Пели в «Фаусте» два товарища

Шаляпин и Собинов - эти два имени всегда звучат неразрывно, когда заходит речь о величии русской певческой культуры и реформации мировой оперной сцены конца XIX - начала XX века.
Ярославль - родина Леонида Витальевича Собинова. Здесь его кров и дом. Отсюда исток родных напевов, питавших его талант, и взлет певца-артиста к мировой славе. Его голос, лирический тенор красивого, завораживающего тембра, незаурядный актерский дар и поэтическая внешность неизменно вызывали успех у слушателей разных стран. И что главное: сценическая манера поведения, певческие интонации, эмоциональная стихия голосоведения были у Собинова чисто русскими, за что почитатели его таланта дали певцу чудесное прозвище - Русский соловей!

Заслуги Русского соловья перед отечественной культурой высоко отмечены на родине певца: дом-музей, улица, музыкальное училище, концертный зал филармонии, конкурс вокалистов - все это названо его именем. Правительство присвоило Леониду Витальевичу Собинову звание народного артиста и наградило орденом Трудового Красного Знамени. Не хватает в Ярославле лишь памятника земляку, которого он, несомненно, заслуживает.

Федор Иванович Шаляпин - русский бас. Певец, артист, художник, режиссер, реформатор оперного искусства. Родился в Суконной слободе в Казани. Творец одарил его богатым, многогранным талантом и дал редкую способность непрестанно в труде развивать этот дар в поиске новых качеств при создании сценического образа. Современники, видевшие Шаляпина на сцене, утверждали: выдающийся певец помимо высокой вокальной техники поражал еще и даром драматического мастерства. Его действие, интонационные краски образа на сцене были настолько правдивы, что слушатели в зале, не знавшие языка, на котором пел Шаляпин, понимали состояние персонажа без перевода, были потрясены игрой и пением гениального художника-артиста. Все эти свойства выразительности певец находил сам, не имея специального образования.

Великий мастер оперного дела имел редкую способность возвращать к жизни из забытья такие произведения, которые после их дебютного провала были на долгие годы забыты для сцены. Так случилось с музыкальной драмой Мусоргского «Борис Годунов». После многих неудачных попыток утвердить оперу на подмостках императорских театров она была забыта и не появлялась в репертуаре театров более двадцати лет. И вот на Ярославской земле, в Путятине, совместно с Сергеем Рахманиновым Шаляпин вытаскивает из тлена забвения гениальное творение Мусоргского, и
7 декабря 1898 года на сцене Частной русской оперы Саввы Мамонтова происходит ее возвращение к жизни. Как пишет об этом событии рецензент, зал был потрясен до слез игрой Шаляпина в роли Бориса. И с того момента нет в мире театра, который не пожелал бы поставить на своей сцене драму Мусоргского «Борис Годунов», а также нет в певческой мировой когорте баса, не мечтавшего сыграть на сцене царя Бориса по-шаляпински.

Летом 1898 года, после первых его неудач на императорской сцене Санкт-Петербургской оперы, Шаляпин приглашен в Частную русскую оперу Саввы Мамонтова. Здесь, в Путятине Ярославской губернии, получив свободу творчества, Шаляпин начинает осуществлять свои реформаторские идеи, результаты которых приведут его к мировой славе. Здесь он создает свою первую семью, обвенчавшись в Гагине с балериной Частной оперы Иолой Торнаги, которая родит ему шестерых детей.

В 1903 году он приезжает к другу - художнику Константину Коровину в Охотино на Нерли. Да так влюбляется в природу этого края, что, назвав его «местом красоты непомерной», строит рядом с Ратухином себе дачу. Дачный дом создан по проекту Константина Коровина и Валентина Серова. Здесь он отдыхал летом со своей семьей, принимал именитых гостей, обдумывал свои творческие планы. На ратухинской даче супруга Шаляпина Иола Игнатьевна создала первый в России детский музыкальный театр. Спектакли «Сказка о мертвой царевне» по Пушкину и «Грибной переполох» оформлял художник Борис Кустодиев, декорации делали в мастерских оперы Зимина. Выступления театра имели в обществе большой успех. Из Ратухинского театра вышли на большую сцену и киноэкран Любовь Орлова, Максим Штраух, Ирина Шаляпина и другие.

От Ратухина Переславского уезда Федор Шаляпин, как имущий землевладелец, баллотировался в Госдуму 1912 года.

