Не тургеневская Ася

В ТРИ ГОДА СКРИПКА ОПРЕДЕЛИЛА ЕЕ БУДУЩУЮ ПРОФЕССИЮ.
ОНА УМЕЕТ ПРИВЛЕКАТЬ ВНИМАНИЕ К МУЗЫКЕ. ПЯТЬ ЛЕТ НАЗАД ОРГАНИЗОВАЛА МЕЖДУНАРОДНЫЙ ФЕСТИВАЛЬ LEGEARTIS В АВСТРИИ. ЛЮБИТ КНИГИ, ЗАНИМАЕТСЯ КУНГ-ФУ И НЕ СТЕСНЯЕТСЯ ТАНЦЕВАТЬ, ДАЖЕ ЕСЛИ ВСЕ ЭТО ВИДЯТ.

В преддверии концерта «Красное колесо» в Московской консерватории Ася Соршнева рассказала ECLECTIC, почему она не ходила в школу и стала скрипачкой, кто вызывает ее восхищение, об оркестре без дирижера и …красной икре.


Ася, вы  начали заниматься игре на скрипке с 3-х лет и очень рано стали участвовать в различных конкурсах и активно концертировать. Когда вы поняли, что это ваше призвание и выбрали карьеру музыканта?

Сколько себя помню, все время играю на скрипке. У меня даже не было никогда мысли оставить то, к чему лежит душа с детства.

У вас музыкальная семья?

В нашей семье все всегда пели, играли, музицировали, но профессиональных музыкантов не было.

Есть ли у вас среди виртуозных скрипачей кумиры или исполнители, на которых вам хочется равняться?

Равняться ни на кого не хочется, я считаю, достаточно и очень важно помнить и слушать таких скрипачей, как Ауэр или Карл Флеш. Мое восхищение и преклонение вызывает мой педагог — Майя Самойловна Глезарова, профессор Консерватории. Это для меня пример по жизни.

Можете назвать любимых современных композиторов?

Дъёрдь Лигети, Дэвид Лэнг, Сергей Загний. Свен Грюнберг, Джон Зорн и Франциско Лопез очень любопытны.

Какие группы и исполнители, помимо классических, вам импонируют?

Немецкая группа АнненМайКантерайт,  у солиста какой-то потрясающий голос, я его фанат.  Из российских — нравятся АукцЫон и Инна Желанная.

А, например, Гарик Сукачев?

Гарик нравится всем. Однажды играли с ним на одной сцене у Васи Обломова, рядом с ним даже стоять нельзя — сносит от его артистичности.



Вы еще на каких-то инструментах играете?

На альте. А еще играла премьеру сочинения Щедрина на балалайке в оркестре под управлением Валерия Гергиева. Вполне себе сольную партию. Это было на фестивале в Вербье — как бывшему участнику фестивального оркестра мне прислали письмо с вопросом, не могу ли я сыграть на балалайке это произведение, так как всем понятно, что каждый русский играет на балалайке, закинув валенок на валенок. Я смеха ради согласилась, взяла пару уроков и выучила партию. Стесала об струны себе все пальцы, но премьеру сыграла. После этого я, как балалаечник-солист, «ушла со сцены на пике карьеры», так сказать.

Вы завоевали репутацию экстраординарной артистки, известны не только как виртуозный исполнитель академической музыки, но и как экспериментатор и участник разных авангардных проектов. Можете назвать, на ваш взгляд, свои самые смелые эксперименты?

Я не считаю, что я экспериментирую и, в общем-то, ничего нового я не делаю. Мне нравится участвовать в интересных для себя проектах. Например, в прошлом году проект Саундскейп в Никола-Ленивце собрал на одной сцене академических музыкантов и электронщиков. Это все было под открытым небом на поляне в виде чаши, что создавало особый акустический эффект. Среда и атмосфера, которая создавалась на этой площадке, была для меня даже более адекватной для слушания музыки, нежели в концертном зале.

Если говорить о моем собственном эксперименте, то мне очень понравился опыт работы с американским дуэтом Coco Rosie (Коко Рози). Мы с ними познакомились на проекте Театра Наций — спектакле «Сказки Пушкина» в постановке Роберта Уилсона. После проекта мы продолжили работу и далее они пригласили меня к участию в подготовке музыки к спектаклю «Эдда» в норвежском театре, тоже Роберта Уилсона.

Вы писали музыку или делали аранжировку?

Это нельзя назвать аранжировкой. Там был совсем иной принцип создания музыки. Это некий новый опыт свободной импровизации в экстремальных условиях – Боб практикует внезапное обращение к музыканту с просьбой сыграть что-нибудь, характеризующее действия на сцене, настроение или дополняющее действие. Просьба всегда приходит внезапно и совершенно неожиданно. Тут необходимо сделать что-то экстраординарное, другого он не признает.




