Конкурс Собинова-2021

Имена, репертуар, награды, напутствия
Блокнот репортера

На путеводный свет «певца любви, певца своей печали»

«-Вы подарили всем нам много радости и теперь пойдете по жизни с именем Собинова в душе. Хочу надеяться, что оно станет для вас источником путеводного света и в жизни, и в искусстве. Такой шанс могут получить теперь и ваши коллеги и сверстники, как бы далеко от Ярославля они ни жили. Вот почему этот конкурс и должен иметь свое продолжение, став традиционным».

Так напутствовала три года назад на закрытии I международного вокального конкурса имени великого русского певца, уроженца Ярославля, участников конкурса одна из его инициаторов и председатель жюри, народная артистка России, Украины и Республики Северная Осетия-Алания, руководитель Академии молодых певцов Мариинского театра, выдающийся концертмейстер Лариса Гергиева.

Ее ожидания сбылись. В конце первой сентябрьской декады нынешнего года Ярославль принимал второй международный Собиновский конкурс. О его победителях и призерах сайт «КЭ» сообщил одним из первых – в публикациях за 13 и 16 сентября. По просьбе наших читателей продолжаем рассказ об этом, одном из   самых значимых событий года 2021 в российской культуре.

Статус учредителя конкурса, напомним, закрепил за собой департамент культуры области, а основные организационные заботы снова взяла на себя Ярославская государственная филармония. Засучить рукава команде оргкомитета во главе с ее директором Ларисой Гавриловой пришлось задолго до того, как в Ярославль начали съезжаться конкурсанты. Если три года назад ими стали 120 молодых профессионалов из России и тринадцати стран мира, то на этот раз заявок, отобранных жюри и оргкомитетом на предварительных онлайн прослушиваниях оказалось втрое больше – 360!

2.JPG

Из Ярославля через Москву и Питер в Англию и Канаду

Да, чтобы представить себе географический диапазон заявок, пришлось бы нам мысленно отправиться в очень далекое, почти кругосветное путешествие. Ну например, из Ярославля через Москву и Питер в страны Восточной Европы и Великобританию, и дальше, через океан в Канаду. А если наше воображаемое турне по часовой стрелке началось бы в Китае, то нам пришлось бы поколесить по всему ближнему зарубежью, включая Казахстан, Узбекистан, Армению, чтобы закончить нашу «кругосветку», предположим, в столице Беларуси Минске.

А международный статус жюри был красноречиво и убедительно представлен в лицах. Возглавил жюри певец с мировым именем, уроженец северокавказской Республики Адыгея, выпускник Ставропольского музыкального училища и Московской консерватории, народный артист России, солист театра «Метрополитен-опера», профессор Колумбийского университета Владимир Чернов. В состав команды экспертов входили: член жюри программ «Большая опера» телеканала «Россия-Культура», наставница молодых певцов в Лондонском королевском театра «Ковент-Гарден», знаменитая сопрано Нелли Миричою (Румыния – Великобритания), продюсер одного из оперных агентств Нидерландов Алекс Григорев, профессор Московского института музыки имени композитора М.М.Ипполитова-Иванова, президент Германо-Российской культурно-образовательной академии в Кельне, профессор, заслуженный артист России Рубен Лисициан. Кастинг-директор оперной труппы Большого театра России, концертмейстер и режиссер Ольга Капанина из-за нездоровья работала в жюри дистанционно.

В концерте открытия с участием Чернова, Миричою и лауреата международных конкурсов, солиста нашей филармонии, члена оргкомитета конкурса Александра Суханова и в заключительном концерте лауреатов и призеров конкурса Ярославским губернаторским симфоническим оркестром дирижировал его художественный руководитель народный артист России Мурад Аннамамедов. Маэстро стал не только вдохновенным партнером членов жюри и конкурсантов – по итогам финала учредил для молодых исполнителей шесть своих именных призов.

1.JPG

Нелли Миричою, Владимир Чернов, Мурад Аннамамедов, после исполнения дуэта из оперы Верди Травиата»


«Мы богатые люди»

…так, передав музыкантам персональный привет от губернатора Дмитрия Миронова, - приветствовала гостей директор департамента культуры области Марина Васильева. - Мы владеем великим культурным наследием, оно – знаменитые посадские храмы, «Слово о полку Игореве», список которого был найден в ярославском Спасском монастыре, первый русский профессиональный театр, основанный Федором Волковым, поэзия Некрасова, искусство и сама личность Собинова – богатство не только древнего Ярославля, но и всей России, и всего мира.

