«И радостною песней / Полна природа»

Антонио Вивальди, Пётр Ильич Чайковский и художники-импрессионисты открыли 4 марта весеннюю афишу концертов благотворительного фонда содействия развитию музыкальной культуры «Belcanto» в евангелическо-лютеранском кафедральном соборе Святых Петра и Павла в Москве. В проекте «Звучащие полотна» — «Времена года». Век XVIII и век XIX…

Среди огромного количества произведений Иоганна Себастьяна Баха (1685–1750), написанных для органа — его любимого инструмента, — хоральные прелюдии, хоралы, фантазии, токкаты, прелюдии и фуги, сонаты, обработки концертов других композиторов, и прежде всего Антонио Вивальди (1678–1741). Концерт ля минор в трёх частях, исполненный на соборном органе солисткой московской государственной академической филармонии Анастасией Сидельниковой, — из таких «совместных» сочинений.

Лодки, причал, изысканные фасады, лёгкие ажурные арки и башня выдающегося памятника итальянской готической архитектуры XIV–XV веков… Картина «Дворец дожей в Венеции» (1881) Пьера Огюста Ренуара, имевшего достаточно много точек соприкосновения с главным представителем импрессионизма Клодом Моне и тем не менее занимавшего, как и Эдгар Дега, особое место в группе художников этого направления, «прозвучала» первой в этом произведении неслучайно. Стоящая на Адриатической море, пропитанная музыкой Венеция — родина Антонио Вивальди. Будущий композитор, дирижёр, педагог первые уроки игры на скрипке получил от отца — скрипача. В пятнадцать лет пострижен в монахи, через семь — стал дьяконом, ещё через три — священником. Возможно, в начале 1700-х годов он занимался в Риме у выдающегося итальянского скрипача и композитора Арканджело Корелли (1653–1713), что подтверждает его виртуозный стиль исполнения и особенности первых произведений.

…И снова вода — ожившая. Певучие краски. Живопись эбру художника Анны Клыковской сопровождает «Времена года» Вивальди — программный цикл из четырёх концертов для скрипки и струнного оркестра: № 1 ми мажор «Весна» («La Primavera»); № 2 соль минор «Лето» («L’Estate»); № 3 фа мажор «Осень» («L’Autunno»); № 4 фа минор «Зима» («L’Inverno»), который исполнил «Belcanto-orchestra» (художественный руководитель — Тарас Гусаров; он же — соло на саксофоне). В составе оркестра Георгий Шаров (фортепиано), Алексей Донской (скрипка), Валерия Олейник (скрипка), Юрий Антвиновский (альт). За дирижёрским пультом Артемий Меньщиков.


Анна Клыковская 

Подлинно новаторский по замыслу, цикл «Времена года» написан в 1723 году и впервые опубликован два года спустя. Каждому из четырёх концертов композитор предпослал сонет. Предполагается, что их автор он сам. Вот, например:

Весна грядёт! И радостною песней
Полна природа. Солнце и тепло,
Журчат ручьи. И праздничные вести
Зефир разносит, точно волшебство.
Вдруг набегают бархатные тучи,
Как благовест звучит небесный гром.
Но быстро иссякает вихрь могучий,
И щебет вновь плывёт в пространстве голубом.
Цветов дыханье, шелест трав,
Полна природа грёз.
Спит пастушок, за день устав,
И тявкает чуть слышно пёс.
Пастушеской волынки звук
Разносится гудящий над лугами,
И нимф танцующих волшебный круг
Весны расцвечен дивными лучами.

…Цветные брызги, пятна, круги, волнистые линии, пёстрая рябь… Рождается новая реальность. Проклёвывается нежный цветок-первоцвет. Бело-розовый майский сад. Колокольчики, розы. Выпархивают и кружатся бантики-бабочки, взлетают над волной чайки, поднимаются алые паруса, восходит солнце… Пламенеет клён, улетает на юг косяк журавлей… Одинокий рыбак, лодка, весло, звёздное небо…

Вода вибрирует цветом в зависимости от настроения музыкальных пасторальных картин Вивальди. Самого разного: от романтического, безмятежного, мечтательного, элегического, задумчивого до торжественно-приподнятого, весёлого, страстного, взволнованного… В ХVII–XVIII веках в придворно-аристократических кругах европейских стран пастораль (лат. pastoralis — «пастушеский») — жанр, истоки которого в античности, где поэты описывали идеализированную мирную жизнь на лоне природы, отличающуюся, как они считали, от городской бесхитростностью нравов, простодушной искренностью и верностью в любви, чрезвычайно модный.

