«Народ теряет культуру, когда перестает петь»

Хормейстер и дирижер Эдуард Маркин — о госпремии в области культуры и истории детской хоровой капеллы.
Народный артист России, заслуженный деятель искусств России, почетный гражданин города Владимира, известнейший хоровой дирижер страны. Заслуг и званий у Эдуарда Маркина еще множество. 
Фото: www.vladimir-city.ru


Недаром во Владимире его называют Неистовым — за тягу к работе, неумение отступать и за идеи, которые он постоянно претворяет в жизнь. Только благодаря его неуемному и пробивному характеру в городе появились Центр классической музыки и Губернаторский симфонический оркестр. 4 апреля мастер отмечает свое 75-летие и 30-летие своего главного детища — детской хоровой капеллы. Накануне двух юбилеев РП встретилась с Маркиным.



«Я начал с заводского клуба»

Свою хормейстерскую деятельность Эдуард Маркин начал в Одессе. Уроженец Воронежа здесь поступил в музыкальное училище. И здесь же в 16 лет организовал свой первый хор при заводском клубе. Потом был Новосибирск, где поклонник классического музыкального образования окончил государственную консерваторию имени М.И. Глинки. Преподавать Маркин начал в музыкальном училище Барнаула. В 1973 году переехал во Владимир, где работал сначала ассистентом на музыкально-педагогической кафедре ВГПИ (Владимирский государственный педагогический институт. — Примеч. автора), а в 1991 году стал ее профессором.

Одной преподавательской деятельности Маркину было мало. Уже в 1974 году он организовал камерный хор. Сначала хор был любительским, но Маркин вывел его в профессиональные. Потом маэстро создал первый в стране театр камерной музыки, где хор не только пел, но и разыгрывал действие по определенному сюжету. Своеобразный культурный центр Владимира в конце 70-х расположился в полуразрушенной Георгиевской церкви. Маркин стал первым в СССР, кто вернул хору церковную музыку. Его сначала ругали за это, потом стали водить иностранцев на концерты, позже отправили в зарубежные гастроли.

В 80-е Маркин создал уникальный «дуэт»: соединил на одной площадке хор девочек и мужской квартет. В 90-е он объехал США с этой группой. В 1985-м Маркин создал детскую хоровую капеллу. И последние 30 лет — это его самое главное детище.

– Мне повезло работать с разными хорами. Я никогда не хотел работать в одном стандарте. Сама музыка представляет необыкновенное разноцветие. Поэтому всегда ищешь нестандартные формы, чтобы подчеркнуть содержание музыки. Всегда хочется себя попробовать в различных хоровых постулатах. На сегодняшний день капелла мальчиков и хор девочек, который существует при нас — это мое главное дело. Я уже сам дедушка — мне интереснее и приятнее работать с детьми, — сказал РП народный артист России, дирижер Эдуард Маркин.



Капелла как образовательный комплекс

Владимирскую капеллу мальчиков Маркин создал на базе Владимирского камерного хора. Когда поют родители, решил Маркин, естественно, что запоют и дети. Через год на основе капеллы мальчиков стала действовать специальная детская музыкальная школа-капелла. Так одним махом Маркин создал не только концертный комплекс, но и образовательный. Наряду с пением в хоре каждый воспитанник постигает основы фортепианного исполнительства, проходит обязательные музыкально-теоретические дисциплины: сольфеджио, теорию музыки, музыкальную литературу, сольное и хоровое пение. Поступают в капеллу мальчики с 6-7 лет, есть случаи, когда обучаться начинали с четырех. С девяти лет ребята начинают выступать уже как профессиональные артисты.  


75-ий юбилей народного артиста России, основателя Центра Хоровой Музыки - маэстро Эдуарда Маркина. 
Фото: vgso.ru


– Мальчики растут, голос меняется. Так что держать 30 лет коллектив со сложным репертуаром — это кропотливая работа. Голос мальчика — это нестандартный музыкальный инструмент. Подобного солнечного, серебряного звучания, как у голоса мальчишек, в природе больше нет, — считает Маркин. — Это даже не тот случай, когда ты просто чему-то научил, например, пианизму. Мальчики уже от природы имеют голос. Нужно научить им владеть и преобразить мальчишеский голос в мужской — пройти такую многоступенчатость. Если с ребенком грамотно занимались, и он научился владеть своим голосом, то процесс ломки, так называемая мутация, проходит безболезненно. Голос «опускается», и мальчики переходят во взрослый хор. Мне приятно, что мои ученики поют во многих профессиональных хорах: в хоре Минина, в хоре Полянского.

