«Градус напряженности в мире просто зашкаливает»

Фронтмен Lumen Рустем Булатов — о жизни в условиях глобальной конкуренции, крахе американской мечты и пионерских барабанах.
Фото: РИА Новости/Роман Кульгускин


Конкуренция между странами в современном глобальном мире может принимать совершенно экстремальные формы, считает лидер популярной группы Lumen Рустем «Тэм» Булатов. Музыкант уверен, что советская идея себя не исчерпала, а любое опубликованное произведение автоматически открыто для любой критики. Об этом, а также о том, как некупленная шуба оградила будущих участников Lumen от страшных соблазнов 1990-х, причинах нелюбви к Бродскому и работе над новым альбомом, лидер группы рассказал «Известиям» перед началом весеннего тура, первый концерт которого состоится в московском клубе Stadium 10 марта.


— Рустем, знаю, что история группы началась с двух пионерских барабанов. Сохранились ли какие-то архивные аудио или видео «пионерской зорьки» от Lumen?

— К сожалению, самые первые шаги мы никак не фиксировали. В самом начале все происходило в формате подъездных песнопений, где все их участники были гитаристами. И тогда наш ударник Денис Шаханов тоже играл на гитаре. А потом, когда мы начали сочинять свои первые песни, он неожиданно сказал: «Я буду барабанщиком!»


Квартирник группы Lumen, 2005 год
Фото: ТАСС/Виталий Белоусов


Да, первая установка Дениса — два пионерских барабана. А чтобы у них был разный звук, один он накрыл какой-то кофтой, другой — майкой. Позже нам из родной школы по наследству досталась первая барабанная установка — списанная и раздолбанная «Энгельс». На этом легендарном ударном комплекте до нас играл Сергей Созинов, который вместе с Ринатом Ахмадиевым в свое время стал первой ритм-секцией группы Zemfira. Ребята репетировали в нашем родном районе, в нашей школе.

Вот еще интересная история. Дядя Саша, отец нашего барабанщика, очень хотел подарить маме Дена шубу, и у него были отложены на это деньги. Но, когда он увидел нашу страсть, все эти деньги отдал на покупку первой нормальной барабанной установки Amati. Буквально через год-полтора после появления у Lumen этих ударных мы дали первый концерт группы. Просто повесили объявление в родной школе и, собрав 100 человек, сыграли свои, как сейчас помню, первые 18 песен. Это был декабрь 1997 года, а в феврале 1998-го мы выступили уже как группа Lumen. Теперь 12 февраля отмечаем как день рождения коллектива.

— Получается, ваши родители не считали, что рок-музыка, тем более с элементами панка, — это несерьезно?

— Во второй половине 1990-х годов в Уфе, как и во многих других городах России любая другая дорога взамен наркотиков и криминала взрослыми воспринималась как невероятное благо. Родители изо всех сил поддерживали любые увлечения детей — спорт, музыку и прочее.

— Альбом Lumen 2020 года имеет название «Покажите Солнце». Как увидеть свет, свое собственное и общее Солнце?

— В современном мире мы все оказались в рамках жесточайшей конкуренции. Мы все разделены, каждый сам за себя. Борьба и конкуренция заставляют поступать по отношению к другим, исходя только из собственных интересов. Так устроена эта пирамида: ты можешь подняться выше, только вскарабкавшись кому-то на голову, пусть ему будет тяжелее.

Пример: тебе будет хорошо, если у тебя собственное дело — какое-то количество работников, которые будут получать зарплату значительно меньшую, чем ты сам. Они все тебе подчинены и, скорее всего, никогда такого благосостояния, как у тебя, не достигнут. Это все подкрепляется сказками об «американской мечте», что у каждого в этом мире равные возможности оказаться наверху: «Вот, посмотрите на Эминема, он жил в трейлере, а теперь суперзвезда».

При этом умалчивается, что людей, которые пытались пройти путь Эминема, тысячи, а может быть, миллионы. То, что у него сработало, а у этих людей нет, преподносится как правила игры: «У вас же была попытка, теперь смиритесь, вы просто недостаточно старались или недостаточно талантливы, или чего-то еще недостаточно! Никакой взаимопомощи в таком мире глобальной конкуренции быть не может — она рано или поздно принимает формы совсем экстремальные.

Считаю, выход из этой ситуации только один — пересмотреть общественные отношения, перераспределить результаты человеческого труда, чтобы выгоду от труда получали люди, которые в этот труд вовлечены. То, что советский проект не удался, не ставит крест на самой идее, и сама эта идея не тождественна жизни и судьбе Советского Союза, ее можно гораздо лучше реализовать.

— Стартовавший тур Lumen и московский концерт пройдут в поддержку альбома «Покажите Солнце». При этом вы сейчас работаете над новым лонгплеем «Диссонанс».

