«Поп-механика» вернулась

В «Гоголь-центре» отметили 60-летие Курехина

Концерт «Курехин: NEXT» был придуман Фондом Курехина и поддержан Министерством культуры.

© РИА Новости. Кирилл Каллиников

Ансамбль Алексея Айги «4'33» исполнил сочинения Сергея Курехина под видеоряд из фильмов, к которым тот написал музыку и где сыграл роли. На сцену также вышли бывшие участники «Поп-механики», которые частично воссоздали атмосферу курехинских «лайвов», правда без советских звезд эстрады, зверей и вообще большинства той сборной, которой славился коллектив.


Концерт «Курехин: NEXT» был придуман Фондом Курехина и поддержан Министерством культуры, которое обещает содействовать изданию музыкальных произведений Курехина и выпуску фильмов с его участием на DVD. Мероприятие задумывалось как шоу — таковым оно и было, чтобы сохранить импровизационность, присущую выступлениям той самой «Поп-механики», свежесть и чистый драйв рок-н-ролльных соло. Это был «экскурс в Курехина» за час — его музыка, видео, голос, рассказывающий о броме, те же лица: Сергей Летов, Александр «Фагот» Александров, Саинхо Намчылак и другие, так или иначе связанные с жизнью «Поп-механики». Даже если кто-то услышал фамилию Курехин впервые, теперь наверняка переймет любовь, которую питает к нему постсоветский слушатель.


Музыка Курехина играется сама: он, как авангардный Чайковский, был гениальным космополитом, понятным всем и не нуждающимся в переводе — только держи ритм. Он был гениальным имитатором, нелегальным постмодернистом, «штамповавшим» кинематографическую лирику, которая выходила тоньше оригинальной, и задававшим авангардный тон вечному питерскому декадансу. Курехин умел писать «в один слой» — все его произведения живут как на ладони, несмотря на диссонансы и напускную «заумь», гротескность и добрую издевку, коей во многом было и все его творчество. А на самом деле ему нравилась группа Devo.


Кола Бельды, Сергей Курехин, «Популярная механика» SaveFrom.net

«Поп-механика» всегда была сборным коллективом: там играли участники «АукцЫона», «Аквариума», «Кино» и других современных Курехину групп. На концерте использовались не только средства экспрессии музыкальной, но и технической: Курехин-дирижер мог парить в воздухе на тросах, аккомпанировать «оркестру» на рояле и одновременно дирижировать им, разбавлять авангардную интерпретацию советских хитов невероятными костюмами, арфистками, Эдуардом Хилем и кроликами, превращая концерт в цирковой перформанс или просто в капустник. Всего в «Поп-механике» принимало участие около 100 человек в разное время: она никогда не была сложившимся и оформившимся коллективом.


Когда ансамбль Айги судорожно пилил смычком виолончельные струны в рок-н-ролльных пассажах или выводил задушевные каденции из кинофильма «Два капитана–2», весь зал дрожал от счастья, и каждый раз аплодисменты не умолкали подолгу. Чем объяснить нынешнюю любовь слушателя к курехинским экзерсисам? Этих факторов несколько: деятельность Фонда Курехина, фестиваль SKIF, принятие авангарда и патриотизм, который теперь охватывает все ту же либеральную публику за прослушиванием Live Leningrad — и она больше уже не хочет «вон из Рашки».

Соня Шпильберг

Московские новости

Поделиться
Комментировать

Популярное в разделе