Певец Дмитрий Хворостовский: "Мне хочется делать мощные шоу"

19 ноября Москва станет свидетелем крутого виража в биографии всемирно известного баритона Дмитрия Хворостовского. На сцене Государственного Кремлевского дворца певец представит проект "Дежавю", созданный специально для него композитором Игорем Крутым.

"Дежавю" - это 24 композиции на русском, итальянском и французском языках, связанные в единое целое. Тексты к большинству песен созданы поэтессой Лилией Виноградовой. Уже выпущен CD, представляющий собой двойной альбом, записанный в студиях Нью-Йорка, Лондона и Москвы и сделанный в двух версиях - стандартной (два отдельных компакт-диска) и как подарочное издание. Накануне премьеры интригующего шоу с Дмитрием Хворостовским встретилась обозреватель "Известий".

"Игорь сказал: "Нас всех убьют! Нас похоронят!"

вопрос: Как вы объясните свой новый проект и новый имидж?

ответ: Да что тут объяснять? Люди придут, услышат, увидят. Все эти потуги что-то сформулировать в попытках определить жанры и стили - пустые хлопоты.

в: Рассказывают, что это неоклассика...

о: Я вас умоляю! Зачем нужно все разжевывать, подыскивать какой-то привычный формат? Все станет ясно только на сцене - или это "да", или это "нет".

в: Когда делаешь такой большой проект, наверное, нужен взгляд со стороны?

о: Конечно. И у меня таких взглядов достаточно. Прежде всего моя жена Флоранс, которая с самого начала очень благожелательно отнеслась к этой затее. С другой стороны, мой отец. Его, наоборот, убедить было крайне сложно. Но в любом случае это мой проект. Огромная работа, выстраданная программа, которой я и Игорь отдали последние два года. Я никогда в жизни так долго не записывал один-единственный альбом.

в: Вы не боитесь растерять своих поклонников?

о: Понимаю, многим все это может не понравиться. Но как ни странно, чем холоднее бывает публика, тем мне интереснее. И тем больше я способен ей дать. Лучшие свои выступления я проводил, когда мне было плохо, когда какие-то коллизии случались в моей жизни. Если человеку удобно и хорошо, то он расслабляется, от него ускользает что-то важное. Думаю, для кого-то я откроюсь с совершенно неожиданной стороны. Например, после клипа на песню "Toi et Moi" ("Ты и я") мой агент в Латинской Америке Лиза Вагнер стала смотреть на меня совсем другими глазами. Но не в том смысле, что она меня увидела с голым торсом или с кнутом в руках...

в: А вживую, без компьютерной графики публика Кремлевского Дворца увидит подобную эпатирующую картинку?

о: Нет, конечно... Вообще благо, что мы отвергли первый вариант клипа - еще более откровенный, также придуманный режиссером Аланом Бадоевым. Хотя и он мне понравился. Я сказал "да", но Игорь сказал: "Нет! Меня убьют! Нас всех убьют! Нас похоронят!".

в: И вы сдались без боя?

о: Да. Игорь же глава проекта, он за все платит, а я просто исполнитель.

в: Понятно, что Крутой стремится к известности масштаба Тото Кутуньо или Лучио Далла. Ясно, для чего ему такая знаменитость, как вы. Но вам-то зачем всё это?

о: У меня есть свои меркантильные интересы. И профессиональные тоже. Мне интересно раздвигать рамки жанров, выходить на другой творческий уровень. "Дежавю" - для меня возможность заполучить новую публику, которая далека от оперы. А это означает проданные билеты и диски в конце концов. К сожалению, публика ведь очень косная. Чтобы она пожелала все это услышать, нужны огромные деньги, мощная ротация в эфире. Ведь именно в этом феномен всех "бочелли" и "басковых" - зарядили, и люди схавали.

в: Вы не считаете подобные методы унизительными для себя?

о: В наше время это единственно возможный вариант. Я знаю, что моему таланту и голосу многое подвластно. Я не говорю, что всё, но это - абсолютно. Это не попса, а практически та же классика с многогранными, сложными и глубокими образами. Может быть, более легкая - но без эстрадных уступок.

в: Многие говорят: "Как же Крутому повезло с Хворостовским и как же Хворостовскому не повезло с Крутым".