На просветляющую наши души собиновскую волну были настроены прежде всего сами прослушивания. Исполнялись партии из репертуара «Орфея русской сцены», классика с мелодиями на все времена, шедевры современной отечественной камерной музыки – сочинения Шостаковича, Свиридова, Слонимского.

Представлены были на суд экспертов   и редко звучащие на филармонической сцене арии и концертные номера - из опер «Иродиада» и «Сид» Масснэ, «Турок в Италии» Россини, «Тартюф» американского композитора первой половины ХХ века Кирка Мечема, песни австрийского композитора, современника Вагнера Гуго Вольфа.

На эту высокую волну настроена была вся программа конкурса-2021, посвященная предстоящей 150-летней годовщине Собинова.

Затворник суровой эпохи

…мировых войн и не менее разрушительных социальных экспериментов, он пел о любви, верности, милосердии. Согретые сердцем тембры его неповторимой красоты серебряного тенора передавали все оттенки лучших человеческих чувств.

Свое достоинство его герои отстаивали ценой самой жизни. Собинов был человеком театра, мог расслышать в музыке характер, осанку, даже походку героя. Досконально обдумывал фасон и детали его костюма.

Ему верили, как и сегодня верим мы его голосу в аудиозаписи, потому что, крещеный в ярославской церкви Дмитрия Солунского, он и в жизни был таким – человеком милосердным и многотерпеливым.

Он первым из русских певцов покорил ценителей вокала на родине искусства бельканто в Италии, став, вместе с Шаляпиным, олицетворением России на европейской и мировой оперной сцене.

В историю искусств вошел он и тем, что первым среди своих соотечественников стал записываться на граммофонные пластинки. При этом русский Орфей никогда не забывал, откуда он родом, с гордостью говорил о себе и своих близких: «Мы – волгари!».

3.JPG
Автор этого текста берет интервью у председателя жюри Владимира Чернова

Собинов сегодня

Обо всем этом размышляли эксперты и на весьма эмоциональной пресс-конференции членов жюри в фойе филармонии, и на встречах со зрителями перед концертами пресс-секретаря конкурса, московского музыковеда Бориса Мукосея, и на экскурсии для членов жюри и конкурсантов по экспозиции мемориального Дома-музея Собинова его директора Аллы Аносовской - в середине 90-х годов он был открыт в доме, где Собинов родился и прожил до 19 лет.

Этот разговор, озвученный записями голосов, Собинова, теноров, его современников и оперных звезд дней сегодняшних, был продолжен здесь за круглым столом с участием Аносовской, Мукосея, Чернова, обозревателя радио «Орфей» Иосси Тавора, его коллеги с радио «Россия» ведущего дискуссии на тему «Собинов сегодня», лауреата национальной телевизионной премии ТЭФИ Артема Варгафтика.

Аносовская представила комплекс приобретенных на грант из президентского фонда в частных коллекциях экспонатов о последнем итальянском триумфе Собинова – в роли Ромео в опере Гуно «Ромео и Джульетта». Эту партию он пел в течение трех десятилетий!

Мукосей прокомментировал недавние находки в архивах библиотеки Большого театра из наследия выдающегося вокального педагога Умберто Мазетти, автора трактата «Школа пения», переведенного на русский язык. С начала ХХ столетия до дня своей кончины в 1919 году он преподавал в Московской консерватории, одной из его учениц была великая русская певица Нежданова.

Мазетти был талантливым музыкантом, автором оперы «Герма», романсов. Один из них на конференции с листа исполнила под рояль солистка Ярославской филармонии Анна Симонова.

Приняв за отправную точку своих размышлений старшего современника Собинова Николая Фигнера с его арией Германа из «Пиковой дамы» (в записи 1901 года), Варгафтик отметил самозабвенную браваду любимца публики, его старомодное упоение собственным голосом, как и то, что роль и характер героя были для певца явно на втором плане.

Вместе с автором проекта мы слушали записи голосов, Собинова и теноров разных поколений, оценивали их. Сравнивая Собинова со стандартами мирового вокала наших дней, например, с ключевым вагнеровским тенором Йонасом Кауфманом, приближались к итоговому резюме. Артем Варгафтик обобщил его словом «конкурентоспособен». С уверенным восклицательным знаком.

