Опера впереди прогресса

На сцене Большого театра представили оперу «Франциск» Автор «Франциска» композитор Сергей Невский родился в России, а музыке учился в Германии, где в основном и живет. 39-летний композитор принадлежит к числу творцов, сочинения которых охотно играют на специальных фестивалях — там, где ловит кайф продвинутая меломанская аудитория. В Европе такая аудитория довольно многочисленна — музыка Невского исполнялась на международных фестивалях в Берлине, Вене, Штутгарте, Мюнхене, Амстердаме, Цюрихе и Мадриде.
У нас в стране ценителей современной музыки гораздо меньше. Тем не менее единомышленники поддержали Невского: его сочинения любит фестиваль «Территория» и продвинутый проект «Платформа» во главе с режиссером Кириллом Серебренниковым (к его фильму «Юрьев день» композитор написал саундтрек). Им на помощь пришел известный оперный режиссер Василий Бархатов, который вместе с Министерством культуры создал проект «Опергруппа». В его рамках намечено всемерно популяризировать современную академическую музыку. Одним из мероприятий «Опергруппы» и будет премьера оперы «Франциск» на сцене главного театра страны. Опус Невского подпадает под основное условие «Опергруппы»: вещь должна быть создана не более пяти лет назад. Попытка сблизить элитарное творчество с народом на сцене ГАБТа вполне может стать прорывом для эксцентричного творца.

Невский написал камерную оперу для чтецов, двух солистов, хора и камерного оркестра. Ее герой — святой Франциск Ассизский, основатель ордена монахов-францисканцев, который проповедовал бедность, разговаривал с животными и растениями (ведь все они творения божьи) и умер молодым, пережив перед кончиной чудесное появление стигматов на теле. По воле композитора, короткая — всего час — опера построена как монолог Франциска перед смертью. Его наполовину бессвязный поток сознания, обращенного к богу, выражается не только в голосе контртенора, поющего по-немецки (опера писалась для фестиваля в Германии). Большую роль играют и чтецы, подающие дополнительный текст на русском языке, и текст этот выражает неуверенность святого: по словам Невского, нервный Франциск мечтал получить от бога неоспоримые доказательства своей миссии. В финале святой комментирует собственную святость и, как утверждает композитор, делает это «довольно язвительно».

Как и следует в подобных начинаниях, за дело взялись свежие творческие силы. Это молодой режиссер Владимир Бочаров, ученик Владимира Мирзоева, и дирижер Филипп Чижевский, вместе с хором и оркестром Questa Musica (выпускники Московской консерватории и Академии хорового искусства). Возможно, новая опера войдет в афишу Большого театра. Но, как бы ни приняла публика этого «Франциска», организаторы премьеры надеются, что подобные дела (премьеры новейших, с пылу с жару, опер) должны стать у нас привычными. Как во всем мире, где количество современных музыкальных проектов исчисляется десятками в год.
http://weekend.rbcdaily.ru/2012/09/14/story/534427

Поделиться
Комментировать

Популярное в разделе