Блиц-опрос

Стиль одежды. Следите ли вы за модными тенденциями в одежде?

Не слежу за модными тенденциями. Любимый стиль — удобный.

Любимый цвет?

Зеленый.

Способны ли на неординарный поступок?

Еще как способна! Наверное. Не знаю…

Любите ли готовить? Любимое блюдо?

Готовить не люблю, но иногда, совсем редко готовлю. Любимое блюдо? Первое, что пришло сейчас в голову — красная икра (если можно считать это условно блюдом).

Вели ли в детстве дневник?

Нет, не вела. Кстати, я очень сейчас об этом жалею.

А вы в школе хорошо учились?

Я была на домашнем обучении и скорее даже самообразовании. Мама считала, что система образования, предложенная в нашем тогдашнем обществе, ничего мне не даст, кроме потери времени.

Любите ли вы делать записи в соцсетях?

Терпеть не могу.

Яркое воспоминание из детства?

На уроке по специальности во время игры на скрипке лопнула жилка, держащая подгрифник, к которому прикреплены туго натянутые струны. Все скрипичные девайсы разлетелись со страшным хлопком в разные стороны. Я думала, это конец пришел моей скрипке! Для маленького скрипача зрелище с близкого расстояния было довольно впечатляющее.

Курьезный случай из музыкальной карьеры?

На фестивале во Франции познакомилась с легендарным скрипачом Иври Гитлисом. Ему, без стеснения сказать, на тот момент 92 года было. Сейчас уже 94. Так вот, он — мастер рассказывать интереснейшие истории круглые сутки. Оторваться невозможно. Уже вечером ему на концерт (представляете! в 92 года!), надо идти на сцену уже. А он и говорит, буду досказывать историю (а это же еще минут на 40), либо пойду на сцену, только если пойдешь на сцену со мной и станцуешь моей публике. Иначе не буду играть. Таким как он не отказывают. Пришлось сбросить туфли и принять этот урок. Танцевала в полнейшей тишине. А он стоял на сцене со скрипкой и чемоданом и был доволен, кажется. Перформанс устроил, в общем.

Голубая мечта?

Скрипка Гварнери.

Маленькие женские слабости?

Их у меня полно.

Есть ли музыкальные приметы?

Примет нет. Правда, говорят, что нельзя перед выступлением ноты ронять. А если уронил, то на них прямо на полу надо сесть обязательно, только потом поднять. Очень неудобно, если на каблуках, кстати.

Вам довелось выступать в составе известных зарубежных оркестров вместе с именитыми музыкантами. Поделитесь впечатлениями. Насколько отличается репетиционный процесс, какая царит атмосфера среди музыкантов?

Ну, в зарубежных оркестрах репетиционный процесс примерно такой же, как и наш. За рубежом я принимала участие в фестивальных проектах, и атмосфера была соответствующая. А вот у Гидона Кремера в оркестре железная дисциплина и обязательный так называемый «тихий час» перед концертом. А в японском оркестре под управлением Шарля Дютуа обязательная репетиция перед концертом не менее 4-х часов.

Сколько по времени вы играли в японском оркестре, как вас принимала публика?

Я играла с этим оркестром на нескольких фестивалях. Каждый раз я была там дней 10-14. Японцы относятся к музыкантам с невероятным уважением. Мы жили в шикарных условиях, у каждого там было все, чтобы провести там лучший отпуск в своей жизни. Если бы не репетиции по 8-9 часов, так бы и сделала.

Вы амбициозный человек?

Конечно! Для меня это двигатель, который заставляет развиваться.

Удается ли вам в плотном концертном и гастрольном графике сходить в театр, кино, почитать книжку?

Книжки люблю. Читаю обычно даже несколько одновременно — это, наверное, плохая привычка.

Из последних просмотренных фильмов — «В лучах восходящего солнца» — документальный фильм режиссера Виталия Манского про Северную Корею. Произвел особо сильное впечатление.

Если говорить о театре, то я не очень люблю классические театры. Мне нравится Театр Анатолия Васильева. Как-то смотрела «Материнское поле» в театре Пушкина – замечательная работа Землянского. Очень нравятся спектакли Роберта Стуруа. Но один из любимых — это «Звуковые ландшафты» Петра Айду в театре «Школа драматического искусства», получивший «Золотую маску» как эксперимент. Айду сделал спектакль, который состоит только из звуков и шумов. Это, конечно, выдающееся произведение искусства.

