моря, где проходит наша ежегодная летняя школа. Илья Игоревич предложил нам войти в состав российской делегации.

В Египте наши профессора и юные солисты выступили на нескольких концертах, один из которых прошел в красивейшем и старейшем зале Египта — Александрийской опере. Итогом нашей поездки стало решение об открытии в Александрии на базе «Русского дома» филиала «Мастерской скрипичного искусства».

Три года назад, когда мы проводили первую летнюю школу, к нам приезжали студенты из Голландии, Германии и даже Саудовской Аравии. В последнее лето иностранцев не было, логистика теперь непростая. Но радует, что было много российских ребят.

Открытие филиала в Египте даст возможность приехать музыкантам из разных стран, которые хотели бы у нас учиться или пройти мастер-классы. Также не стоит забывать, что Египет — третья по населенности страна Африки, где интерес к классической музыке растет с каждым годом.

— Расскажите подробнее о вашей школе — «Мастерской скрипичного искусства». Насколько я знаю, у вас нет привычных экзаменов и зачетов. Почему?

— Наша школа отличается тем, что мы хорошо знаем каждого ученика: постоянно стараемся его понять, да и вообще проводим с ребятами всё свое свободное время. Для нас главное — максимально реализовать природный потенциал каждого ученика и как музыканта, и как личности.

С самого начала мы поставили перед собой задачу исключить ненужные волнения и лишний адреналин — моменты, которые негативно сказываются на развитии сценического мастерства и становлении личности.

В большинстве случаев выход на сцену для музыкантов — это, как правило, большой стресс, иногда даже страх. У исполнителей могут возникать неприятные эмоции и физические ощущения, панические атаки; руки зажимаются, играть на скрипке становится испытанием, а как следствие — психологические травмы. Чтобы восстановиться, нужно время.

Наших юных учеников мы стараемся оберегать в психологическом плане. Именно поэтому мы убрали из программы академические зачеты, экзамены, но заменили их насыщенным графиком выступлений перед публикой. Представьте себе, вместо того чтобы думать о музыке и делиться своими чувствами со слушателями, ученик думает о своих ошибках, оценке и мнении экзаменаторов.

Другой вопрос в том, что, конечно же, педагоги должны подготовить ученика к выступлению настолько, чтобы его игра была высокопрофессиональной и качественной. Исполнитель должен быть полностью уверенным в себе, в том, что он делает, когда выходит на сцену.

— Что вы могли бы посоветовать тем, кто испытывает стресс на сцене?

— Я советую всем прочитать книгу «Работа актера над собой» К. С. Станиславского. Подготовка к сценическому выступлению очень важна. Юным музыкантам нужно уметь себя настраивать, заранее знать сложности, с которыми они могут столкнуться, понимать, на что должно быть нацелено внимание во время исполнения.

Рекомендую также книгу Григория Когана «У врат мастерства», ее можно найти в электронном виде. Это очень интересная и познавательная литература.

— В 2023 году начиная с 20 октября «Мастерская скрипичного искусства» приглашает к себе молодых скрипачей, альтистов и виолончелистов на интенсивные курсы продолжительностью от 5 до 10 дней. А ведь некоторые ученики живут у вас подолгу. В чем вам видятся преимущества пансиона?

— Многие ребята из регионов хотят у нас учиться, но переехать в Москву или Подмосковье семьей могут не все. Вариант общежития или съема отдельной квартиры далеко не всем подходит, поскольку все-таки до определенного возраста родители должны контролировать и поддерживать своего ребенка и в бытовом, и в профессиональном плане. Поэтому мы предлагаем ученикам приезжать к нам периодически на интенсив, где они могут получить максимум нужной и ценной информации.

У нас ребята ежедневно занимаются специальностью с педагогом, находятся в творческой атмосфере. Благодаря подобной среде и расписанию происходит качественный рывок в исполнительском мастерстве. Во время курса мы готовы разместить и родителей ребенка, это может быть даже лучше, поскольку родители захотят создать похожую атмосферу у себя дома.

Роль профессионалов является огромной и решающей, но каждому ребенку важно знать и чувствовать, что его семья тоже участвует в этом процессе и поддерживает его.

— Для первых занятий совершенно невозможно обойтись без помощи родителей, ведь столько нюансов и сложностей скрывается уже на уровне постановки. Чтобы ребенок в будущем стал успешным скрипачом, родителям нужно определить его способности и желания, найти хорошего педагога, всячески поддерживать. Что еще?

