«Она "пластмассовая"»: джазовая певица из Ярославля о модной попсе

И почему она любит свой город.

Людмила Сваровская - джазовая певица, профессиональный педагог и мать троих детей. О фестивале Jazz Birds, современной музыке и успешной карьере Мила рассказала в интервью Про Городу



Джаз можно учиться петь всю жизнь

- Людмила, что для вас музыка? как вы её чувствуете и понимаете?

- Музыка - это для меня прежде всего чувство, та часть характера и менталитета, которую каждый музыкант отражает в своем творчестве. Поскольку я занимаюсь музыкой с самого раннего детства, музыка - это часть меня.

- Почему именно джаз?

- В джазе музыкант или вокалист интерпретирует свои чувства наиболее образно. Джазмены используют самую разную палитру красок и стилей для раскрытия внутреннего содержания произведений. Эстрадная музыка в этом отношении не столь щедра. Но, невзирая на огромное количество внутренних правил и ограничений, джаз дает и большую свободу самовыражения. Петь и играть джазовую музыку мы учимся всю жизнь, и достигнуть предела в мастерстве невозможно, если твоя цель - бесконечное самопознание и самосовершенствование.

- Вы пробовали исполнять другие жанры?

- Да, в эстрадной музыке я пробовала практически всё. Очень долгое время успешно работала в коммерческой музыке. Я никогда не стремилась освоить классический вокал, понимая, что это совсем не моё направление. Я по-прежнему с большим удовольствием исполняю эстрадные произведения, романсы и русский фолк. И соответственно все знания и навыки, полученные в джазе, применяю в интерпретации иных стилей.

- Расскажите о своем первом выступлении/

- Мои самые ранние выступления были в далеком детстве: я была и солисткой хора, и пела с большими взрослыми ансамблями, аккомпанируя за роялем, поэтому всё свое детство отношу к первому сценическому опыту. Если же говорить о первом большом сольном концерте, то я его прекрасно помню. он проходил в ярославской гостинице «Юбилейная». Гостей было порядка трехсот человек. Прекрасно помню тот день: в компании зрелых, опытных музыкантов я исполняла популярные джазовые произведения, которые тогда были для меня настоящим преодолением. Сегодня вспоминаю об этом с некоторой долей юмора, и теплотой.
А вот настоящей профессиональной точкой отсчета считаю для себя концерт, который я провела в Ярославле, с группой «Transatlantic» и Сергеем Чипенко. Это были истинные профессионалы своего дела. Наш совместный концерт на сцене клуба «Горка» я помню очень хорошо. Помню, не могла выйти на сцену несколько минут от страха и осознания того, что наконец-то поднимаюсь на новый уровень.

Помню, как долго не могла вступить в первую песню. После концерта приходила в себя, наверное, неделю, и не могла поверить, что это происходит со мной. Именно поэтому концерт с «Трансатлантик» считаю своей истинной профессиональной точкой отсчета,
Ярославль очень благодарный город для развития любого карьерного роста.



Ярославль - город благодатный во всех отношениях

- А насколько вообще трудно пробиться на сцену у нас, начать выступать, активно развиваться в сфере?

- Я считаю, что в любом городе это сделать несложно, если ты нацелен на результат. Все стадии своего карьерного роста и в педагогике, и в бизнесе, и в музыке я проходила без чьей-либо помощи, не имея ни знакомств, ни родственных связей. На мой взгляд, вовсе не город решает судьбу человека, а исключительно - он сам. Ярославль - город благодатный во всех отношениях. Есть огромное количество лакмусовых бумажек, на которых ты можешь себя проверить, огромное количество профессионалов которые могут помочь тебе. Ярославская публика очень благодарная в этом плане. Наш город отличное место для начала своей деятельности.

- Наш город как-то помог вам в творческом развитии?

- Именно этот город и помог. все случилось благодаря Ярославлю. Я не знаю, занималась бы я музыкой, если бы жила в другом месте. По всей видимости, так было предопределено судьбой, ведь с юности я была настроена исключительно на научную педагогическую карьеру. Но именно Ярославль познакомил меня с настоящими музыкантами и всеми издержками этой

профессии. Живя в
Ярославле, я записала свои первые студийные альбомы. Это всё случилось у нас. Здесь же и я сама обрела свой настоящий дом, свою малую родину. Несмотря на то, что сейчас я в Москве я чувствую себя ярославной. Ярославль - город которому я очень обязана и буду всегда благодарна

- Расскажите, как вы пришли в профессию музыканта?

- Совершенно случайно я увидела объявление о вакансиях вокалиста в кафе «Континент».
И поскольку зарплата учителя была намного ниже я смело пришла на кастинг, не зная ни правил, ни условий игры. Мне нужно было платить за съёмную квартиру, кормить двоих детей и родителей. Это было очень прагматичное решение, один из способов заработка денег, который я совмещала с работой в рекламном бизнесе. Да и впоследствии, занимая руководящие должности на множестве предприятий, я не бросала сцену. Она всегда приносила мне гораздо больший доход, чем стабильный директорский оклад. Вот впоследствии выбор пал на музыку, я открыла свою школу. Серьёзно, музыкой я занялась только в 33 года, а до этого я совмещала бизнес и сцену.

