«Образ Рахманинова должен быть реабилитирован»

Александр Рахманинов — о том, как разуверить публику, считающую его великого деда мизантропом


В Казани стартует Второй Международный фестиваль имени Сергея Рахманинова «Белая сирень». Почетный гость форума — прибывший из Швейцарии Александр Рахманинов. С внуком великого композитора и пианиста встретился корреспондент «Известий».


— Вы второй раз приезжаете в Казань. Ваши впечатления от предыдущего фестиваля?


— Этот форум перспективный, он займет достойное место в культурной жизни России. В Казани мне понравилась интеллигентная публика. Никто не чихал и не сморкался во время звучания музыки.


— Вы по профессии адвокат. Музыкой вам довелось заниматься?


— Я учился в музыкальной школе до 15 лет. Однажды моя мама начала серьезный разговор по поводу выбора моей дальнейшей профессии. Предложила мне стать врачом или получить техническую специальность. Позже я понял, насколько она была права. У меня достаточно хороший слух, чтобы понять, что я играю плохо.


— Одна ветвь наследников Рахманинова сейчас живет в Америке, другая, которую вы представляете, в Европе. Общаетесь с родственниками?


— У нас фактически нет общих тем для разговора. Американцев интересуют преимущественно деньги. Им нет дела ни до культуры, ни до музыки.


— Каждому композитору присущ свой стиль работы. Например, Римский-Корсаков при любых обстоятельствах строго соблюдал расписание. Вы помните, каким был рабочий день Сергея Васильевича?


— Ровно в 7.29 он спускался завтракать. Причем всегда приходил в белой рубашке с высоким воротником. После этого он шел работать, а вечером проводил время с внучкой Софией. Играли в мяч, «палочку-выручалочку».


— Вы живете на знаменитой вилле «Cенар», построенной  Рахманиновым в Швейцарии. Многое ли изменилось там с момента его смерти?


— Изменения значительные. Но нетронутыми остались кабинет Сергея Васильевича и студия. Там до сих пор лежит предмет, который его погубил, — коробок спичек (Рахманинов умер от рака легких. — «Известия»). В студии стоит рояль, созданный специально для Рахманинова: его корпус длиннее, чем у стандартных инструментов. Этот рояль считают лучшим в мире многие выдающиеся музыканты, в том числе Михаил Плетнев, Валерий Гергиев, Денис Мацуев и другие.


— Вы смотрели фильм Павла Лунгина «Ветка сирени», посвященный Рахманинову?


— Да. И эта кинолента мне совершенно не понравилась. Сейчас начался первый этап работы над новым художественным фильмом о Рахманинове, в создании его я принимаю активное участие. Уже выбран режиссер, но ради сохранения интриги не стану пока называть его имени. Бюджет картины составляет $250 млн. Этим фильмом я надеюсь реабилитировать образ Сергея Васильевича.


— Разве он нуждается в реабилитации?


— На сегодняшний день нет ни одной правдивой биографии Рахманинова. Люди часто ведут себя как стадо баранов, где за одним следуют все. Вот так получилось и в случае с жизнеописанием Сергея Васильевича. Кто-то рассказал историю о депрессиях. В итоге все исследователи стали описывать Рахманинова как замкнутого и необщительного человека. Я видел людей с настоящими депрессиями и знаю, что в этом состоянии нет сил даже на самой простой вид деятельности. А чтобы писать музыку, энергии требуется гораздо больше, чем при физическом труде. Сергей Васильевич говорил: «Чтобы меня узнать, слушайте мою музыку». И был прав. Разве мог человек, часто пребывающий в депрессиях, создать такие духоподъемные произведения?

Ольга Завьялова


Известия

Поделиться
Комментировать

Популярное в разделе