Незадолго до своей кончины во Франции он скажет своему другу по чужбине: «А знаешь, Костя, живи я сейчас в Ратухине, я бы выздоровел. Как я там был здоров! Ты всегда говорил: это рай! Да, ты прав, это был рай».

Шаляпин родился на Волге и по своей натуре был волжанин. «Волга очаровала меня, когда я увидел и почувствовал невыразимую и спокойную красоту царицы-реки», - вспоминал он свое первое впечатление от величавой красавицы реки.

Особенно душевно полюбил Шаляпин волжские места под Ярославлем. Через Ярославль, по Волге, они с другом Коровиным часто навещали директора императорских театров России Владимира Теляковского, у которого была дача в Отрадном за Тутаевом. Однажды в восторженном восхищении перед красотой волжских берегов Ярославля Федор Иванович сделал устное завещание другу-художнику Константину Коровину: «Я куплю имение на Волге близ Ярославля. Когда я отпою, я буду жить там и завещаю: похоронить меня там на холме. Понимаешь - гора, а с нее видна раздольная Волга, заворачивает и пропадает вдали». На чужбине он часто вспоминал свою родную реку. «И не видать мне больше Волги - реки моей», - писал он Нине Бойто-Родзевич. Любовь его к Волге была обоюдной: царица-река давала душевную силу русскому певцу-волгарю. Не случайно волжские песни в исполнении Федора Шаляпина звучат широко, раздольно, с пронзительным чувством радости и тоски: «Вниз по матушке, по Волге», «Ты взойди, солнце красное», «Эй, ухнем!» и другие. Все они вошли в золотой фонд репертуара певца.

У Собинова, тоже волжанина, есть много строк о любви к Волге. За годы своей певческой карьеры мастера оперного искусства встречались на отечественных и зарубежных сценах более пятидесяти раз. Их первое совместное выступление состоялось на сцене оперного театра Одессы в июне 1899 года. Шаляпин - Мефистофель, Собинов - Фауст в опере Гуно «Фауст». Последняя встреча - на сцене Большого театра Москвы в 1922 году. Через несколько дней, 29 июля того же года, Шаляпин по официальному разрешению уедет за рубеж на гастроли - безвозвратно. И все годы их совместного творчества они дружили. Именно дружили! Я подчеркиваю это потому, что на встречах с читателями и официозах приходилось слышать: Шаляпин и Собинов относились друг к другу с неприязнью и даже враждебно.

В опровержение этого приведу несколько строк из писем Шаляпина к Собинову.

«Спасибо, милый Ленька, за вобелку. Я ее люблю очень. Ильин прислал мне... но я буду, выпив за твое здоровье, жевать твою. Скоро ли мы с тобой выпьем и закусим совместно? Жму тебя всего. Твой Федор Шаляпин». (1890 г.).

«Милый друже, Леонид! Получил твое письмо и огорчился, что ты в Милане, а меня там нет. С удовольствием повидался бы с тобой. Будь же здоров и весел, милый Леонид. Твой Федор».

В апреле 1901 года московский журнал «Развлечение» поместил на своей странице злую карикатуру такого содержания: Шаляпин - вол, а Собинов - муха. Оба с возмущением обратились в редакцию.

Собинов: «Карикатура, оскорбляющая меня, роняет в глазах публики мои добрые отношения с Шаляпиным, которыми я очень дорожу».

Шаляпин: «Не знаю, право, может, это кому-то и смешно, но для меня это и печально, так как подобного рода карикатуры могут вызвать между мной и моим товарищем неприязненное отношение, что мне крайне нежелательно».

А вот официальное заявление Собинова о своих отношениях с другом Шаляпиным: «Выше всех певцов и артистов я ставлю, конечно, Шаляпина. Колоссальный гений! Случались у нас кое-какие трения на сцене, но на личных наших отношениях они нисколько не отзывались». («Новости сезона», 15 января 1911 года).

Федор Шаляпин и Леонид Собинов, несомненно, гордость русской культуры. Влияние их новаторского таланта в реформе отечественного и мирового оперного искусства значительно. Сегодня можно с гордостью сказать: их талант сдружила земля Ярославская.

