Михаил Хохлов: «В идеале, они смогут – услышать музыку сюжета и увидеть сюжет в музыке»

В начале марта в Московской средней специальной музыкальной школе (колледже) им. Гнесиных прошла презентация нового отделения по специальности «Кино- и телепроизводство».
Михаил Хохлов


Первую в России программу по подготовке специалистов среднего звена по кино‒ и телепроизводству в музыкальной сфере возглавит режиссёр театра и кино Юрий Грымов.


О новом отделении, первый прием на который состоится в июне 2024 года, рассказал директор МССМШ им. Гнесиных Михаил Хохлов.

— Проект создания в «Гнесинской десятилетке» такого направления, как «Кино- и телепроизводство», кажется неожиданным и нестандартным. Расскажите, как сложилась у вас эта идея?

— По словам руководителя Департамента культуры города Москвы Алексея Анатольевича Фурсина, идея создать в Гнесинке отделение «Кино- и телепроизводство» входит в стратегический план подготовки новых специалистов в этой области. Так что мы, что называется, в тренде.

Гнесинская школа – учебное заведение с большими традициями. Имя свое она приобрела благодаря выдающимся музыкантам-исполнителям, воспитанным здесь замечательными педагогами. И эти исполнители известны во всем мире.

Да, возможно, такой поворот в сторону технологий, выглядит достаточно резким. Но на самом деле это не совсем так.

В 2018 году мы открыли отделение звукорежиссуры и музыкального звукооператорского мастерства. Это направление, конечно, гораздо ближе к музыкальной сфере. Оно было абсолютно естественным и необходимым дополнением к ремеслу музыканта.

Ведь очень много слушателей прибавилось за счет развития звукозаписи и интернет-ресурсов. Профессия звукорежиссера стала очень важной в наши дни, как в свое время стала значительной профессия исполнителя. Появилось такое понятие, как звуковой образ. И его уже создает не только интерпретатор, но и звукорежиссер.

Не секрет, что на сегодняшний день в арсенале звукорежиссера есть электронные библиотеки звуков. Аранжировщики ими часто пользуются.

Эти библиотеки включают в себя разные тембры музыкальных инструментов, а есть библиотеки с эхо лучших концертных залов мира. И, пропуская то или иное исполнение через подобные цифровые фильтры, мы можем добиться ощущения, что запись проведена в Карнеги-холл или в Консертгебау. Поэтому с учетом открывшихся возможностей создание звукового образа приобретает совершенно новое направление и становится очень важным.

И вот прошло два года с тех пор, как мы выпустили первых ребят, закончивших полный курс по звукооператорскому мастерству. Мы видим, что они все нарасхват, и эта профессия сейчас действительно востребованная. Сегодня у нас конкурс – от семи до десяти человек на место при поступлении на звукорежиссуру. А звукорежиссура – существенная и очень важная часть кино- и телепроизводства.

Чтобы пробиться на рынок исполнительского искусства молодые музыканты участвуют в конкурсах. Практически на всех конкурсах из-за большого количества желающих отборочные туры проходят онлайн. Отбор участников производится на основе видеоматериалов. Поэтому исполнитель в наши дни должен понимать, что и качественная запись звука, и видеосъемка тоже являются частью его профессии.

— В чем состоит необходимость подготовки таких специалистов именно в музыкальном заведении?

— Это важное дополнение. Зачастую, просматривая записи концертов, мы сталкиваемся с тем, что видимое и слышимое не соответствуют друг другу. И часто страдает смысл видеоряда, когда музыкальное сопровождение не создает нужный режиссеру эмоциональный настрой у зрителя. Возникает диссонанс.

Имея дело с видеозаписями концертов, музыкальных спектаклей, съёмкой больших музыкальных шоу и так далее, можно заметить, что их авторы оснащены технически, но не всегда подкованы с музыкальной стороны. Оно и печально. Ведь это означает, что не хватает специалистов, способных соединить свои знания с огромным багажом музыкальной культуры.

Если мы хотим, чтобы съёмка подобных музыкальных мероприятий велась профессионально, а зрители получали настоящее удовольствие, то сами операторы, продюсеры, режиссёры, которые ею занимаются, должны иметь хотя бы базовое музыкальное образование.

— Как вы представляете себе потенциальных учащихся нового направления?

— Многие выпускники музыкальных школ не конкурентоспособны в области исполнительского искусства, им сложно поступить в училище и продолжить свое развитие. Таких детей больше 85%. Они – важная часть будущей публики, это культурные, образованные люди. Хочется, чтобы полученные ими навыки и знания, полученные за счет государства, были востребованы, использовались с большей отдачей.