Дружите ли вы со спортом?

Со спортом я не дружу, но вот уже несколько месяцев 3-4 раза в неделю хожу заниматься кунг-фу. Занятия начинаются очень рано – в 7 часов, поэтому уже только то, что я поднимаюсь и прихожу в студию, для меня спорт.

А где собираетесь применять свои знания?

Исключительно в спорах, касающихся интерпретаций того или иного музыкального произведения.

Коллеги ваши знают, что вы занимаетесь боевыми единоборствами? Побаиваются?

Пока делают вид, что нет.



Вы побывали в разных городах мира. Какие вам больше всего понравились?

Мне много, где нравится. Очень нравится Австралия. Вена – очень красивый город. Немецкий город Триер, ну и Венеция, конечно.

Вы являетесь организатором и художественным руководителем Международного музыкального фестиваля LegeArtis (Австрия). Как возникла идея создания, кто участники?

Какой-то специальной идеи не было, мне очень понравилось само место — Лех очень красивый город. Ну и конечно, нужен был повод бывать там чаще, чем никогда — так как музыканты практически никогда и никуда не ездят отдыхать, тем более, без инструмента. А отдыхать лучше с друзьями. А когда друзья выдающиеся музыканты, возникает вот такой фестиваль, где каждый участник — событие.

Как вы формируете репертуар для этого фестиваля? 

Его формируют сами участники.

Аудитория там какая?

Городок небольшой, но на фестиваль специально приезжают туристы и поклонники артистов.

Вы не ограничились сольными выступлениями и в составе известных оркестров, а создали с единомышленниками новую музыкальную команду, чье название ICQ-Project созвучно вашему имени. В чем особенность этого коллектива? Откуда у вас такая творческая неуспокоенность?

Я не идентифицирую в нем никаких специальных особенностей или миссий. Все музыканты ярчайшие профессионалы и артисты, наш первый альбом «Vaticination» вышел год назад. На нем мы исполняем музыку двух композиторов, отмеченных премией Пулитцера — Стива Райха и Джона Адамса, а также двух их последователей из постсоветского пространства и периода, Сильвестрова и Пелециса.

Расскажите о предстоящем концерте «Красное колесо», приуроченном к 5-летию международного фестиваля LegeArtis,  который пройдет 9 апреля в Большом зале Московской консерватории. Чем порадуете зрителей?

В этом году нашему фестивалю 5 лет, и мы решили использовать этот повод для расширения география проведения концертов. 9 концертов, объединенных одной тематической линией, связанной с идеями и образами из «Фауста» Гете. Начавшись в австрийском Лехе, концерты уже прошли в Мадриде, Лондоне и Дюссельдорфе. Следующим пунктом будет Германия и после Москвы обратно в Австрию.

Московский концерт не приурочен к 100-летию Февральской революции?

Нет. В Консерватории прозвучит музыка, только связанная с периодом революции. В концерте принимает участие уникальный коллектив Персимфанс – оркестр без дирижера, который исполнит произведения, связанные четырьмя направлениями русской музыки начала 20-го века. Мы сыграем модернистский Первый скрипичный концерт Прокофьева, анахронически-романтическую сюиту Ляпунова «Гашиш», индустриально-авангардную сюиту Мейтуса «На Днепрострое» и обэриутскую кантату Хармса «Спасение».

Расскажите о Персимфанс, оркестре без дирижера. Это очень интересно.

Персимфанс — это сокращенно от Первый симфонический ансамбль. Этот ансамбль, существовавший в Москве с 1922 по 1933 год, был, по меткому выражению корреспондента газеты «Manchester Guardian», «единственной по-настоящему коммунистической организацией в системе государственного капитализма Советов». В 2009 году, благодаря инициативе пианиста и композитора П. Айду, оркестр был воссоздан, и сегодня «Персимфанс» это не только оркестр, он объединяет музыкантов, исследователей и художников.

А где же музыканты репетируют?

Сейчас, например, на Алмазном заводе, и это большая удача, что у оркестра есть возможность проводить встречи там. Найти помещение для регулярных репетиций ансамбля в более, чем 80 человек было бы проблемой. В 1920-х репетиции проводились на базе Консерватории, сейчас пока этой поддержки нет, но мы на нее надеемся в будущем. Не могу не упомянуть, что данный проект поддерживается компанией РУСАЛ, поэтому у широкой аудитории будет возможность услышать этот уникальный коллектив с такой необычной и важной программой.
Автор
Беседовала несостоявшая скрипачка Людмила Зарубинская, Фото: из личного архива Аси Соршневой
Поделиться
Комментировать

Популярное в разделе