Наружа всех измерений. Часть 2

Вспоминаем основоположников ритм-энд-блюза и рок-н-ролла.
(фото: Wikimedia Commons/Joe Mazzola)


Как и обещали, начинаем разворачивать перед читателями панораму возникновения и становления блюза, рок-н-ролла, ритм-энд-блюза и некоторых других направлений современной рок и поп-музыки.


Мы уже писали ранее, о том, что в 2024-м году будет широко отмечаться 70-летие с даты появления 5 июля 1954 года в небольшой «Sun Studio» (и последующей записи) неподражаемого Элвиса Пресли и подыгрывавших ему музыкантов! Этому знаковому событию, сопутствующим ему ранним годам становления рок-н-ролла и некоторым его колоритным героям, вроде Джерри Ли Льюису, Литтл Ричарду, Чаку Берри и ряду других исполнителей мы посвящаем ряд статей.

Продолжаем наши изыскания рассказом об одном из выдающихся, очень рано ушедших их жизни музыкантов по имени Роберт Джонсон. Он прожил всего 27 лет, но за этот небольшой срок, в течение всего лишь 1936 и 1937 года Роберт сумел записать несколько десятков по-настоящему неистовых, отчаянных, западающих в душу композиций. Как удалось 26-летнему парню, только перешагнувшему порог взросления, достичь таких фантастических результатов, мы попробуем разобраться далее.

Здесь нам не обойтись без легенд и мистики, которые будучи добавлены к месту и вовремя, весьма способствуют нескучному повествованию. Блюз и примеры из жизни некоторых его известных исполнителей, тут подходят как нельзя лучше. Ибо за уже более чем 100-летнюю историю бытования блюза, как самобытного и оригинального музыкального стиля, случалось много чего любопытного. Она буквально «сочится» таинственными загадками, событиями и совпадениями.

Со времени его появления блюз украшали самыми разными эпитетами. Он был «горячим», «непристойным», «пугающим», «странным» и даже «дьявольским»! По поводу последнего громкого определения, существует довольно мрачная легенда, родившаяся в дельте реки Миссисиппи среди афро-американского населения. Она повествует о том, что музыкант, исполняющий блюз, желающий снискать лавры на этом поприще и обессмертить своё имя, должен явиться строго в полночь на перекрёсток двух шоссе (известных под номерами восемь и шестнадцать) и предложить свою гитару большому чёрному человеку по имени Легба (или Папа Легба), по ряду версий, имеющего большой вес в потусторонних мирах.

В Википедии и специальной литературе про Легбу (Папу Легбу) пишут следующее: «Папа Легба — одна из центральных фигур в религии вуду, особенно в её гаитянском варианте. Папа Легба является одним из духов-лоа, которого приверженцы религии считают посредником между людьми и всеми остальными лоа. Именно он по представлениям вудуистов даёт разрешение (или запрещает) говорить, с населяющими мифическую страну «Ле Гвинею» лоа, открывая и закрывая ворота, разделяющие миры; именно поэтому любая церемония в вуду с обращением к лоа начинается и заканчивается обращением к нему. Также считается, что он знает все человеческие языки и помогает душам умерших попасть в подземный мир, а впоследствии может помочь установить живым контакт с ними. С другой стороны, Папа Легба может и помешать проникновению духов в мир живых, поэтому вудуисты часто просят его о помощи в защите дома от злых сил в подобных случаях».

В гаитянском вуду Папа Легба обычно изображается как «старик на костылях или с палочкой, одетый в широкополую шляпу из соломы и курящий трубку или окропляющий водой. Животным, посвящённым ему, является собака. Ввиду своего положения в качестве «привратника» между мирами живых и лоа он часто отождествляется со Святым Петром, который играет подобную роль в католицизме. На Гаити Легба иногда изображается в образе Святого Лазаря или Святого Антония». Легба также почитаем в афро-бразильской магии и связанных с ней мистериях и, что имеет отношение к нашему исследованию, в южных штатах США.


Если Легба почувствует, что музыкант не обделён талантом, он особым образом настроит для него гитару и вдохнёт в неё мучительный и прекрасный дух блюза, который будет «входить» в просителя каждый раз, когда ему захочется коснуться струн и поиграть на гитаре. Конечно, у такого дара имелась своя цена. Нетрудно догадаться, что ей была бессмертная душа музыканта! Легенда, связанная с Робертом Джонсоном, гласит, что наш герой заключил подобную сделку с Легбой. Было ли это правдой или вымыслом, доподлинно неизвестно. Нам представляется важным то, что чудесным образом Роберт из одного из тысяч никому неизвестных, странствующих певцов дельты реки Миссисиппи, буквально за год превратился в виртуозного исполнителя блюза, чьи выступления стали собирать толпы народа, а его записи и пластинки пошли нарасхват.