— Чем раньше родители решат дать ребенку профессию музыканта, тем легче потом будет его путь. Ребята, которые учатся у нас постоянно, не ходят в общеобразовательную школу, они на домашнем обучении. Большинство других ребят посещают общеобразовательную школу. И нужно сказать, что разница в скорости их развития очень заметна: домашнее обучение имеет несомненные преимущества. Крайне важно, чтобы родители это понимали.

Только представьте, один ребенок приходит после школы в 4 часа дня уставший, делает вечером уроки, и качественно заниматься специальностью, конечно же, не успевает. И другой вариант расписания, когда ребенок 2-3 часа утром занимается специальностью, затем несколько часов делает задания по общеобразовательным предметам, потом урок теории музыки или фортепиано, отдых, снова занятия на скрипке… Естественно, темпы профессионального роста и качество работы несопоставимы.

— Многие ли родители решаются воспитывать будущего скрипача-солиста?

— Не многие, конечно. Я бы сказал, что большинство, мечтая о будущем своих детей, представляют их скрипачами, но не задумываются о том, как конкретно будут зарабатывать их дети, и как будет выглядеть их жизнь.

— В основном люди считают, что можно построить свою карьеру после победы на престижном конкурсе. Так ли это?

— Из опыта моего и моих друзей, известных и уже сложившихся музыкантов, могу сказать, что всего лишь несколько конкурсов в мире действительно могут решить судьбу музыканта. Победа на конкурсе — это не 100% гарантия успешной карьеры, а лишь небольшой шанс получить возможность гастролировать по всему миру.

В основном люди исходят из следующей схемы: школа, училище, консерватория, победы на конкурсах и как следствие — карьера известного солиста. Но, к сожалению, этот план не срабатывает.

И что вообще значит карьера солиста? Если ты не собираешься играть в оркестре, а мечтаешь стать гастролирующим артистом, то нужно понимать, что твоя профессиональная жизнь будет состоять из гастролей. Но ведь очень мало конкурсов предлагает в качестве призов концертные выступления. Бывает и так, что выступления обещают, но ничего в итоге не организовывают.

Мы исходим из того, что музыканту, чтобы себя чувствовать успешным в профессии, нужны регулярные выступления. Поэтому, чем раньше, тем лучше начать концертную деятельность.

— На конкурсе можно получить оценку своим талантам и признание, разве не так?

— Идут на конкурс, чтобы победить, следовательно, нужно понравиться членам жюри. Это может быть 5-10 человек со своим субъективным профессиональным мнением, с различным представлением о том, как следует исполнять то или иное произведение. В итоге конкурсант вынужден играть так, чтобы понравиться большинству.

Кроме того, мнение профессионалов иногда не совпадает с мнением публики. Публике важно не совершенство идеально чистых нот, а эмоции, которые она получает. Люди приходят на концерт, чтобы погрузиться в другую реальность, почувствовать Себя, испытать какие-то новые эмоциональные ощущения.

— Но ведь для многих людей мерилом успеха является список побед и достижений…

— Я вспомнил одну историю. Ребенок занимался в секции плавания, побеждал на соревнованиях, ставил рекорды. Через два года после того, как он начал этим заниматься, мама впервые привезла его на море. К всеобщему удивлению, ребенок не смог плавать в море, потому что он привык плавать в бассейне без волн и от борта до борта. Примерно то же происходит с людьми, когда они концентрируются в основном на участии в конкурсах.

Как правило, неожиданно наступает 30 лет, консерватория окончена, в лучшем случае несколько конкурсов выиграны, а что дальше? Поэтому наша школа нацелена в первую очередь на то, чтобы ребята с детства играли на сцене. Тем самым мы помогаем им реализовать себя и «само-идентифицироваться».

— Ваш коллега и единомышленник Даниил Австрих, скрипач, дирижер, доцент «Мастерской скрипичного искусства» и Саратовской государственной консерватории, в своей группе ВКонтакте часто обращает внимание на телесные ощущения, использование своего тела как инструмента, а скрипки – как его продолжения. Многие педагоги, обсуждая эталонное исполнение Давида Ойстраха, обращают внимание на то, что он не делает лишних движений, хотя если присмотреться, он очень свободен и, главное, естественен.