— Мы долго размышляли над тем, стоит ли показывать публике этот наш новый материал. И пришли к выводу, что не будем, потому что этот тур переносился, и нам хочется в истории с альбомом 2020 года поставить точку. Здесь переплелись совершенно разные темы: и то, о чем мы с вами уже успели поговорить, и тягостное ощущение от первых месяцев, когда всех загнали в карантин — именно в этих условиях мы писали «Покажите Солнце», сидя по домам. Рассуждать же о том, что происходит прямо сейчас, не хотелось бы: градус напряженности в мире просто зашкаливает.

«Диссонанс» — это совершенно другая по наполнению работа, где, безусловно, как у нас получается из альбома в альбом, есть волнующие и взаимопроникающие темы. Мы считаем, что получилась цельная программа, мы весьма кропотливо подбираем песни, чтобы от первой до последней получился осмысленный рассказ. После завершения тура начнем разбираться с альбомом «Диссонанс». Пока в работе взяли паузу, готовимся к туру.

— В лирике нового сингла «Жди меня», по вашим же словам, вы оппонируете Иосифу Бродскому. Но ведь поэт в своем «Не выходи из комнаты» призывал не буквально запереться в комнате, как это произошло с нами в пандемию. Что скажете?


Фото: ТАСС/Александра Краснова


— Мы с ним категорически не совпадаем идеологически. Бродский — последовательный критик и самой идеи социализма, и непосредственно того, что было создано в СССР. Я понимаю, глядя на его судьбу, с чем он вынужден был столкнуться, понимаю корни его нелюбви. Но у любого действия всегда есть некое противодействие. Высказывая некоторые идеи, нужно быть готовым к тому, что каким-то людям идеи эти не понравятся и они скажут что-то в ответ.

Как и во многих других произведениях Бродского, здесь просто некий поток образов, который создает атмосферу, формирует настроение, пытается донести эмоции. Но, если мы постараемся докопаться до содержательной части, ее там нет. Мне подобное творчество не близко. Я считаю, что любое опубликованное произведение автоматически открыто для любой критики, в том числе для критики внутри других художественных произведений, как в случае с нашей песней

— Если бы поступило предложение создать проект-трио из уфимских артистов трех разных поколений, — скажем, из иногда выступающего вместе с Lumen Юрия Шевчука, вас и кого-то из героев сегодняшней молодежи, — кого бы взяли третьим?

— Мы дружны с молодыми уфимскими музыкантами, в том числе имеющими непосредственное отношение к рэп-сцене. Есть замечательный уфимский парень Kurt92. Он часто заходит к нам в гости на студию, нам очень приятно общаться, много находим общих тем, в каких-то взглядах на музыку совпадаем. То же могу сказать про Thomas Mraz. Алмас (Thomas Mraz — псевдоним Алмаса Гатауллина. — «Известия») — не просто наш земляк. Оказывается, мы с ним долгое время жили через два дома друг от друга, просто из-за разницы в возрасте не пересекались. Теперь познакомились. У нас также отличные отношения. Классные ребята! Так что любой из них, пожалуй, годится третьим.

— Как относятся к вашему творчеству ваши сыновья, бывают ли на концертах? И что им сейчас нравится из музыки?

— Мой младший сын Арслан в этом году заканчивает девятый класс, собирается поступать в училище искусств. Он чаще бывает на концертах Lumen, чем старший. Арслан — прожженный рокер, ему нравится наше творчество, особенно самая тяжелая, жесткая его составляющая. Совершенно внезапно для меня он стал заядлым «металлистом», любит Metallica, Black Sabbath, Sabaton, AC/DC, Slipknot.

Старший, Тимерлан, больше слушает электронную музыку. На наши концерты он тоже приходит, но больше за атмосферой и энергетикой. Надеюсь, что на ближайшее уфимское выступление Lumen заглянут оба. Старший, скорее всего, будет где-то в сторонке сидеть, наблюдать, а младший пойдет рубиться в серкл-пит. Мы с Арсланом ходили на концерты других рок-групп, вместе оказывались в центре зала, в этом замесе ему очень понравилось. Теперь, когда я ему показал, как оно бывает, он без меня справится.



Справка «Известий»

В 2023 году уфимский панк-рок-коллектив Lumen будет праздновать свое 25-летие. На сегодняшний день в состав группы входят Рустем «Тэм» Булатов (вокал, семплы, клавишные, шумы); Игорь «Гарик» Мамаев (гитара, акустическая гитара, бас-гитара, клавишные, программирование, бэк-вокал); Денис «Дэн» Шаханов (ударные); Евгений «Шмель» Тришин (бас-гитара). В дискографии Lumen — 10 студийных альбомов, включая готовящийся к выпуску «Диссонанс», восемь — концертных, около двух десятков сборников и синглов.

Автор
Дмитрий Сараев
Поделиться
Комментировать

Популярное в разделе