Редкостную возможность познакомиться с педагогическими секретами мэтров вокала получили конкурсанты, не прошедшие в финал – на открытых мастер-классах Нелли Миричою, Рубена Лисициана и Владимира Чернова. В формате нон-стоп они продолжались более четырех часов.

В электронном досье нашей пресс-службы хранится монолог Рубена Лисициана «Муки творчества», прозвучавший в концовке его мастер-класса – написанное с беспощадной откровенностью исповеди эссе о буднях оперного певца, о радостях и горестях этой, одной из самых энергозатратных профессий в мире.

4.JPG
Члены жюри на экскурсии в Доме-музее Собинова

Был и остается кубанским казаком

Перед заключительным туром конкурса с председателем его жюри пообщался наш корреспондент.

- Родную Адыгею, Владимир Николаевич, навещаете?

- Конечно. Был и остаюсь кубанским казаком. Адыгея, где солнечных дней в году не меньше двухсот пятидесяти, и где горные вершины напоминают нам о вечных истинах бытия, она всегда со мной. У нас есть сельский дом в Австрии. Но чтобы подзарядиться, еду домой, в Россию.

- Вас называют самым русским из всех баритонов, освоивших вершины мирового репертуара для своего голоса. Как это может сочетаться в одном человеке, отточенный итальянский стиль и распахнутая во все стороны света душа?

- Опера не костюмированный парад голосов, это психологический театр, где пение и есть действие. Правдой переживания покоряли сердца и Собинов, и Шаляпин, и Карузо, и Тито Руффо. То, о чем вы говорите, только средства достижения цели. А цель у нас та же, что и у великих. «Самый русский»? Спорить с этим просто не имеет смысла. Если бы не моя русская сила воли, я бы, наверное, давно сдался. Когда у меня случился сбой в здоровье, именно она помогла мне выдержать все испытания судьбы. Тот, кого интересуют подробности, всё найдет в Интернете.

- Журналисты от вас слышали, и не раз, что вам, объехавшему с гастролями полсвета, в последнее время «стало не хватать России»…

- Так и есть. А чем я это восполняю, ярославские любители музыки знают. Три года назад на конкурсе имени Глинки, где я был членом жюри, мы познакомились и подружились с солистом вашей филармонии Александром Сухановым. Так возник наш дуэт двух баритонов. С оркестрами Мурада Аннамамедова и Евгения Агеева, с вашим ансамблем «Серпантин» мы сделали несколько программ. Номера одной из них, романс «Дорогой длинною» и неаполитанскую песню «Фуникули – фуникуля» прозвучали в концерте открытия Собиновского конкурса.

- В конкурсных баталиях участвует и ярославец Александр Ершов. Сейчас, еще до подведения итогов, что-то можете о нем сказать?

- У него хороший голос, человек он щедро одаренный. И ему очень повезло с педагогом. Мы с Ниной Васильевной Быстровой знакомы, общались с ней, когда я в прошлом году давал мастер-класс в колледже имени Собинова. Судя по тому, что Александр во втором туре, единственный из всех конкурсантов, отважился петь Вагнера, личность он амбициозная. Что абсолютно нормально, если это проявление здорового творческого самолюбия. Без него в нашей профессии вряд ли чего-то путного достигнешь. Голос – дар Божий, его надо беречь, и то, как мы этим даром распорядимся, зависит только от нас самих. Александр, я слышал, собирается поступать в Московскую консерваторию. Желаю ему в достижении этой цели стойкости духа и веры в свои силы. Того же я горячо желаю всем, кто выступает в нашем конкурсе. Всем и каждому. И не важно, возвратится ли он домой на щитом или под ним! Столько первоклассных голосов, как на этом конкурсе, я давно не слышал.

6.JPG
На церемонии награждения

Главная интрига конкурса

…туго натянутая, как тетива лука – прослушивания под оркестр - держали слушателей в напряжении до позднего вечера заключительного дня конкурса.

Накануне тридцать один вокалист в возрасте от 20 до 33 лет выступали во втором туре, где каждый должен был исполнить под рояль на языке оригинала два оперных и два камерных номера.

На сцену Собиновского зала вышли солисты крупнейших российских театров – Большого, «Геликон-оперы», Мариинского и Михайловского театров Санкт-Петербурга, Центра оперного пения Галины Вишневской, Самарского и Челябинского театров оперы и балета, их соперники из Беларуси, Армении, Казахстана, Узбекистана.