Получается, что с одной стороны учителя говорят о свободе, отсутствии различных зажимов, но при этом: «стой на двух ногах, не поворачивай голову, не раскачивайся». Часто возникает частица «не», как запрет. Это негативно влияет на будущего музыканта? Каким Вы видите современное исполнение классической музыки в плане сценического поведения?

— Во-первых, во времена Давида Ойстраха была другая эпоха, другие ценности были у людей, да и государство было другое.

Во-вторых, чтобы ответить на ваш вопрос, я приведу пример: предположим, скрипач решает сыграть глиссандо в каком-то конкретном месте, ему кажется, что это красиво. Чтобы не перейти грань безвкусицы и дурного тона, применение таких средств выразительности лучше использовать в тех случаях, когда от этого приема просто нельзя отказаться. Так меня учили мои учителя. То есть, чтобы разрешить себе сделать глиссандо, необходима внутренняя потребность. То же самое касается и движений на сцене: взмах головы, поворот или наклон корпуса — в этом должна ощущаться внутренняя необходимость.

Другая опасная сторона — когда исполнители недостаточно глубоко погружены в содержание произведения, но разукрашивают свое исполнение многообразными движениями. В этот момент ты чувствуешь себя обманутым и испытываешь сожаление за музыку и ее автора.

Поэтому, прежде всего, необходима работа над содержанием произведения, погружением в эмоционально-образный мир музыки. Нужно следить за тем, чтобы не было лишних движений-«паразитов», но помнить, что сказать слово «нельзя» очень легко, как и «закрыть» исполнителя, особенно ребенка.

— Вы имеете в виду, что исполнитель сразу зажимается?

— Иногда да, и при этом перекрывает у себя эмоциональные каналы. На первом этапе задача педагога состоит в том, чтобы раскрепостить ученика, дать ему выразить и проявить себя, следить за тем, чтобы «Истинное» не подменялось внешними проявлениями. Запретить очень легко, но тогда у ребенка могут возникнуть комплексы и зажимы. А ведь на самом деле ему элементарно может еще не хватать набора навыка, мастерства.

В дальнейшем развитии ребенок обязательно сам откажется от лишнего, будь то хождение по сцене или другие внешние проявления эмоциональности. Очень опасно запрещать подобное «самовыражение», особенно в процессе взросления. Излечить комплексы и зажимы потом гораздо проблематичнее.

— Как вы относитесь к дистанционному обучению скрипачей?

— Мы не можем быть против этой формы обучения, это уже часть нашего мира. Во время эпидемии ковида у нас появилось большое количество учеников из других регионов страны. Мы сами естественным образом совершенствовали принципы такого обучения, чтобы онлайн-урок приносил схожий с очным занятием результат.


— Что для вас счастье?

— Для меня счастье — это жить и быть музыкантом. Если человек не чужой в нашей профессии, и он понимает, что он может взять у этой профессии полезного, то он действительно может быть счастливее большинства людей на планете. Когда душа наполняется эмоциями, гармонией, счастьем, возникает ощущение полноты жизни.

Я радуюсь окружающему миру и чувствую, что проживаю эту жизнь максимально полноценно.

— В чем вы видите главную миссию вашей школы? Что бы Вы хотели пожелать юным музыкантам?

— Хочется передать ребятам понимание ценности нашей профессии, которая требует не только физических, но и больших духовных, эмоциональных, волевых усилий. Всё это не напрасно и сполна окупается.

К нам часто приходят на консультации и приезжают из регионов ребята надломленные, неуверенные в себе. А ведь музыка — это как раз ключ к тому, чтобы жизнь стала максимально наполненной и счастливой. Можно иметь много денег, но быть несчастным человеком, жить в депрессии и панических атаках. А есть люди, которые, наоборот, погружены только в высокие духовные материи.

Наверное, должна быть золотая середина. И именно профессия музыканта может сделать талантливого ребенка по-настоящему счастливым человеком. Классическое искусство — не массовое, наша школа не способна воспитать тысячи детей. Но нам хочется, чтобы наши воспитанники в будущем выросли, окрепли, транслировали наши идеи и дарили окружающим радость.

Надеемся, что ребята, которые с детства у нас занимаются и добиваются успеха, в дальнейшем смогут открыть свои «Мастерские скрипичного искусства».

Автор
Беседовала Софья ЕРМАСОВА
Поделиться
Комментировать

Популярное в разделе