Но невольно возникает вопрос: почему же такая разница на земле Ярославской в отношении к памяти этих двух корифеев русской культуры? Конкретно к Федору Ивановичу Шаляпину. Мне могут на это возразить и возражали: Собинов родился в Ярославле, а Шаляпин - в Казани. Но ведь и великий ярославич Федор Волков родился не в Ярославле, а в Костроме: там на доме, где он родился, есть памятная доска. А если взглянуть пристально, с позиций исторической ценности и культурного наследия на топонимику нашего города, то многие улицы, площади, объекты увековечены названием не за заслуги перед Ярославлем, а даже вопреки.

Сегодня, в преддверии 1000-летнего юбилея Ярославля, мы собираемся пересмотреть нашу память об историческом наследии предков и прошлом отечественной культуры, искаженных в революционном порыве «до основания». В юбилейной суете не проглядеть бы нам важного в восстановлении справедливости к именам действительно достойным. Это замечание имеет прямое отношение и к имени гения Шаляпина. Объясню свое небеспочвенное беспокойство.

Вот уже более сорока лет я занимаюсь восстановлением справедливости к памяти великого русского певца, артиста и реформатора. Работал на «Мосфильме» в 1965 году с поэтом Юрием Дедневым над созданием сценария к художественному фильму о жизни и творчестве Шаляпина. По этой причине был знаком со старшей дочерью певца Ириной. Писал о его искусстве статьи, книги, создавал в Ярославле Шаляпинское общество.

Сегодня имя Шаляпина в мире и России не забыто. Его песни, оперные произведения, романсы, церковные песнопения звучат по радио, на ТВ, в музыкальных киосках продают диски с его записями, издают книги, пишут статьи о новых фактах жизни певца, по Волге и морю ходит лайнер его имени, открыты музеи в столице, Санкт-Петербурге, Уфе, поставлены памятники в Москве и Казани, проводят конкурсы певцов его имени. Гений Шаляпина сегодня признан «стоящим особо от всех», на вершине недосягаемости...

Но на земле Ярославской, где гениальный певец провел лучшие годы своей жизни и творчества, создавал семью, отдыхал, встречался с именитыми друзьями, вынашивал идеи сценических образов и начинал свой путь реформатора оперного искусства, вспоминал на чужбине наши «места красы непомерной» и высказывал пожелание, чтобы захоронили его возле Ярославля, об этих фактах нет даже памятной доски, хотя есть о том фотографии и материалы в СМИ и книгах.

Создается мнение, что здесь за именем Шаляпина до сих пор тащится шлейф неприятия и клубок лживых мифов с советских времен. Вот свежий послеперестроечный факт, подтверждающий это мнение. В 1994 году с парижского кладбища Батиньоль переносят прах Шаляпина на Новодевичье в Москву. А через год, в 1995-м, сносят до основания сказочный дом Шаляпиных в Ратухине. 0б этом акте вандализма была статья в газете «Золотое кольцо» журналистки Светланы Мартьяновой в октябре 1996 года.

А в 1999 году Владимиром Поваровым снят фильм «И я - народ». Но никакой реакции со стороны властных структур и организаций, занимающихся охраной памятников культуры, не последовало. Наверное, решили: подумаешь, дом Шаляпина! Не очень велика ценность! Или вообще не думали...

Учитывая великие заслуги Федора Шаляпина перед отечественной культурой и многолетнее проживание на Ярославской земле, сотрудничество и дружбу двух великих певцов Собинова и Шаляпина в Ярославии, от имени межрегионального Шаляпинского центра в Москве, ходатайства ярославского Шаляпинского общества, принятого на общем собрании в декабре 2005 года, издательства ООО
«Верхняя Волга», в связи с подготовкой к 1000-летнему юбилею Ярославля предлагаю:

- переименовать Красный съезд к Волге, назвав его Шаляпинским съездом;

- установить на береговой круче выше волжского причала памятник-диптих «Собинов - Шаляпин»;

- разработать проект и осуществить строительство в Ратухине Зеленого летнего театра по типу Прибалтийского, где ежегодно проводить международные праздники, конкурсы и фестивали певцов-солистов, вокальных ансамблей, хоров и молодежной музыки с продажей компакт-дисков с записями великих вокалистов, книг, демонстрацией музыкальных фильмов.

Для осуществления этих мер создать комитет при ярославском областном департаменте культуры и туризма.

Золотое кольцо

Поделиться
Комментировать

Популярное в разделе