Вот, собственно, таким ребятам мы и хотим предоставить эту возможность. В идеале, с профессиональной точки зрения, при создании кинопродукта они смогут услышать музыку сюжета и увидеть сюжет в музыке.

— В чём вы видите преимущество этой специализации с достаточно раннего возраста?

— Во-первых, существует тенденция к профессионализации с более раннего возраста, что и правильно.

Наша школа начинает профессиональное обучение ребят с семи лет, а то и раньше. И подобные интегрированные программы в области искусства, когда подготовка ведётся сразу и по общеобразовательным, и по профессиональному направлениям, имеет в России давние традиции – Центральная музыкальная школа при Московской консерватории, организованная в 30-х годах прошлого века, МССМШ им. Гнесиных, созданная в 40-х, и еще несколько подобных школ по всей России. И в них дети благодаря профессиональным занятиям музыкой с раннего возраста показывают уникальные результаты.

Я хочу сказать, что чем раньше ребенок приступает к освоению профессии, тем эффективнее процесс обучения. И тем точнее мы поможем ему профессионально сориентироваться. Это один вопрос.

Второй – это то, что сегодня спрос на рынке труда в области теле- и кинопроизводства очень высок. Нужны не только специалисты с высшим образованием в этой области, но и помощники, и ассистенты режиссёра, помощники продюсеров, администраторы. Этого «среднего звена», которое проходит практику и затем переходит, так сказать, в высшую лигу, – не хватает.

Министр культуры Ольга Борисовна Любимова недавно сообщила, что в годовом цикле российского кинопроизводства не хватает около 50 фильмов. А их сейчас некому создавать.

Количество зарубежных фильмов в нашем прокате резко сократилось, кинотеатров много, и спрос на кино всегда был высоким. Нужно восполнять этот пробел.

— В качестве руководителя отделения «Кино- и телепроизводство» приглашен Юрий Грымов. Каковы были аргументы были в его пользу?

— У него в этой области колоссальный опыт. Он вообще беспокоится о том, что происходит в стране с кинопроизводством.

Когда мы с ним говорили на эту тему, то его заинтересованность меня очень вдохновила. У него внушительный послужной список работ в области производства кино, театральных постановок и малых форм телевидеоконтента. И они все сделаны на высоком уровне – во всех отношениях.

Для нас огромная удача, что он согласился, и мы благодарны, что он будет заниматься с нашими ребятами.

— Как будет выстроен курс обучения и какими навыками должен обладать выпускник?

— Как говорил Юрий Грымов, первые два года будут посвящены общему развитию. Для начала нужно сориентировать ребят: что такое кино, как оно делается, кто такой режиссер, чем он занимается, что создали великие режиссеры, какие существуют направления, как достичь того или иного воздействия на публику, как нужно ставить камеру, как организовывать, общаться с актерами…

Кстати, вопрос общения режиссера или его помощника с труппой, участвующей в кинопостановке, – важный социальный навык. Этому тоже надо учить. Важны также вопросы продюсирования, умения спланировать все эти процессы. Когда человек начинает свою продюсерскую деятельность, он должен понимать, из чего она складывается. Ведь не из воздуха все это появляется.

Я, конечно, не все перечислил, но есть масса вопросов, с которыми человек должен просто познакомиться в начале. В процессе этого знакомства он формируется как личность, формируются его взгляды. Что хотелось бы снять, что его волнует, как человека?

Наша цель – воспитать людей, которые будут снимать сюжеты, интересные современнику; которые сопереживают происходящему и понимают, в какой стране они живут. По окончанию обучения ребята должны найти себя как личности. Они должны смотреть в будущее и делать все, чтобы будущее стало лучше. Тут задачи от гуманистических до узко прикладных.

— Какие же конкретно профессиональные дисциплины предстоит осваивать новоиспеченным студентам?

— Предметы будут распределены по разным отраслям: первая – режиссерская разработка, организация подготовительного периода и съемок фильма; вторая – монтаж кино и телефильма; третья – разработка и реализация звукового решения. Также у них будет учебная практика в выстраивании света, съемка своего проекта и так далее.

Мало того, у них будет уникальная возможность привлекать к практическим занятиям своих сверстников.

Например, нужно снять сольное выступление пианиста или подготовить видео с выступлением оркестра, показать крупным планом соло каждого инструмента. Это всё можно сделать буквально вместе со своими однокурсниками с исполнительских отделений и звукорежиссерами.

— А смогут ребята с других отделений начать получать второе образование?

— Такая возможность у них есть, только второе профессиональное образование в среднем звене платное.

— Есть ли у вас какая-то материальная база и возможности, чтобы подготовить новых специалистов не в ущерб другим, музыкальным отделениям?