о: Это злоба. Я считаю, что мне повезло с Крутым. Нельзя его недооценивать. Он прекрасный профессионал, отличный мелодист, зрит в корень. Именно благодаря его упрямству и упорству этот проект и родился. Я отбрыкивался от этой идеи несколько месяцев. И когда мы стали записываться, начали поступать новые песни, я вдруг просто испугался. Между нами возникло некоторое охлаждение. Был период, когда мы прервали работу и даже не общались. Мне потребовалось какое-то время, чтобы побороть свои сомнения, поверить в то, что я делаю, и увидеть то, что Игорь видел с самого начала. Я снимаю перед ним шляпу. Он человек, который точно знает, что нужно и что важно.

"Нетребко на сцене - это хищный зверек"

в: А что теперь станет с публикой, которую вы лет двадцать пять в опере завоевывали?

о: Все в порядке. На декабрь у меня запланировано несколько классических концертов по России. Только что была постановка "Бала-маскарада" Верди на сцене Deutsche Oper в Берлине. Раньше я сознательно отстранялся от немецких оперных театров. Певцы там - пешки, средство реализации идиотских режиссерских задач, где главное - эпатировать публику. В такой системе звезды не нужны. А я ведь звезда. И то, что я делаю в опере, не делает масса певцов, поющая там за гроши. Но с ними удобно работать, потому что они не ропщут. Кстати, поначалу там меня совершенно не хотели. Но как только мое имя появилось на афишах, все билеты тут же были проданы. Летом следующего года что-то интересное на "Арене ди Верона" проклевывается. Хочу спеть там хотя бы один раз. Хотя я прекрасно чувствую себя в нью-йоркской Metropolitan и лондонском Covent Garden. И в принципе этого мне достаточно. У меня масса различных творческих идей и задач. Я не могу быть только оперным певцом.

в: Почему?

о: Мне нравятся концерты современной музыки, хочется делать какие-то мощные шоу. К тому же я просто вылечу в финансовую трубу, если буду петь исключительно в опере.

в: Вы получаете удовольствие от общения с нашим шоу-бизнесом?

о: Летом в Юрмале я получил массу удовольствия на заключительном концерте лауреатов фестиваля "Новая волна". Многие понравились, всегда интересно, когда люди поют вживую. А что происходит за кулисами - я абсолютно не в курсе. Ни с кем не общаюсь, кроме Крутого.

в: Судя по телетрансляции того концерта, можно было подумать, что вы с Иосифом Кобзоном на дружеской ноге...

о: Мы не друзья, но в Юрмале с удовольствием общались. Кобзон - это наше всё. Наша история, наша лучшая песенная традиция. То, на чем я вырос. Я бесконечно уважаю этого человека за его профессионализм и целеустремленность.

в: История с военными песнями для вас уже закончена?

о: Нет, конечно. Хотя я не ожидал, что она обретет такой размах. Мне не свойственно масштабное видение своего настоящего и будущего. Я узколобый в этом смысле - сначала чувствую, а потом понимаю. Но я не мог этого не сделать. Я должен был. Это одна из самых важных страниц нашей истории и культуры. И везде концерты проходят на ура. Всегда ко мне подходят ветераны, благодарят. И не только бабушки и дедушки, но и совсем молодые парни. Ведь, к сожалению, войны-то ведутся постоянно.

в: Музыкальный фильм, в котором нынешним летом вы снялись вместе с Рене Флеминг в Петербурге, увидят в России?

о: Этот фильм уже куплен многими телеканалами: американским PBS, франко-немецким Arte, немецким ZDF и CBS Canada. А российские каналы, насколько я знаю, пока интереса не выказали. Фильм сделан в двух вариантах - исходном и сокращенном. Мне, кажется, получилась любопытная дуэтная работа. Мы вживую пели во дворцах Санкт-Петербурга. Рене была великолепна во всем. И как гид по Петербургу, и как певица, и как женщина в роскошных платьях от Вивьен Вествуд. Я обожаю петь с Рене. Она практически идеальный партнер и многогранная исполнительница, органичная во всех образах - и мать, и женщина, и дочка, и любовница, и всё что угодно.

в: А кто еще из певиц у вас в фаворитках?

