Игорь Бутман: «Надо постоянно искать свою игру»

В концертном расписании Игоря Бутмана практически не бывает свободных дней. 
Один из лучших российских саксофонистов постоянно гастролирует с различными джазовыми и филармоническими оркестрами, а также выступает в составе собственных квартета и квинтета.

В разгар летней музыкальной «страды» музыкант ответил на вопросы «Культуры». 


Фото: Владимир Вяткин/РИА Новости


культура: Не так давно завершился VIII международный смотр Игоря Бутмана Sochi Jazz Festival. Почему, на Ваш взгляд, именно этот город называют джазовой столицей страны? 

Бутман: Там царит особенная атмосфера. Еще с советских времен Сочи был одним из основных курортов, а сегодня его статус и вовсе необычайно вырос. Ведь в последнее время город принимал много знаковых событий международного уровня — чего только стоят Олимпийские игры 2014 года. Кроме того, на протяжении длительного времени в Сочи проводился замечательный Black Sea Jazz Festival, главным организатором которого выступала филармония. 

Что же касается нашего мероприятия… На этот раз мы решили провести ребрендинг, сменив уже привычную вывеску «Акваджаз» на более емкую и представительную — Sochi Jazz Festival. Идея была встречена с энтузиазмом, нашла поддержку у администрации. Полагаю, у фестиваля большое будущее. Отклик, который форум вызывает у публики, а также солидный исполнительский уровень позволяют сказать, что хотя бы на летний период Сочи становится визитной карточкой российского джаза. 

культура: Тем более что Ваш музыкальный жанр и лето — понятия во многом синонимичные.  

Бутман: Совершенно верно. Можете обратиться к истории: один из первых джазовых фестивалей проходил именно в это время года в Ньюпорте, штат Род-Айленд. Там тоже море, жара, яхты, катера, красивая крепость и — музыка. Так что параллели невольно напрашиваются. 

культура: Насколько джаз близок и понятен российскому слушателю? Его называли, как мы помним, «музыкой толстых». 

Бутман: Во-первых, я бы не стал рассматривать Россию вне контекста мировой музыкальной истории. Да, так получилось, что жанр зародился в Америке, но возник он не на голом месте, а на базе гремучей смеси негритянской, французской, английской, русской, еврейской музыкальных традиций. Во-вторых, в основе лежит импровизация, а она не знает национальности, так как свойственна людям в любом уголке земного шара. Джаз — мировое искусство. В отличие, скажем, от балета, с которым прежде всего ассоциируется Россия. Кстати, аудитория у нас молодеет год от года — по крайней мере, она точно более юная, чем в той же Америке. 

Что же касается «музыки толстых», то мне это клише надоело. Понимаете, один талантливый писатель сказал это уже почти девяносто лет назад, а все до сих пор повторяют. Или еще один пассаж: «Сегодня он играет джаз, а завтра Родину продаст». Неплохо бы уже перестать мыслить и изъясняться шаблонами, все же взрослые люди. 

культура: Существует байка, согласно которой Леонид Утесов, услышав американских королей свинга, со свойственным ему сарказмом заметил, мол, мы все это играли уже давным-давно.  

Бутман: Конечно, слова Леонида Осиповича не стоит воспринимать буквально, да и едва ли отец отечественного джаза был на сто процентов серьезен, когда это говорил. Но, возможно, доля истины в его словах есть. По крайней мере, то, что наш ранний джаз — явление уникальное и самобытное, сомнению не подлежит. Он представляет собой некий сплав не академических, а уличных, ресторанных, опереточных традиций — именно такую музыку играли в начале ХХ века в Одессе. 

В джазе, как, пожалуй, ни в каком другом музыкальном направлении, явно прослеживается взаимопроникновение между народами и этносами. Достаточно вспомнить, что Джордж Гершвин и Бенни Гудмен были потомками русских эмигрантов. Один из наиболее успешных в тридцатые годы бродвейских композиторов Вернон Дюк — на самом деле Владимир Дукельский. Подобных примеров можно привести множество. 

культура: Если основа джаза — импровизация, то можно ли ему научить? 

Бутман: Нет, но обозначить каноны, на основе которых ты будешь в дальнейшем развиваться, вполне реально. Формула «талант плюс трудолюбие» не нова, и применительно к нашему жанру она тоже работает. Как в литературе, скажем. Можно объяснить человеку, как писать сочинение, но гарантировать, что из него выйдет новый Достоевский, нельзя. 