Такая метаморфоза, случившаяся с Робертом Джонсоном, загадочна и необычна. Над ней ломали и до сих пор ломают голову многие исследователи. Так как ещё за девять месяцев до своего прорыва, музыка Джонсона была никому не интересна. Когда Роберт выходил на сцену, над ним смеялись, а сам он умолял одного известного на тот момент блюзмена по имени Сон Хауз, позволить ему спеть в перерыве между концертными отделениями. Что повлияло на такое кардинальное изменение пути Роберта Джонсона, мы, скорее всего, никогда не узнаем. Сам Роберт никак не комментировал слухи о своей вышеупомянутой сделке с Легбой. А, как известно, лучшей рекламой для творческой личности является флёр таинственности, чему весьма способствовали людская молва и слухи, преследовавшие Джонсона вплоть до его ранней смерти в 27 лет! Версии гибели Роберта Джонсона разнятся. Наиболее распространённая из них, повествует о стакане отравленного виски, подсунутого неким шибко ревнивым мужем и смачно выпитого артистом.

В целом, жизнь Роберта Джонсона получилась короткой, но очень яркой! Личность, судя по всему, была незаурядная. Мало того, что он всячески поддерживал и при случае приукрашивал нужными деталями мистическую историю с Легбой и перекрёстком, так впридачу Джонсон записал немало опусов на означенную тему. Такие треки, как «Hellhound On My Trail» («Адская гончая на моём хвосте»), «Crossroad Blues» («Перекрёсток блюза»), «Me And The Devil» («Я и Дьявол») накрепко вошли со временем в репертуар блюза, ритм-энд-блюза, рок-н-ролла и рока.

Для желающих более подробно ознакомиться с творчеством Роберта Джонсона я реклмондовал бы послушать, изданную в 1992 году пластинку, под названием «Delta Blues Legend», куда вошли порядка 40 записей музыканта. 29 из которых разбавлены небольшими пьесами. Подбор песен показывает разносторонний подход Роберта к игре на гитаре, немного затеняя тонкий и сложный стиль артиста, но, не скрывая чистоту и сырую, необработанную, примитивную силу, передаваемой им энергии.

Любопытно, но стиль игры Джонсона может напомнить нам о другом известном музыканте по имени Лонни Джонсон, игравшем в знаменитом оркестре Луи Армстронга, а также о других гитарных самородках, более известных среди джазовых музыкантов. Я говорю о Лерое Карре и Скрэппере Блэквелле. Такие параллели могут навести нас на мысль о том, что помимо собственного таланта, постоянной игры в различных забегаловках, на различных совместных сейшнах, на уличных перекрёстках и не очень понятного влияния различных мистических историй наш герой мог шлифовать своё мастерство, прибегая к помощи распространённого в те времена фонографа.

Голос Джонсона варьируется от холодной самоуверенности до жутковатых ноток мрачного фатализма, передаваемого фальцетом. Все опусы сопровождают акустические гитарные наигрыши, что с учётом времени их записи почти перед самой смертью Роберта Джонсона в 1938 году, позволяет сделать вывод о том, что его стиль опередил (как минимум!) на целое десятилетие первую волну гитарного ритм-энд-блюза, по праву заработав Джонсону право на титул «Отца-основателя ритм-энд-блюза»!

Его произведения повлияли не только на современников, вроде культовых Хаулин’ Вулфа и Мадди Уотерса, но и на последующие поколения музыкантов. Среди которых сверкают имена таких величин, как Эрик Клэптон, Джимми Хендрикс, Кит Ричардс, Джефф Бек, Джимми Пейдж и многих других. Они не только благодарно записывали произведения Роберта Джонсона, но творчески перерабатывали его удивительные находки и риффы, делая свой вклад в мировую музыку. В свою очередь, вдохновляя новых адептов гитары, исследующих бескрайние просторы блюзовой, ритм-блюзовой, рок-н-ролльной, рок и поп вселенных.

Продолжение следует.

Автор
Алеша БЕСКОНВОЙНЫЙ
Поделиться
Комментировать

Популярное в разделе