Кто и зачем пишет политические треки?

И действительно ли это творческий прорыв и выражение гражданской позиции авторов.
Источник: video.filemegaroom.com


4 декабря вышел новый альбом группы «Каста» под названием «Об изъяне понятно». Первый трек «Наш гимн России» презентовали раньше остальных, и он вызвал противоречивые мнения: одни считают его смелым высказыванием, другие — удачным хайпом и попыткой возродить активную политическую жизнь страны.

Участники «Касты» записали видеообращение к президенту, заявив, что нынешний гимн не вызывает у них «серьезных сильных чувств». Рефрен «Это мы» после каждого тезиса текста показывает, что россияне со своей историей и ментальностью — едины.

Говорить не запрещено

Но молчим, как бы не сказать лишнего чего

(Это мы)

Смогли робу сорвать с себя

Но жаль выбрасывать, сложили про запас её

(Это мы)

Хотели сделать главным человека

Но получили себе снова главного человека

(Это мы)

Но ведь свободны и ты и я

Не затянет нас колея, кто способен повлиять?

(Это мы)


Трек «Касты» — не единственное музыкальное политическое высказывание 2019 года. Например, в тексте песни «Чем богаты» группы «Грот» под колокольный перезвон слышатся болезненные для общества темы: милитаризм, пропаганда и внимание к внешней, а не внутренней политике:

Если выдумать врага плохого и вечного

То мы охотно покупаем дорогую гречку

«Нас окружили» — звучат новости на кухне, —

«Но если мы затянем пояса, то запад рухнет».


Также в треке затронута тема устаревших ценностей, на которые опирается современная российская идеология. «Ценен лишь ископаемый постулат», — поют музыканты. В интервью Юрию Дудю солист Дмитрий Геращенко прокомментировал это так: «Мы говорим о том, что у нас устарела мировоззренческая модель, что мы держимся за прошлое. Меня очень настораживает и выводит из себя эта тема «свой-чужой». <...> Нам нужна свежая модель соседствования друг с другом». Он акцентирует внимание на том, что сам не является политиком, а в творчестве или подобных интервью высказывает лишь свое собственное мнение о том, что ему кажется неправильным в современной России.

Клип «Лигалайз» «Застой 2.0» благодаря ярким образам показывает противостояние власти (силовики) и простых людей, культуры (балерины). Во время кульминационной сцены силовики сражаются с танцовщицами и побеждают их. Единственную уцелевшую балерину они расстреливают. Вероятно, здесь есть отсылка к разгонам летних протестов в Москве: одним из ярких примеров насилия со стороны силовых структур стал удар в живот девушке Дарье Сосновской.

Только давай не будем делать вид

Что не идёт холодная гражданская война

И вдруг одной стране, чтобы идти вперёд

Не обязательно крушить и бить, и жечь дотла

Вращается серый мир промеж двух полюсов:

Придуманный враг и охраняемый страх

Здесь не хотят, чтоб мы с тобой соображали, бро

Системе всей цемент, кисель в мозгах

Застой 2.0


В текст его песен вплетены фамилии, явления, цитаты, характеризующие Россию последнего десятилетия: Золотов (глава Росгвардии), Серебренников (худрук «Гоголь-центра», находящийся под следствием по делу о хищении денег госбюджета), «Крымнаш» (неологизм, появившийся после того, как в 2014 году Крым перестал быть частью Украины и вошел в состав РФ).

Андрей Меньшиков (настоящее имя исполнителя «Лигалайз») подчеркивает, что не отрекается от Родины и «благодарен за нее Богу», но не верит в «некий путь убогим». По мнению музыканта, непросто высказываться о том, чем ты недоволен в современной России — за это могут окрестить русофобом.

Наконец, к 55-летию со дня рождения Егора Летова Noize MC презентовал клип «Все как у людей» со вставкой записи речи президента 1996 года о наведении «твердого порядка жесткой рукой» и вопросом:

Ты слышишь, как скрепы скрепят

И жужжат старомодным дабстепом?


В клипе также есть отсылка к культурному развитию страны, но она подана совершенно иначе: Иван Алексеев (настоящее имя исполнителя Noize MC) читает текст на фоне картин Верещагина, Брюллова, Васнецова, Петрова-Водкина, Шишкина и Савицкого. Фанаты и эксперты написали уже много аналитических комментариев, объясняющих появление в кадре той или иной картины. Так, на фоне «Последнего дня Помпеи» Карла Брюллова идет текст о «протесте невзатяг» и «бунте в соцсетях». На картине жители тщетно пытаются убежать от извержений вулкана. Вероятно, его лаву можно сравнить с действиями силовиков по отношению к гражданам во время летних митингов. Исполнитель добавляет к этому контексту фразы: «хватает смрада», «дышать не легче», «респираторы прижать покрепче», — тем самым накаляя атмосферу.

Завершается клип картиной Ивана Шишкина и Константина Савицкого «Утро в сосновом лесу». Трактовать такой финал можно по-разному, но он смотрится неплохо на фоне строчки «Все как у людей». Сравнение человека с животным можно увидеть также в тексте песни: «шкура дорога», «пока поят — пей, пока кормят — ешь».

Для неискушенного слушателя это может показаться творческим подъемом, благодаря которому музыканты стали смелее в высказываниях и, наконец, отразили современные реалии в своем творчестве. Однако музыкальный критик, автор Telegram-канала «Русский шаффл», Олег Кармунин не видит значительных изменений в музыкальных тенденциях.

Так, предложенный «Кастой» гимн Кармунин он характеризует как попытку хайпануть на политической теме: «Одни люди сторонятся политических тем, а другие стараются заработать себе какие-то карьерные очки. Если ты забытый музыкант и уже не можешь добиться успеха музыкальными средствами, ты начинаешь придумывать, что можно сделать: снять штаны на сцене или написать политическую песню, притом написать максимально обобщенно, без предъявления конкретных претензий».

Трек Noize MC также не вызвал положительной оценки критика. По его мнению, музыкант всегда создает песни «за все хорошее, против всего плохого». Крамунин добавляет: «Не особо веришь человеку, который сначала пишет пафосный, обличительный текст о том, что все хотят сидеть ровно, когда страна в огне, а на следующий день выпускать рекламный проект с Beeline, заработав на нем кучу денег. Егор Летов в этом был последователен: он жил в омской хрущовке, ему ничего не было нужно».

На вопрос «Частного корреспондента», стали ли политические высказывания российских музыкантов смелее на фоне московских митингов, критик отвечает отрицательно. Он приводит в пример американских музыкантов. Когда им не нравился президент Джордж Буш, популярная панк-группа Green Day выпустила альбом «American Idiot» (2004).

Я не хочу быть идиотом из Америки,

Частью нации, которой правят СМИ.

Информационный век истерии

Взывает к идиотской Америке.



Автор
Полина Абросимова
Поделиться
Комментировать

Популярное в разделе