культура: У Вас очень плотный график. Насколько масштаб и статус той или иной концертной площадки определяет репертуар артиста, манеру его поведения, стиль общения с публикой? 

Бутман: Когда выступаем в клубах, где люди выпивают и закусывают (что, кстати, является неотъемлемой частью джазовой эстетики), то и программу предлагаем соответствующую, да и одеваемся менее формально. А если работаем в больших залах, куда приходят мужчины во фраках и дамы в вечерних платьях, то и репертуар должен быть более солидный, и выглядеть надо, так сказать, «по случаю». 

культура: Помимо джаза, Вы играете и классику, и с рок-музыкантами порой сотрудничаете. Творческий подход всегда разный или профессионализм не подразумевает подобного рода дифференциации?  

Бутман: Стараюсь не подразделять музыку на жанры и стили. Я с равным удовольствием исполняю и джазовые, и классические произведения, и рок-н-ролл. Другое дело, что в каждом случае вникаю в суть композиции, пропускаю ее через себя. Конечный результат должен не только удовлетворить коллег, но и понравиться слушателю. 

культура: Ваш саксофон можно услышать на альбомах «Кино» «Начальник Камчатки» и «Ночь». Какие остались воспоминания о работе с Цоем?  

Бутман: К моменту нашего знакомства мало что слышал из цоевского творчества. У меня не было такого социального протеста, который сквозил в песнях «Кино», а также в некоторых композициях Гребенщикова. Мне просто хотелось играть джаз. 

Однако сотрудничать с Цоем было очень интересно. Приобрел бесценный опыт, ведь тогда впервые записался на пленку. Как сейчас помню: стоял у микрофона, играл, а в соседней комнате — Витя, Сергей Курехин, Андрей Тропилло… 

культура: В конце сентября в Государственном Кремлевском дворце состоится симфоническое рок-шоу «Легенда 55», приуроченное к юбилею Цоя. Как Вы относитесь к идее подобного — «академического» — прочтения песен «Кино»?  

Бутман: Многое зависит от талантов аранжировщика и продюсера. У Виктора очень хорошие мелодии, и при желании они могут быть расписаны для любого оркестра. Вопрос лишь в том, какая преследуется цель: просто сделать красивую гармоническую подкладку под песни Цоя или попытаться на основе его композиций создать некое фундаментальное художественное произведение, с грамотно расписанными партитурами. Главное — есть от чего отталкиваться. Мелодия — основа основ. Как говорится, дайте мне точку опоры, и я переверну весь мир. 

культура: Вы известны как человек, неравнодушный к спорту. Чего Вы ждете от предстоящего чемпионата мира по футболу, который впервые в истории будет принимать Россия? 

Бутман: Надо постоянно искать свою игру — как в музыке, так и в спорте. И, по возможности, стараться использовать неудачи в свою пользу. Я по природе оптимист, поэтому полагаю, что шансы есть всегда: было бы желание. В спорте главное — психология. Потому что бегают и играют в пас на всей планете примерно одинаково. Но ногам покоя не дает, как известно, дурная голова. Так что в ней все дело. Убежден, мы совершенно спокойно можем выиграть у любой, даже самой сильной сборной мира, равно как и быть разгромленными посредственной командой. И еще необходимо избегать крайностей. А то ведь у нас порой как бывает: если что-то получается, считаем себя лучшими в мире, а когда не складывается, мним неудачниками. Надо перестать чего-то ждать и просто верить в победу. 

Если же говорить о более отдаленной перспективе, то, конечно же, нужно искать и растить таланты. Я уверен, что свои Месси, Роналду и Пеле у нас есть — их просто стоит вырастить. Следует усовершенствовать систему, но сделать это спокойно, без революций. Взять самое лучшее от других стран и не забывать о собственных достижениях. 

И нельзя никому ничего доказывать. Сужу по своему оркестру. Ему скоро уже двадцать лет, сегодня он считается одним из лучших в мире. Это не хвастовство, а констатация факта: наши аншлаговые гастроли по стране и за рубежом тому подтверждение. Но мы добились этого, никогда не переставая учиться.


Фото на анонсе: Михаил Мокрушин/РИА Новости

Автор
Денис БОЧАРОВ
Поделиться
Комментировать

Популярное в разделе