о: Я из тех, кому нужно, чтобы певица нравилась - хотя бы чуть-чуть. Если совсем не нравится, приходится сильно напрягаться. Мне с Аней Нетребко очень нравится петь. Я считаю, что Аня просто создана для сцены. Это такой сценический зверек хищный, который может тебя проглотить. Мне странно, что раньше она сильно опасалась концертов. У нее есть качество, присущее маленьким девочкам, которые способны вскочить на стул и выдать "цыганочку". И никакой тебе застенчивости, никаких комплексов. В этом отношении с ней легко, весело, хорошо. К тому же она просто очень красивая женщина. И сейчас у нас много совместных планов.

"Не хочу зацикливаться на талантах своих детей"

в: Концерт в Москве, перенесенный из-за вашей болезни с 15 июня на 10 декабря, состоится?

о: Концерт будет. Но не с Валерием Гергиевым, как было задумано летом. Он не смог в своем плотном графике найти пару дней для репетиций. Вместе со мной в рамках другого проекта - "Хворостовский&friends" - в Большом зале консерватории выступит очень хороший певец, солист Мариинского театра Ильдар Абдразаков. Я очень рад, что есть возможность представить Ильдара. По-моему, он наиболее перспективный и популярный бас не только среди русских певцов, но вообще в мире. А за дирижерский пульт Госоркестра встанет румын Ион Марин. Должен сказать, что меня неприятно удивил ажиотаж, что возник вокруг тогдашней отмены концерта. Каждый человек - и певец в том числе - имеет право заболеть. А то, что писали, будто я потерял голос, так это, слава Богу, чушь.

в: Но ведь подобные треволнения вокруг нормальны для звезды?

о: Я давно живу как за стеклянной стеной. Понимаю, что любое мое движение и слово, особенно в России, вызывают интерес. Но нереально быть любимым всеми. Конечно, на людях многие вещи недопустимы. Например, злость. Надо быть всегда предельно доброжелательным, предупредительным и достаточно активным для того, чтобы предвосхищать какие-то нежелательные моменты. Очень помогает чувство юмора. С ним нелепых ситуаций можно избежать или, шутя и смеясь, свести их на нет.

в: Где же вы бываете самим собой?

о: Дома. С семьей, с детьми.

в: Каково у вас с Флоранс разделение родительских амплуа? Мама добрая, папа строгий?

о: Мы оба добрые. Мама проводит с детьми больше времени, поэтому она может быть строже. Но когда папа сводит брови, сын Максим тоже боится. У нас все-таки две личности растут, которым иногда бывает мало места под одной крышей, хотя, с другой стороны, они друг без друга жить не могут ни секунды. И Максим, которому сейчас шесть лет, и Ниночка, которой два года, - это уже два сильных и разных характера.

в: В ком из них больше вас?

о: Своего я вижу мало. В их возрасте я был другим, у меня ведь было обычное советское детство. Мои дети более раскованные. Хотя у Максима сейчас начинается сложный период, когда он бывает не уверен в себе, боится, сталкиваясь с первыми трудностями в своей жизни. И тут очень важно убедить его в том, что без труда ничего добиться нельзя. Без того, чтобы тебе было иногда плохо или не очень интересно, ничего не произойдет, ты ничему не научишься. При том что он мальчик одаренный, в нем природой много разных талантов заложено. Но я не хочу на этом зацикливаться. Не хочу превращаться в одного из тех помешанных родителей, что, видя в ребенке талант, истязают детей собственными амбициями. Нина, мне кажется, музыкально гораздо одареннее Максима. У нее явно выраженный слух, она любит и умеет петь. Но здесь надо учитывать, что мы, как всякие родители, необъективны. 

в: Каков ваш день, прожитый в свое удовольствие, но без музыки?

о: Конечно, лучше всего - поиграть с детьми, если дети под боком. Классно тонизируют физические упражнения. Если чувствую, что заболеваю, первым делом иду в фитнесс - и тогда "батареек" хватает на целый день. Еще люблю смотреть с друзьями фильмы, которые не всегда заставляют думать. Боевики, где всё вокруг бадабим-бадабум. Надо мной посмеиваются, но мне такое времяпрепровождение приятно.

Мария Бабалова

Известия
Поделиться
Комментировать

Популярное в разделе