Знаменитое «Andante cantabile» из Струнного квартета № 1 (1871) П. И. Чайковского (1840–1893) — в транскрипции для органа, и картины «На прогулке. Дама с зонтиком» (1875) и «Прогулка по скалам Пурвиля» (1882) Клода Моне открыли вторую часть концерта.

Прекрасная дама с летним зонтиком — Камилла, первая жена Моне, вместе с ней старший сын Жан. Оба как будто растворяются в жарком солнечном свете, в небе с размытыми облаками. Лёгкое светло-голубое платье, вуаль… Кажется, дама немного смущена, поймав на себе чей-то взгляд, в глазах — вопрос… Через четыре года, меньше чем через год после рождения второго ребёнка, Камилла умерла… Зонтик в картинах Моне встречается довольно часто — он писал свои картины на улице. Раскрытый зонтик защищал парижанок от яркого солнца, а ещё, создавая контраст света и тени в лице и одежде героев, показывал, откуда падает настоящий свет — объект пристального изучения художника особенно в период раннего творчества.

Две молодые женщины, у одной снова зонтик, прогуливаются по утесу в Пурвиле — морском курорте на юге Франции. В этой работе Моне демонстрирует, как можно соединить пейзаж и человеческую фигуру, не нарушая единства его поверхности. Они интегрированы в картину с помощью текстуры и цвета. Короткие, изогнутые, резкие мазки, которыми написана трава — она как будто колышется на ветру. С помощью почти таких же, слегка видоизмёненных мазков изображены раздувшиеся на ветру платья и платки, а также морские волны.

…Возвышенная, лирически чистая, певучая музыка, в основе которой, как известно, русская народная песня «Сидел Ваня на диване, курил трубку с табаком». Услышанная композитором на отдыхе у сестры в Каменке летом 1869 года от плотника, уроженца Калужской губернии, и затем претерпевшая существенные изменения…

Радужно сверкающая в лучах солнца, светлая, словно невесомая живопись…

Звуки и краски, являющие радость бытия…


Лилия Чистина

И снова Чайковский. Из фортепианного цикла «Времена года» (1875–1876) в исполнении того же оркестра прозвучали семь месяцев: «Январь. У камелька», «Февраль. Масленица», «Март. Песня жаворонка», «Апрель. Подснежник», «Июнь. Баркарола», «Август. Жатва», «Сентябрь. Охота».

…Тон в тон совпадая с эмоциональными «перепадами», модуляциями, сменой темпа, ритма скрипок, альта, саксофона и фортепиано и превращая песок в «палитру» красок, ведёт свою «мелодию» художник Лилия Чистина. Соединяя свои зрительные реальные, живые впечатления от живописи Клода Моне — в тот вечер в песочном «альбоме» был именно он — с воображением. Глядя на её «мимолётные» «холсты» с удивительно мягким переходом светотеней — песок и сыпуч, и подвижен, — ощущаешь изменчивость и многозначность мира.

Небо с торопливо бегущими облаками, напоённый ароматами лета воздух, широкая морская гладь, чайки, лёгкие парусники, крутой обрыв, трепещущая листва, сельский домишко, прячущееся в море солнце

В гармоничном созвучии музыки и песка возникали — возможно, кто-то увидел в этих мотивах другие картины Моне — та же «Прогулка по скалам Пурвиля» (1882), «Впечатление. Восход солнца», «Регата в Аржантёйе» (1872), «Утро у моря» (1881), «Парламент, Лондон, сумерки» (1905), «Стог сена в Живерни» (1886)…

Ещё один концерт «Времена года» из проекта «Звучащие полотна» состоится — и опять же с участием «Belcanto-orchestra» — в московском кинотеатре «Иллюзион» 18 марта. Красками музыки и музыкой красок дополнят друг друга солирующий саксофон (Тарас Гусаров) и картины Ван Гога.

Автор
Елена Константинова
Поделиться
Комментировать

Популярное в разделе