— Пока мы планируем принимать на курс 12 человек. Это немного, поэтому нам несложно найти помещение для занятий.

Часть оборудования у нас уже есть, а другую часть мы в ближайшее время приобретём специально.

А вот что касается наличия шикарной, как говорится, ультрасовременной базы, конечно, пока её нет. Но мы уже думаем о расширении для этого нового направления и для звукорежиссуры. Эти два перспективных отделения, которые так востребованы на рынке труда, нуждаются в современной материальной базе, которая к тому же имела бы перспективу развития на будущее.

— Техническое оборудование для обучения будет закупаться из-за рубежа? Или все же у наших производителей?

— Необязательно, что у российских фирм. Будет и какая-то техника от западных брендов – кинокамеры и объективы для фото. У нас есть возможность приобрести на торгах соответствующее оборудование, либо по параллельному импорту, либо напрямую.

— Санкции не мешают?

— В данном случае санкции на эту технику не распространяются. Ее вообще можно купить в разных странах.

Если, к примеру, говорить о роялях, то да, действительно, для тех концертных залов, которые хотели бы сейчас купить рояль Steinway, он будет стоить гораздо дороже. Его нужно ввозить через третьи страны, и это все увеличивает стоимость перевозок и так далее.

— А какие методические материалы будете привлекать для обучения?

— Это лучше спросить у Юрия Грымова. Он приглашен неслучайно. Он серьезный специалист в этой области.

Какие материалы будет использовать Юрий Вячеславович, будут ли среди них переводные, я не знаю. Но думаю, никаких проблем с этим не возникнет.

Могут использоваться разные формы: просто просмотр кинофильмов, которые уже стали классикой, их обсуждение, отдельные лекции известных современных режиссеров, которых Юрий Вячеславович собирается приглашать. Именно в процессе подобного общения с выдающимися людьми, через мастер-классы, ребята как раз и узнают те вещи, которые нигде не прописаны.

— Есть ли у этого направления конкуренты, или вы занимаете свободную нишу?

— В Москве недавно был открыт Киноколледж. Но называть его конкурентом, наверное, было бы неверно. Люди, которые там работают, отзывчивые и заинтересованные в продвижении этого дела. Мы им очень благодарны за помощь и сотрудничество, у нас наладились хорошие отношения. Я думаю, что места на рынке хватит всем, даже если еще откроется несколько колледжей.

— В списке вступительных экзаменов значатся сравнение стилей нескольких режиссеров, фотография и видео из личного портфолио и еще анализ отрывка из литературного источника. А музыкальные предметы планируются?

— В них нет смысла. Мы догадываемся о том объеме знаний, которым обладают ребята, закончившие музыкальную школу. В данном случае сольфеджио не очень важно. Важны общая культура и представление о том, что такое музыка, что такое музыкальные стили, понимание сочинений разных композиторов, от григорианского хорала до рока. Человек, закончивший музыкальную школу, это хорошо себе представляет.

В ходе обучения, возможно, предстоит встреча с историей искусств. История зарубежной и русской музыки будет, конечно. Придется освежить и упорядочить некоторые музыкальные знания. Однако обучения на специальном инструменте, занятий музыкальной теорией и гармонией не планируется. Зато у них будет рисование (смеется). Это поможет в дальнейшем в создании визуального контента.

— Вы не будете против если, например, ЦМШ откроет такое же направление?

— А нас никто и не спросит (смеется). Как мы можем быть против? Если потребуется наше экспертное заключение по каким-то вопросам, если кто-то вдруг будет считать нас специалистами, конечно, мы всегда поможем и подскажем.

— Получается, в музыкальный вуз выпускник этого отделения пойти не может. А куда же ему отправиться за высшим образованием?

— В музыкальный вуз ему идти и не надо, он же киношник. Значит он пойдет туда, где есть направление, связанное с режиссерской работой. А вдруг он решит, что будет актёром и решит поступать на актёрское отделение со знанием тех же дисциплин, с которыми он уже познакомился у нас? Он может пойти учиться и на продюсера, уйти в менеджмент.

Вообще, ребята уже будут дипломированными специалистами в области кино- и телепроизводства, так что они могут пойти учиться и одновременно работать, например, ассистентом режиссера. Зарабатывать что-то себе на жизнь и одновременно повышать свое мастерство.

Человек оказывается более подготовленным к будущей жизни, получив такую профессию.

— В одном из интервью вы высказывались о преимуществах дистанционного обучения, а именно о том, чтобы общеобразовательные предметы преподавать онлайн. Как сейчас с этим обстоят дела в ССМШ?