Среди учащихся капеллы — лауреаты и дипломанты межрегиональных и международных конкурсов юных пианистов и композиторов. Среди первых выпускников — профессиональные музыканты, завершившие свое образование в лучших музыкальных вузах России: академии имени Гнесиных, Московской и Нижегородской консерваториях.



«Запоет школа — запоет страна»

В 2010 году Маркин, по его собственному выражению, начал важный гражданский проект: «Запоет школа — запоет страна». Вместе со своим хором он дважды в месяц выступает в школах города, пропагандируя это искусство.

– В США хор есть почти в каждой школе. Там очень сильно поставлено хоровое дело. Любители поют на профессиональном уровне. Если готовится большая постановка, то, как правило, музыканты — профессионалы, для хора приглашают любителей, которые поют сложнейшие произведения. У нас же, к сожалению, хоровая культура замерла. Сейчас мы вступили в эпоху без хора, — считает народный артист РФ, дирижер Эдуард Маркин.

– Но ведь есть уроки музыки.

– В нашей школе достаточно вяло преподается предмет «Музыка». Дети не поют, потому что с ними никто не поет. А что такое песня — это воспитание любви к Родине. Песни, хорошие песни, в человеке воспитывают человека. И потом, пение в хоре усмиряет страсти, агрессию, человек оздоравливается даже физически — за счет постановки правильного дыхания и душевного подъема.

– А насколько это интересно самим детям? Сейчас же наступил век караоке.

– Когда мы приезжаем в школу, дети нас слушают, открыв рот. Хор — это самая популярная форма общения людей. Вспомните, когда мы раньше собирались, всегда пели песни: «Подмосковные вечера», «Синенький скромный платочек». Сейчас же это утрачено. Пение под караоке не считается, это не пение. Выросло целое поколение, которое разучилось петь. Это же страшно подумать — народ разучился петь. Знаете, в Эстонии, где поет чуть ли не каждый, говорят: «Мы народ маленький. Мы очень бережем свою культуру. Если мы потеряем культуру — мы потеряем свой народ». Народ теряет культуру, когда перестает петь.



Детский хор России

Своеобразным итогом просветительской деятельности Маркина стало возрождение «Всероссийского хорового общества» и создание в 2014 году большого детского хора России, который состоит из восьми хоров федеральных округов и двух хоров Москвы и Санкт-Петербурга. Тогда от каждого региона было выбрано 10 детей, которые влились в общий тысячный хор. Эдуарду Маркину было предложено возглавить хор Приволжского округа. Детский хор России выступал в Санкт-Петербурге на сцене Мариинского театра, на закрытии Олимпийских игр в Сочи.

– В Санкт-Петербурге хору Приволжского округа было поручено исполнить песню Юрия Чичкова и Константина Ибряева «Солдатские звезды». В окружном хоре собраны дети из разных областей — 190 человек. Мы друг друга практически не знаем. У меня всего неделя, чтобы увлечь ребят и интересно изложить песню, потому что песня достаточно запета. И тогда из песни я предложил ребятам сделать балладу. У нас получилось — специалисты говорили, что мы смогли вдохнуть вторую жизнь в музыкальное произведение. Так что в Мариинке прошел уникальный концерт. Сначала выступал тысячный хор под управлением Гергиева. Потом пели окружные хоры — так был создан хор России.

За эту работу в 2016 году Эдуард Маркин был удостоен Государственной премии в области культуры. Маэстро смеется, что премию приурочили к его юбилею.

– Откровенно говоря, награда нашла героя. Она, действительно, нашла, — делится Маркин. — Обычно на местах решается, что присудить и кому. Потом обращаются в высокую инстанцию, а дальше — по этапу. Это же был для меня сюрприз. Редкий случай, когда инициатива шла не снизу, как это бывает при награждениях, а сверху. Когда мне сообщили, что я в числе пяти награжденных за создание детского хора России, мне было очень приятно и удивительно.

Свой юбилей и юбилей капеллы мальчиков Маркин проведет на сцене. Говорит, для него работа — это самый лучший подарок жизни. Уже в начале мая капеллу мальчиков Эдуарда Маркина ждут в Москве на Пасхальном фестивале. Программа откроется 2 мая в Зале Церковных соборов Храма Христа Спасителя. Вместе с хоровой капеллой Мариинского театра, Государственного академического Русского хора имени Свешникова будут звучать и голоса мальчиков из Владимира. 
Автор
Наталья Горяйнова, Владимир
Поделиться
Комментировать

Популярное в разделе