Лауреатами третьей премии стали казахский тенор Дамир Садуахасов и он, Александр Ершов, уже представленный нашим читателям.

К сказанному добавим, что родом он из Тутаева, в школе искусств не учился, брал частные уроки вокала. Его педагог в колледже главную черту характера Александра называет словом, пожалуй, комментариев не требующим: «трудяга». Он лауреат нескольких международных конкурсов, а в нынешнем году стал и золотым медалистом «Дельфийских игр» в Перми. Выступал Ершов и в концертах академии Любови Казарновской «Голос и скрипка» в историко-культурном комплексе Вятское.

На ступеньку выше поднялись на конкурсном пьедестале два баритона из Москвы Максим Лисиин и Дмитрий Чеблыков, отмеченный и дипломом «За артистизм». Приз «За лучшее исполнение русской арии участником из-за рубежа» присужден меццо-сопрано Элен Егиазарян (Армения). Обладателем специального приза «Надежда» самому молодому участнику конкурса стал бас Жасурбек Хайдаров (Узбекистан). А вот имена конкурсантов, награжденных призами маэстро Аннамамедова: Элен Егиазарян, Дамир Садуахасов, Александр Ершов, меццо-сопрано Дарья Пьянкова (Челябинск), баритон Рауф Тимергазин (Оренбург), сопрано Софья Цыганкова из Москвы.

Студентка магистратуры Академии музыки имени Гнесиных Цыганкова принимала и одну из двух высших наград конкурса – первую премию. В финале она с блеском исполнила романс Джульетты из оперы классика бельканто Беллини «Монтекки и Капулетти» и арию Марфы из «Царской невесты» Римского-Корсакова.

Софья Цыганкова - выпускница школы искусств и музыкального колледжа в Рязани. В 2019 году Софья училась в Венском университете музыки и исполнительского искусства. Она лауреат конкурсов – молодых вокалистов имени Елены Образцовой и знаменитых русских басов Григория и Александра Пирогова, чьи имена носит колледж, который она окончила. Софья - репетитор, в том числе и по вокалу, ведет развивающие занятия с детьми от 6 лет.

Кредо Токмакова

Две важнейших награды увез домой в Минск тенор Дмитрий Токмаков. Первую лауреатскую премию конкурса и специальный приз за «Лучшее исполнение партий Собиновского репертуара». На заключительном концерте на ура спел арию Ленского и плач Федерико из оперы Чилеа «Арлезианка».

Токмаков – выпускник Петербургской консерватории по классу народного артиста России Юрия Марусина и магистратуры педуниверситета имени Герцена.

О себе Дмитрий рассказал вот что. Родом он из полесской глубинки, пел с пяти лет, дома с бабушкой. Был в храме хористом, чтецом, звонарем. Сейчас он регент мужского хора «Всехсвятский» в столице Беларуси. Церковное и светское пение – две параллели его творчества. Ходит на спектакли в оперный театр, слушает записи мастеров вокала. В том числе. конечно, и Собинова, у которого и сегодня певцам есть чему поучиться, и прежде всего, по его словам, безукоризненной ровности звуковедения.

Кроме концертных выступлений, Дмитрий Токмаков преподает в Белорусской академии музыки и танца. Его жизненное кредо: «Смысл нашего служения искусству – пробуждение человека».

5.JPG
Поет лауреат первой премии и обладатель приза «За лучшее исполнение партии Собиновского репертуара» Дмитрий Токмаков (Беларусь).

Продолжение следует

Конкурс имени Собинова будет проходить в Ярославле раз в два года. Впереди даже не одна, а две собиновские круглые даты. Всё ближе 125 - летняя годовщина начала его профессиональной карьеры: в конце апреля 1897 года он впервые спел партию Синодала в спектакле Большого театра «Демон» и был замечен музыковедами. По словам критика Семена Кругликова, дебютант «…имел выдающийся успех».

Этому и другому, главному, юбилею «Орфея русской сцены», его 150-летию, посвящен весь концертный сезон Ярославской филармонии. Отмечаться юбилейная дата будет в день рождения Собинова – 7 июня 2022 года.

Автор
Юлиан Надеждин, корреспондент журнала «Содружество культур», Фото корреспондента пресс-службы журнала «Содружество культур» Марины Козловой.
Поделиться
Комментировать

Популярное в разделе