— Дело в том, что в соответствии с нормативными документами профессиональное образование реализуется только в очной форме.

Общеобразовательные предметы нельзя отделить от профессиональных – программа единая. Дистанционная форма образования может использоваться пока только в особых случаях, как было недавно в пандемию, например.

Думаю, что было бы неплохо, если в части непрофильных предметов была бы возможность использовать такую форму.

— А изменились ли дети после ковидной эры и вынужденного дистанционного обучения?

— Изменились не дети, а поменялось наше представление о каких-то привычных вещах. Очень сильно развился, как я уже упоминал, стриминг и использование музыки через интернет. И всё это не может не оказывать влияния на образование.

Кроме всего прочего увеличилось число детей, которые «сидят в телефоне». Это и хорошо, и плохо. Все уже зависит от того, что в этом гаджете ребенок находит.

Вообще, нужно уделять какое-то время внутри существующих учебных часов, чтобы предупреждать детей об опасности некоторых интернет-ресурсов. Вплоть до того, что в иных ситуациях ребенок невольно способствует тому, чтобы с банковских карт родителей списались деньги.

После ковида все меняется очень сильно. Как это будет отражаться на образовании детей?.. Я думаю, что мы это увидим буквально еще через 3-4 года. То, что происходит сейчас, и то, что произошло в пандемию, еще пока до конца не ясно. А вот если сравнить нынешних ребят с детьми 90-х годов, то все-таки контраст очевиден.

Сегодняшние дети, во-первых, гораздо быстрее усваивают разные процессы, в частности, образовательные. Если правильно найти к ним подход и заинтересовать их, они намного динамичнее развиваются, чем дети предыдущих лет. Они менее зациклены на каких-то вещах, связанных с уровнем жизни. И это все в целом дает возможно детям стать взрослее в каком-то смысле.

Сейчас ребенок, еще не полностью сформировавшаяся личность, уже выполняет свою работу на достаточно профессиональном уровне – эта тенденция становится проблемой и должна быть предметом изучения и психологов, и специалистов в области образования. И как взаимодействовать с такими одаренными и быстро развивающимися ребятами сейчас в школе, родителям, социуму в целом? Здесь должны быть ясные ориентиры.

— Вы говорили, что ребенка нужно увлечь. А вы пробовали внедрить в учебный процесс искусственный интеллект?

— Пока нет. Но им свободно пользуются некоторые преподаватели. В частности, в звукорежиссуре. Да и я иногда пользуюсь этим ресурсом для того, чтобы выяснить общее мнение по некоторым вопросам, сверить его со своим собственным. Эти ресурсы можно в будущем использовать для составления учебных планов, каких-то исследований.

Я думаю, что искусственный интеллект поможет педагогам. Единственное, что нужно понимать: какой искусственный разум мы используем – западный или отечественный? Потому что некие советы европейских деятелей и их траектория мнений, разные идеологические ресурсы могут подготовить почву для появления разного рода разночтений в нашем обществе.

Такая вещь довольно опасна. Ведь не просто так несколько дней назад Европарламент принял документ об уровнях опасности в использовании искусственного интеллекта. И не случайно – это бомба замедленного действия. Пока еще рискованно внедрять ИИ в систему образования. Все-таки эта вещь до конца не проверенная и не опробованная.

— А музыканту нужен ИИ вообще?

— Я думаю, да. Потому что на сегодняшний день искусственный интеллект может сочинять музыку, а также заниматься аранжировкой. А еще ведь несколько лет назад композиторы от руки на нотной бумаге записывали музыкальные произведения. Сейчас все идет за техническим прогрессом.

Предположу, что совсем скоро искусственный интеллект будет нам помогать обучать детей и сольфеджио, и гармонии, и другим музыкальным предметам, изучение которые сегодня, может быть, занимает слишком много времени. Таким образом мы сэкономим временны́е ресурсы и освободим время для творчества.

— На классическую музыку, как на продукт, спрос в России очень низок. С чем вы связываете эту проблему?

— Очень актуальный вопрос. Недавно, кстати, состоялась передача, в которой я участвовал, – «Агора» на канале «Культура», ведущий Михаил Швыдкой. Там собрались музыканты-специалисты, которые занимаются образованием. Обсуждались проблемы музыкального образования в России: есть ли они, как их решать…

Передача шла около часа, тем не менее, мне не удалось четко высказать всё, что хотелось бы, а этот вопрос меня волнует. Поэтому я решил сформулировать свои мысли на бумаге. Надеюсь, что скоро наши читатели увидят развернутый ответ на ваш вопрос (улыбается).

Автор
Беседовала Анна КОЛОМОЕЦ
Поделиться
Комментировать

Популярное в разделе