- Вы автор проекта Jazz birds, расскажите о нём. Зачем он, для кого. Как к вам пришла идея его создания?

- Jazz Birds - это международный джазовый конкурс-фестиваль. С этого года он не только вокальный, но и инструментальный. Однажды я придумала его для своих учеников как альтернативу тем конкурсам, что они посещали по моему настоянию. Три года конкурс-фестиваль проходил в Ярославле, и уже три года он успешно развивается в Москве. Мы с большим размахом проводили «ярославские сезоны» благодаря помощи моих учеников, партнеров и друзей. Именно в Ярославле фестиваль обрел силу и статус. За его организацию и проведение я получила награду «Общественное признание». Очень горжусь тем что являюсь лауреатом этой премии. Теперь фестиваль стал поистине международным, и он расширяет свои рамки. Мы стараемся привлекать все больше новых людей, музыкантов. У нас есть поддержка главного джазового сообщества России. Но колыбелью фестиваль все равно является Ярославль


- Фестиваль не планирует вернуться в наш город?

- Я бы с удовольствием ежегодно проводила в родном городе гала-концерты Jazz Birds, если бы была такая возможность. Но к сожалению, я не нашла поддержки у людей к которым обращалась. На своей земле делать это очень приятно. Фестиваль нуждался в определенном базовом «доме», коим для нас стал столичный клуб Алексея Козлова, а впоследствии - клубы Игоря Бутмана и Андрея Макаревича. Говорить о возвращении конкурса на родину теперь можно будет лишь в том случае, если фестиваль получит серьезную поддержку на уровне мэрии или правительства.

- Как в Ярославле развита сфера музыки?

- К сожалению, формат музыки который использую я пришёл в упадок. поэтому я уехала в Москву. Все меньше людей стало интересоваться джазовой музыкой и большое количество талантливых музыкантов уехало. Новое поколение развивается не столь активно как это было в мое время. Мы все горели и нас было большое желание к развитию. Сейчас я не вижу такого большого конгломерата, который развивал бы в Ярославле классическую музыку, джазовую и прочие. И в культурном плане город претерпел большие изменения. мало осталось достойных концертных площадок. Они практически все нивелированы, кроме миллениума и филармонии. Нет коммерческих площадок для камерных составов. Закрылся клуб горка, где я провела огромное количество своих концертов и проектов. и все меньше остается мест для реализации планов и желаний. Это конечно не может не печалить.



Такого в музыке ещё не было никогда

- Давайте поговорим о современной музыке. Как вам песни, которые сейчас вирусятся в сети? можете ли вы назвать их настоящей музыкой? или это что-то в другом вообще направлении?

Для меня музыка - это мелодия и гармония.
Если в произведении я четко слышу мелодию и умело подобранный к ней гармонический ряд, то я могу назвать это музыкой. Но современная музыка это нечто иное. Я не могу назвать подобный «музыкальный дизайн» музыкой, поскольку сама пишу и мелодии, и стихи, и аранжировки, и знаю, как этот процесс устроен изнутри. я недоумеваю

не только от российской
музыки, но и от многих Примеров. Такого в музыке ещё не было никогда. Лариса Долина очень хорошо назвала это «пластиковой музыкой». в этом плане я с ней согласна. современная музыка не насыщена гармонией, она состоит из диджейских битов. Она разделена на детскую, подростковую, молодежную и возрастную, и эти параллельные векторы никак не пересекаются, увы. В ней нет больших смыслов. я очень сожалею, что сегодня уровень музыки определяется популярностью в тик ток. Люди, которые проводят много времени в классах за инструментами, пытаются найти какие-то новые смыслы, к сожалению, не востребованы. Бытие определяет сознание и сегодняшнее сознании потребителя не потребляет запросов на высокопрофессиональную смысловую музыку.

- Кого из современных вокалистов вы считаете по-настоящему талантливым исполнителем?

- Того, чей тембр и индивидуальная подача различимы среди сотни звучащих голосов. В джазе среди ныне живущих - Тони Бенетт, Диана Кролл, Дайана Ривз, В зарубежной эстрадной музыке я по-прежнему отдаю предпочтение вокалистам «старой школы», таким как Уандер, Стинг, Бейонсе, Адель. Среди отечественных исполнителей люблю голоса Кормухиной, Чумакова, Панайотова, Гагариной. Отдельной строкой могу выделить украинских вокалистов: Вакарчука, Монатика, Тину Кароль и Джамалу.

- Ярославских исполнителей слушали?

- Да, конечно, очень многих. Многих я суди на конкурсах. У многих очень хорошие данные, но, увы, они их не развивают. Тем не менее, из молодежи мне очень импонирует молодая джазовая певица Ксения Селезнева, а также моя собственная ученица - Светлана Сорокина, которая теперь даёт сольные концерты не только в Ярославле, но и в Москве.

Испытываю невероятную любовь и уважение к Александру Суханову, который, хоть и не является коренным ярославцем, но очень многое сделал для города, будучи ярким солистом областной филармонии и гастролируя по всему миру.

Автор
Елизавета Юрова
Поделиться
Комментировать

Популярное в разделе